КУБИНСКИЙ ВЕКТОР ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ КНР - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КУБИНСКИЙ ВЕКТОР ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ КНР

Лексина Е.А. 1
1МБОУ СОШ №3 им. И.В. Панфилова г. Петровска
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Регион Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) привлекает пристальное внимание мировых акторов. Среди ключевых игроков на «латиноамериканском поле» особо выделяются США и Китай – два мировых экономических гиганта, которые являются конкурентами и стремятся заручиться поддержкой региональных держав с целью усилить свои позиции в ЛАКБ и тем самым закрепить лидерство в ключевых точках земного шара. 

Основная цель работы – охарактеризовать развитие китайско-кубинских отношений, а также выявить перспективы двустороннего диалога в условиях начала процесса нормализации американо-кубинских отношений. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть современное состояние китайско-кубинского диалога, проанализировав экономическую и политическую составляющую отношений;

2) определить взаимные интересы сторон;

3) проанализировать перспективы китайско-кубинских отношений.

Современный диалог КНР и Кубы

Китайско-кубинские отношения опираются на многолетнюю взаимовыгодную основу. Точкой отсчета для отношений между государствами принято считать 28 сентября 1960 г. Куба стала первой страной ЛАКБ, которая признала Китайскую Народную Республику де-юре и установила с ней дипломатические отношения. С тех пор межгосударственный диалог не раз испытывался на прочность, однако страны находили точки соприкосновения и сохраняли активность в развитии сотрудничества.

Историю китайско-кубинских взаимоотношений можно охарактеризовать как взаимовыгодное, прагматичное сотрудничество. Тем не менее, нельзя не учитывать хорошую основу для политического сближения государств.

Во-первых, оба государства избрали в качестве модели своего развития социализм. Безусловно, социализм Кубы отличается от социализма Китая. Кубинская социалистическая модель базируется во многом на советском опыте, поэтому нуждается в модернизации в условиях современного мира. Китайская же модель («социализм с китайской спецификой») представляет собой симбиоз централизованной экономики с использованием рыночных механизмов. Однако, учитывая немногочисленный состав социалистических государств на международной арене, неудивительно, что Китай и Куба планомерно движутся навстречу друг другу.

Во-вторых, позиции сторон по международным вопросам часто близки либо совпадают. Глава МИД Кубы Бруно Родригез утверждает, что у Китая и Кубы общие задачи в международных делах [3]. Кроме того, Пекин неоднократно выражал кубинским лидерам свою поддержку в вопросах снятия экономической блокады с Кубы и ее возвращения из международной изоляции в мировую систему на правах полноценного участника.

Конечно, после смерти вдохновителя Кубинской революции и отца современной Кубы Фиделя Кастро остро встал вопрос, по какому пути пойдет посткастровская Куба: выберет построение социализма, взяв курс на внедрение китайского опыта либо развернется на 180 градусов и будет налаживать диалог с США, проводя рыночные и демократические реформы. Многие исследователи полагают, что в новых реалиях Куба, учитывая предыдущий опыт взаимоотношений с могущественным северным соседом, не станет сворачивать с социалистического пути, а примет китайский вариант развития. Однако нельзя не учитывать тот факт, что в 2018 г. пост главы государства покинет Рауль Кастро и пока неизвестно имя преемника, поэтому прогнозы относительно будущего развития Кубы пока остаются всего лишь прогнозами.

Китай и Куба нередко обмениваются визитами на высшем и высоком уровне. Визит главы китайского правительства Ли Кэцяна в ноябре прошлого года ознаменовался новым подъемом в двусторонних отношениях. В рамках этой встречи стороны подтвердили приверженность общим социалистическим ценностям и обсудили перспективы двустороннего сотрудничества. Китайско-кубинские отношения получили новый импульс в связи с интенсификацией сотрудничества в области образования и информационных коммуникаций [1]. Ли Кэцян представил соответствующую дорожную карту сотрудничества в области знаний (knowledge cooperation), которое будет основываться на четырех базовых принципах: развитие индустрии, коммерции, культурное и интеллектуальное развитие стран [1]. Особо китайский премьер подчеркнул важность четвертого пункта, в рамках которого стороны должны делиться опытом в области развития новых технологий и сотрудничать в использовании и развитии интеллектуального потенциала. По признанию сторон, сотрудничество в данном формате может стать прочной основой для укрепления дружественных связей.

