От современного учащегося требуется высокий уровень самостоятельности, умение выдвигать различные варианты решения проблемы, развитое продуктивное и творческое мышление, относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, инструментальная, исследовательская, социальная и информационная. Среди выдвинутых компетентностей особое значение приобретает социальная компетенция, ибо такие тенденции модернизации российского образования, как стремление к открытости, гуманитаризация, профильность обучения, интернационализация и другие находят наиболее яркое отражение в развитии социальной компетенции школьника.
Социальная компетентность – это способность личности понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила, играть разные социальные роли.
В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали внедряющимся подходам к отбору содержания образования, компетентностному подходу в образовании в свете требований ФГОС. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов.
Отечественные педагоги (Е.Г. Кагаров, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий и др.) основную ценность метода проектов видели в развитии социально значимых качеств личности – коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели др., и, соответственно, основной упор делался на коллективную общественно-полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов.
В свою очередь американские педагоги (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс и др.) основную цель метода проектов видели в выработке индивидуальной приспособительной реакции школьника на ситуацию или среду.
Однако, анализируя два этих подхода с позиции эффективности метода для развития социальной компетентности, надо полагать, что в каждом из них есть важные характерные черты.
В педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
В соответствии с указанными определениями и различными описаниями метода проектов выделим его характерные черты:
сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;
использование комплекса знаний из различных сфер;
соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;
четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;
творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности;
направленность на практический, социально-значимый результат.
При использовании метода проектов существует два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цель проекта достигнута, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Второй результат – это сам выполненный проект.
Работая над проектами, многие учащиеся должны будут выйти из привычной среды, где центральной фигурой был учитель с его пристально-надзорной деятельностью от начала до конца. Конечно, при этом есть опасность попадания учащихся в тупиковые ситуации, движения в ошибочном направлении. Поэтому функции деятельности учителя получают несколько иное направление. Он выступает в роли неназойливого эксперта, а конструктивно рассматривающего совместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации.
Также ценность творческих проектов, которые находят широкое применение в организации различных внеурочных мероприятий и праздников. Творческая атмосфера на протяжении всей работы играет роль сплачивающего фактора, помогая ученикам развивать умение работать в команде и уважительное отношение ко всем участникам проекта.
Необходимо уделять больше внимания этапу презентации и оценки результатов, на котором происходит их защита, оппонирование, рефлексивный анализ и оценка результатов проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов. Так как это позволит ученикам более осознанно подойти к работе над проектом, в полной мере понять их практическую значимость, а также повысить самооценку от осознания важности и практической значимости результатов своей деятельности.
Школьники могут выполнять интеллектуальные, материальные, экологические, сервисные, комплексные проекты по следующим направлениям: школа, производство, досуг, дом, профессиональное самоопределение и др.
В работе педагоги МБОУ НОШ №1 г. Чебоксары часто используют метод проектов. Они активно развивают проект «Я – читатель». Обсуждая цели и задачи при выполнении проекта, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, учащиеся, выполняя эту работу в групповой форме, учатся взаимопониманию, слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, такая деятельность развивает важное социально-значимое качество личности – коллективизм. Развитию этого качества способствует проектная деятельность.
Также сама цель проекта – не только приобщение детей к чтению книги, но и формирование правильной социальной позиции и нравственных ценностей общества, которые дети черпают из произведений. А учитель учит детей делать правильный нравственный выбор.
Таким образом, выполняя такого рода проекты, связанные с решением определенных проблем, имеющих практическую значимость, ученик приобретает знания, выходящие по своему личностному смыслу за рамки отдельной учебной дисциплины, а по своему дидактическому значению за рамки привычного школьного окружения, связывающие школьника с реальными социальными проблемами.
Список литературы
Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – №5. – С. 3-12
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С.61
Социально-педагогическое проектирование : учеб. пособие / Чуваш. гос. пед. ун-т ; [сост. Т. В. Ярусова, Т. В. Горбунова]. – Чебоксары : ЧГПУ, 2014. – 92 с.