СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРОЖИВАЮЩИХ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРОЖИВАЮЩИХ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ

Архипова Д.А. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: В статье представлены и раскрыты основные факторы, препятствующие социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированном учреждении. Раскрываются основные проблемы, связанные с трудностями в социализации детей-сирот. А также обозначаются статистические недоработки, мешающие полному анализу описанных проблем.

The article presented and disclosed the main factors impeding the social adaptation of orphans and children left without parental care living in the institution. Disclosed are the main problems related to difficulties in socialization of orphans. And as indicated by statistical shortcomings that prevent a complete analysis of the problems described above.

Ключевые слова: социальная адаптация, социальная адаптированность, самоактуализация, саморегуляция.

Мы хорошо знакомы с понятием социальная адаптация. Это понятие подразумевает процесс вхождения и приспособления индивида к общественной среде. Чтобы обозначить уровень успешного прохождения процесса социальной адаптации нами используется термин – социальная адаптированность. Социальная адаптированность – комплекс приобретенных и освоенных навыков необходимых для успешной реализации личности в обществе на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. Социальная адаптированность успешно приобретается в первую очередь при освоение следующих навыков [2]: коммуникативные навыки (умение выстраивать различные формы коммуникаций), реализация собственного потенциала (социальные достижения), навык саморегуляции, усвоение социальных норм.

Если рассматривать процесс социальной адаптации индивида с нормативным состоянием здоровья и растущего в благоприятных социальных условиях, становится понятным, что приобретение социальной адаптированности происходит естественным путем. Однако, в случае взросления индивида в особых социальных условиях (специализированные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), процесс социальной адаптации значительно затруднен и это вызвано следующими факторами: ограниченность социальных контактов у индивида, его отчужденность от социума, низкое образовательное сопровождение, как следствие низкий образовательный уровень воспитанников, низкий уровень самоактуализации и самоорганизации, высокий уровень депривации, как следствие низкий уровень саморегуляции.

«Адаптация» у индивида, по мнению Прачука С.Ю.[2], необходима для преодоления индивидом вызовов окружающей среды. С нашей точки зрения процесс социальной адаптации происходит только при соприкосновении индивида с социальными процессами, при дозированном преодолении этих вызовов происходит приспособление к социальным устоям и нормам. Другими словами развитие навыков необходимых для приобретения социальной адаптированности возможно только при постепенной интеграции личности в общество. Ребенок растущий в специализированном учреждении привыкает к нормам и правилам, сформированным на уровне данной микрогруппы. Его приспособленность ограничивается только навыками необходимыми для жизни в пределах учреждения, однако данных навыков абсолютно недостаточно для формирования адаптированнности в социуме. Иными словами, для расширения адаптированности необходимо постепенное приобщение индивида к общественной жизни, путем установления новых социальных связей.

Многие исследователи, такие как Дружинина А.А., Февральская М.А., в своих работах говорят о том, что у большого процента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей диагностируется интеллектуальные и психические нарушения, в связи с этим фактом многие исследователи также подвергают сомнению подлинность диагнозов, говоря о том, что определяющие эти нарушения категории здоровья часто присуждаются детям недостаточно объективно[3]. В частности, Л. Петрановская, педагог-психолог, специалист по семейному устройству, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», говорит о том, что детям в детских домах психолого-педагогические комиссии диагнозы ставят при крайне коротком обследовании, во время которого невозможно не только обнаружить разницы между двумя диагнозами (задержка психического развития и умственная отсталость), но и отличить их от шокового состояния после потери родителей.[4] При этом подобные комиссии, как правило, проходят в первые дни и недели после потери ребенком семьи. Более того, в разных регионах можно наблюдать совершенно разную картину: одни комиссии настроены на «выбраковку», другие — стараются найти в детях потенциал. Степень гипердиагностики может очень сильно отличаться – в некоторых регионах она может доходить до 50%. Также необходимо говорить о том, что даже в случае объективного обладания ребенком одним из данных диагнозов крайне часто дети обучаются не по адаптированным общеобразовательным программам, а в специализированных коррекционных школах, что является нарушением препятствующим социальной адаптации ребенка. [5] Также необходимо контролировать качество реабилитационной и абилитационной работы, которая проводится среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку зачастую такой диагноз как ЗПР является не врожденным, а приобретенным.

Несерьезное отношение к своему будущему у воспитанников специализированных учреждений формируется из-за отсутствия стремлений и мотивации. Исходя из комментариев исследователей занимающихся данным вопросом, для детей-сирот характерно жить только однодневными стремлениями. Отсутствует навык планирования своего будущего. Неуверенность в себе, отсутствие самоактуализации приводят к тому, что воспитанники не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо. В лучшем случае они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. Так как обыденный образ жизни ребенка проживающего в учреждении подразумевает постоянный над ним контроль, покрытие его ежедневных потребность без его участия, полную бытовую опеку он просто не имеет понятия от самоорганизации. У ребенка не формируется необходимое для социальной адаптации представление о самостоятельности. [7]

Существует идея особого типа личности у ребенка, проживающего в специализированном учреждении. Высокий уровень депривации вызывает высокую потребность у ребенка в общении с взрослыми, что обусловлено потребностью ребенка в одобрении и мотивации, которую он не способен спроектировать сам из-за отсутствия положительного психологического опыта. Наличие высокого уровня депривации обосновывает формированием у индивида специфичных черт. Развивается шаблонное поведение, ориентация на постоянный внешний контроль, слаборазвиты механизмы саморегуляции, что заменяется формированием различных видов защитного поведения: агрессия, уход в себя, склонность перекладывать вину на других итд. Наличие данных характеристик не позволяет ребенку приобрести необходимый для социальной адаптации навык саморегуляции.

Таким образом, вопрос приобретения достаточного уровня социальной адаптированности детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей комплексный. Невозможно решить его не учитывая психологические, физиологические и социальные аспекты. Кроме того, социальная адаптация ребенка возможна только при индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении ребенка, так как для успешного прохождения этого процесса важно учитывать также все личностные потребности индивида.

Необходимо заметить, что на данный момент, несмотря на большое внимание к проблеме социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ведется статистика, которая могла бы более полно выявить остроту этой проблем. Возможно найти лишь статистические данные отдельных регионов страны и всероссийские данные многолетней давности, что является недостаточным для анализа и проектирования необходимых мер по решению вопроса неуспешной социальной адаптация детей-сирот.

Список используемой литературы:

  1. Приходько О.Г., Кондрашова Алла Александровна Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2014. №3;

  2. Прачук С.Ю. Сущность социальной адаптации подростков // Science Time. 2014. №10 (10);

  3. Аксенов А.М. Интеграция детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в современную жизнь // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2;

  4. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка // Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов. - АСТ; Москва; 2015.

  5. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

  6. Февральская М.А. Социальная адаптация детей-сирот в России // Science Time. 2015. №12;

  7. Дружинина А.А.Основные направления социально-педагогической работы по формированию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник ТГУ. 2015. №8

 

Просмотров работы: 375