Однако важнейшей частью сотрудничества является экономическая сфера. В 1990-е гг., в условиях тяжелейшего эмбарго и отсутствия поддержки со стороны России, которая была занята внутренними проблемами, Китай протянул дружественному социалистическому государству руку помощи. В рамках «энергетической революции», которая начала реализовываться на острове в начале 2000-х гг. и была направлена на замену устаревшего энергозатратного оборудования, Гавана приобрела у Пекина энергосберегающую продукцию «нового поколения», что позволило кубинскому правительству в дальнейшем сэкономить значительные суммы [4].

Китай также оказывал Кубе содействие в освоении новейших информационных технологий в составе китайского «Большого дракона информационных технологий» и кубинского предприятия «Электроэнергетический Союз» (Union Electrica). Заработала межправительственная комиссия, координирующая торговые операции между двумя странами [4].

Пекин стабильно занимает одно из первых мест среди торговых партнеров Гаваны. По итогам 2015 г. китайский экспорт достиг 2,33 млрд долл. Его структура представляет собой следующий набор: технологии (в основном, телекоммуникационный сектор), машинное оборудование, сырье и продукты массового потребления. Примечательно, что в 2016 г. в связи со снижением товарооборота Кубы с Венесуэлой, Китай выдвинулся в лидеры среди торговых партнеров Кубы [2]. Данный факт свидетельствует об успешной «привязке» кубинской экономики к КНР. Но будет ли достигнутый успех постоянным явлением в двусторонних отношениях?

Важнейшим критерием экономического сотрудничества двух стран является уровень китайских инвестиций в кубинскую экономику. Во время визита на Остров Свободы главы КНР Си Цзиньпина в 2016 г. было подписано 29 новых соглашений, содержание которых касалось таких сфер, как финансы, биотехнология, сельское хозяйство, объекты инфраструктуры и возобновляемые источники энергии. Благодаря предоставленному правительством КНР кредиту в 100 млн долл., будет модернизирован морской порт в Сантьяго-де-Куба [7].

Несмотря на небольшое количество совместных предприятий и прямых инвестиций, Китай планирует масштабные вложения в туристическую отрасль кубинского хозяйства на сумму 460 млн долл. Кроме того, многие эксперты отмечают определенную выгоду для Китая от смягчения политики США в отношении Кубы. По мнению Сю Шичена, ведущего эксперта по Кубе в Академии общественных наук КНР, смягчение санкций и отмена эмбарго откроют неисчерпаемое количество перспектив перед Китайской Народной Республикой, т.к. сейчас санкции серьезно ограничивают свободу китайских предприятий на Кубе и препятствуют углублению и расширению экономического диалога стран. Помимо этого, как отмечает Сю, ограничения, связанные с иностранными инвестициями, мешают компаниям нанимать рабочих и осуществлять денежные переводы в Китай [10].

Немаловажное значение во взаимоотношениях двух стран имеет социокультурный фактор. Китай, взяв на вооружение и активно используя в своей внешнеполитической стратегии механизмы мягкой силы, преуспел в этом за прошедшие несколько лет. В отношении Кубы также можно проследить позитивную тенденцию в данном направлении.

Во-первых, кубинцы положительно воспринимают китайцев. Здесь, вероятно, свою роль играют идеологическая близость и исторический базис холодной войны, который еще плотно запечатлен в памяти многих кубинцев.

Во-вторых, на Кубе в разные исторические эпохи проживало некоторое количество китайцев и до сих пор остались семьи, образовавшие китайские кварталы. В последнее время за возрождение кубинского Чайнатауна взялось правительство, вероятно, в связи с расширением сотрудничества с Китаем. Местные чиновники уверены, что им удастся вдохнуть в старые китайские кварталы новую жизнь [6].

