Психологами и педагогами доказано, что на основе возросших умственных и познавательных способностей старший дошкольник способен проявить устойчивый интерес к родной стране, событиям в ней происходящим; у детей этого возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему. Выявленные психологами особенности свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы гражданского воспитания детей данного возраста. В реформе общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнута необходимость организации специальной работы по воспитанию у детей дошкольного возраста любви к Родине, учитывая при этом особенности возраста, национальных культур и традиций народа.
Актуальность гражданского воспитания на социально-педагогическом уровне нашло отражение в : «Законе Об образовании Российской Федерации», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей-подростков и молодежи, в ФГТ, ФГОС.
Идея гражданского воспитания во все времена занимала особое место. О гражданском воспитании писали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский.
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789 – 1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.
«Патриот - это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».
Патриотизм (греч. Patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины.
Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.
Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.
Особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи. И от того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее нашей Родины.
Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в детском саду.
Гражданское воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувства патриотизма и гражданственности [1, с. 148].
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной.
Изучая теорию формирования основ гражданственности у дошкольников, задачи гражданского воспитания в детском саду могут быть следующие: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Критериями сформированности основ гражданственности у детей дошкольного возраста, по мнению Казаевой Е.А. являются: полнота представлений о Родине, гражданских правах, обязанностях, людях разных национальностей; сформированность положительного эмоционального отношения к Родине, потребности выполнять свои обязанности дома, в детском саду, испытывать положительные чувства к представителям других национальностей; готовность ребенка действовать позитивно как по отношению к близким, так и по отношению ко всем окружающим, в том числе представителям других национальностей. [2, с. 240].
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданскому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Условия гражданского воспитания:
Создание, благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в школе должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной школе, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству;
Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)
Принципы гражданского воспитания:
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми. [3, с. 3].
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.
Гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения.
Проблема формирования гражданского воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.
Дошкольный возраст является благоприятным для формирования гражданского воспитания. У детей младшего школьного возраста появляются представления о явлениях и событиях. К показателям сформированности знаний о родном городе относят такие, как знание дошкольниками герба, флага, гимна нашей страны, улиц и достопримечательностей города.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Барабаш Т., Вицко Е. и др. Мы - россияне! [Текст] //Дошкольное воспитание - 2014.- № 3. - с. 19-23.
Казакова Е. Наша Родина - Россия [Текст]//Дошкольное воспитание - 2012.- № 1. - с. 124-126.
Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2014. – 96 с.