Наблюдения физиологов и педагогов демонстрируют, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических специфик трудно приспосабливаются к новым для них условиям, только частично справляются (либо не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.
К школе, ребенок обязан быть взрослым как в физическом и общественном отношении, так и добиться установленного уровня интеллектуального и эмоционально-волевого формирования. Учебная деятельность призывает элементарных основных познаний об находящемся вокруг обществе. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых стремлений для исполнения установленных задач.
Поступление в школу - это основа нового этапа в жизни ребенка, вступление его в общество знаний, новых прав и прямых обязанностей, трудных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и ровесниками [4].
Одним из значимых вопросов вступления ребёнка в школьную жизнь представляется его подготовленность к школе. В нынешнее время имеется огромное число определений и классификаций готовности ребёнка к обучению в школе. Подготовленность к школьному обучению – это главное образование дошкольного возраста.
Большинство научных исследователей имеют схожесть в том, что психическая подготовленность к школе это непростое комплексное формирование, заключающееся из многих компонентов: умственная, эмоционально-волевая, личностная, мотивационная и коммуникативная подготовленность. Все эти элементы значимы в целом, для того, чтобы учёба была эффективной, быстрее протекала адаптация к новым школьным обстоятельствам.
Для ребенка, прибывающего в школу, достаточно принципиально отношение к учителю, ровесникам и лично себе. К концу дошкольного возраста обязана сформироваться подобная форма общения ребенка со старшими, как внеситуативно-личностное взаимодействие. Облегчается взаимодействие в ситуации занятия, когда исключены прямые эмоциональные контакты, когда невозможно поговорить на сторонние темы, а допускается только лишь отвечать на установленные вопросы и самому задавать вопросы согласно делу, предварительно подняв руку.
Личностная готовность к школе содержит также установленное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность подразумевает адекватное отношение ребенка к собственным возможностям, результатам работы, действию, т.е. конкретный уровень формирования самосознания.
Для того, чтобы выработать у ребёнка эмоциональную готовность к школьному обучению, ему нужна многообразная увлекательная жизнь, в которой он обретает многосторонний игровой навык, обучается содержательному общению и взаимодействию со старшими и ровесниками, имеет вероятность музицировать, изображать, создавать.
Работа педагога детского сада согласно развитию у детей мотивов учения и позитивного взаимоотношения к школе ориентирована на разрешение трёх главных задач:
1. развитие у детей верных взглядов о школе и учении;
2. развитие позитивного психологического взаимоотношения к школе;
3. развитие навыка учебной деятельности [1].
Итак, педагогические условия согласно формированию у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы детского сада разнообразны. В главную очередь педагог придерживается той программы, по которой функционирует детский сад, которую взял за базу собственного воспитательно-образовательного процесса. Принципиально не забывать, что соответственная для дошкольного возраста форма изучения – это исполнение, поэтому педагог обязан вовремя особо отметить тех ребят, которые начинают утрачивать внимание к игре, и тех, которые играют на простом уровне.
Таким образом, существенное место в образовательном ходе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, дозволяющей взрослому понять, в правильном ли направлении он реализовывает подготовку детей к школе. Значимость диагностики состоит не в непосредственном получении определенных результатов, констатирующих свершения либо трудности дошкольников. Ее основной функцией представляется обнаружение факторов, затрудняющих развитие ребенка в наиболее высокий уровень формирования.
Для исследования уровня сформированности компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы детского сада, можно выделить такие методики, как:
1. Методика Л.А. Венгера «Две школы».
2. Методика «Исследование мотивации учения у старших дошкольников».
3. Тест «Нелепицы».
4. Тест «Пространственно-арифметический диктант».
5. Тест «Аналогии» и прочие [2].
Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе педагогам подготовительных групп, в своей работе важно учитывать следующие рекомендации:
- поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, прививать ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки, хвалить ребенка, не ругать за допущенные ошибки;
- развивать в ребенке навыки общения, научить дружить, делить успехи и неудачи;
- не допускать скуки во время занятий;
- повторять упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант;
- не проявлять тревоги о недостаточных успехах, и недостаточного продвижения вперед, быть терпеливыми, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности, поддерживать будущего первоклассника в его желании добиться успеха [3].
Самое главное для ребенка, поступающего в школу - не умения и навыки, а уверенность в себе и в родительской любви и поддержке, что бы ни происходило в школе.
Таким образом, психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Список литературы
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе[Текст] – СПб.:Питер, 2013. – 207с.
Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 297с.
Нижегородцева Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе[Текст] М.: ВЛАДОС, 2011. – 256 с.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога[Текст]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 384 с.