В-третьих, на Кубе функционируют специальные образовательные центры, где можно приобщиться к культуре Поднебесной и выучить язык [6]. Тем самым, китайцы деликатно формируют у кубинцев интерес к своей культуре и языку, что скрепляет узы, связывающие эти социалистические государства, несмотря на территориальную удаленность.

Более того, в эпоху развития информационно-цифровых технологий было бы ошибкой со стороны КНР не воспользоваться потенциалом Кубы в области строительства там Интернет-инфраструктуры. Дело в том, что на острове в условиях контроля государства за всеми сферами жизни общества Интернет развивается с определенными ограничениями. Только с началом реформ, которые инициировал Рауль Кастро, Интернет стал доступен гражданам Кубы, ранее им могли пользоваться только люди определенных профессий и лишь при наличии письменного разрешения правительства.

Взаимные интересы сторон

Исходя из анализа политических, экономических и культурных предпосылок сближения Китая и Кубы, необходимо выяснить природу взаимоотношений стран. Чем, помимо схожести государственного строя, продиктовано стремление обеих стран к взаимному сотрудничеству. Какие интересы преследует Китай на Кубе? И чем Поднебесная привлекает Остров Свободы?

Необходимо понимать, что сотрудничество Пекина и Гаваны базируется на прочных и объективных принципах выстраивания взаимовыгодных отношений, в основе которых лежит прагматизм. Китай с 2000-х гг. активно наращивает свое присутствие в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна. Куба занимает важное местоположение, поскольку находится на стыке Северной, Центральной и Южной Америк, являясь тем самым связующим звеном между ними. Вероятно, поэтому она выбрана китайским правительством.

Кроме того, для Китая важное значение имеет вопрос строительства Никарагуанского канала в качестве альтернативы Панамскому. Соответственно, Куба может рассматриваться китайским правительством как подходящий форпост, укрепление позиций на котором расширит возможности Китая по расширению экономического присутствия в регионе и «привязки» стран Латинской Америки.

Также нельзя не учитывать влияние на отношения Китая и Кубы американского фактора. США в своем стремлении изолировать Кубу не предвидели усиления КНР, а потому проект изгоизации Острова Свободы казался американской администрации вполне реалистичным. Однако сегодня Китай и США являются главными конкурентами на звание глобального лидера XXI столетия. Многие эксперты предполагают, что результат их противостояния определит новый расклад на мировой шахматной доске. А потому соперничество двух гигантов происходит во всех точках земного шара.

Одним из существенных достижений Китая на латиноамериканском направлении является интенсивное сотрудничество с интеграционным объединением СЕЛАК. Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна было образовано в 2010 г. В него включено 33 государства региона, исключая США и Канаду. По мнению исследователей, данная организация создана с целью заменить Организацию американских государств (ОАГ), которую бывший президент Венесуэлы Уго Чавес назвал «устаревшей и изношенной» [9]. КНР в отсутствие США наращивает сотрудничество со странами Сообщества. Китайское правительство еще в 2014 г. выдвинуло инициативу по созданию в регионе двух китайских инвестиционных фондов с суммарным капиталом до 25 млрд долл., который будет направлен на развитие инфраструктуры и реализацию социально-экономических проектов [5].

Серьезность намерений Китая в отношении стран СЕЛАК подтвердилась созданием постоянного Форума для диалога со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Первый такой форум состоялся в январе 2015 г. в Пекине, где стороны наметили план развития взаимовыгодного сотрудничества и обсудили намеченные проекты. В рамках форума китайские представители заявили, что намерены инвестировать в страны данного региона порядка 250 млрд долл. [11]

Таким образом, латиноамериканский вектор занимает значимое место во внешнеполитической стратегии Китая. А Куба в этом отношении является достаточно важным звеном, поскольку пользуется определенным авторитетом среди региональных держав, а также является для Китая близким в идеологическом плане государством.

Перспективы китайско-кубинских отношений

Сценарий переориентации Кубы на Соединенные Штаты на сегодняшний момент представляется маловероятным. Во многом «благодаря» историческому контексту времен холодной войны, взаимоотношения Вашингтона и Гаваны характеризуются множеством проблем и препятствий к установлению полноценного дипломатического диалога. В восприятии значительной части кубинцев США до сих пор предстают в образе гегемона и узурпатора, пытающегося навязать свободолюбивой и независимой Кубе свое видение государственного развития.

В отличие от США, Китай, успешно используя ситуацию, стремится не потерять достигнутых на кубинском направлении результатов и, скорее всего, будет и дальше наращивать сотрудничество, поскольку придает Кубе немаловажное значение. По мнению заместителя директора Института Латинской Америки Бориса Мартынова, влияние Китая продолжит укрепляться, как и его роль в Латинской Америке в целом. «Куба – лакомый кусок для китайских капиталовложений и для использования ее в качестве своеобразного логистического центра. Этому способствует благоприятное географическое расположение Кубы в западном полушарии. К тому же, на Кубе прекрасные порты, пять лучших портов на Карибах – кубинские» [8].

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на изменения в американо-кубинских отношениях и возможную их нормализацию, Китай прочно укрепил свое влияние в регионе ЛАКБ и непосредственно на Кубе. Как считают многие исследователи, новое кубинское руководство после ухода с поста главы государства Рауля Кастро в 2018 г. не изменит прокитайского курса, поскольку в противовес неизвестности, которую предлагают США, а также учитывая исторический контекст взаимоотношений, для Кубы Китай является более выгодным и надежным партнером, нежели Америка.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-37-01208.

Список использованных источников и литературы

  1. Barrios R. The Cuba Test: China Eyes New Model for Latin America Relations // The Diplomat. − 11.11.2016. − URL: http://thediplomat.com/2016/11/the-cuba-test-china-eyes-new-model-for-latin-america-relations/

  2. Kuo M. China-Cuba Relations: Assessing US Stakes // The Diplomat. − 24.12.2016. − URL: http://thediplomat.com/2016/12/china-cuba-relations-assessing-us-stakes/

  3. Mallen P. China and Cuba: Skip the Ideology, Let's Talk About Money // International Business Times. − 24.04.2014. − URL: http://www.ibtimes.com/china-cuba-skip-ideology-lets-talk-about-money-1575560

  4. Бородаев В.А. Три главных направления мировой политики Кубы в начале XXI века // Альманах «VIA EVRASIA». − 2012. − № 1. − URL: http://www.viaevrasia.com/ru/три-главных-направления-мировой-политики-кубы-в-начале-xxi-века-владимир-бородаев.html

  5. Китай в ближайшие 10 лет намерен инвестировать в страны Латинской Америки $ 250 млрд. // Gordonua.com. − 08.01.2015. − URL: http://gordonua.com/news/worldnews/kitay-v-blizhayshie-10-let-nameren-investirovat-v-strany-latinskoy-ameriki-250-mlrd-60259.html

  6. Китайские иммигранты на Кубе // CNTV Россия. − 05.07.2012. − URL:http://www.cntv.ru/2012/07/05/ARTI1341451259957561.shtml

  7. Либерализация на Кубе: Китай держит руку на пульсе // REGNUM. − 28.06.2016. − URL: https://regnum.ru/news/polit/2150639.html

  8. Отношения Китая и Кубы после смерти Фиделя не изменятся, считают политологи // РИА Новости. − 28.11.2016. − URL: https://ria.ru/world/20161128/1482329472.html

  9. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна создали СЕЛАК // РИА Новости. − 03.12.2011. − URL: https://ria.ru/world/20111203/505216992.html

  10. США и Китай поборются за Кубу // Ведомости. − 21.03.2016. − URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2016/03/21/634347-ssha-kitai-poboryutsya-kubu

  11. Форум Китай-СЕЛАК поможет расширить торгово-экономическое сотрудничество между КНР и странами Латинской Америки // CNTV Россия. − 08.01.2015. − URL: http://www.cntv.ru/2015/01/08/VIDE1420716012893157.shtml

Просмотров работы: 523