Сравнение - это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними [1, c. 59].
Сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.
Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:
Согласно объему исследования: макро - и микросравнение.
Согласно целям, выделяют практическое (или функциональное) и теоретическое (или научное) исследование.
Согласно уровню, исследование может быть межсистемным, внутрисистемным, внутринациональным, историческим, межотраслевым и т. д.
Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. Синхронное сравнение предполагает параллельное и одновременное сравнение, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.
Особое внимание также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.
Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:
Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми.
Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид.
Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы [2, c. 92].
Из общего определения метода сравнения следует, что для его применения в области системного анализа в менеджменте должны быть соблюдены определенные требования или условия:
1. Для сравнения должны быть выбраны сопоставимые величины. Сопоставимость должна быть комплексная и включать единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей. Например, если осуществляется сравнение работы промышленности во времени или по территории, она должна быть однородной — добывающая или обрабатывающая, химическая или металлургическая и т. д..
2. Объекты сравнения должны быть одинаковы не только по названию, но и по содержанию главных компонентов. На практике это означает сопоставимость условий производства.
3. Необходимо соблюдать требования единства периодов времени, за которые производится сравнение объектов, т. е. определить единые календарные сроки, за которые они сравниваются. Например, нельзя сравнивать объем произведенной продукции за месяц и за неделю.
4. Должны быть устранены различия в методике расчетов показателей оценки сравниваемых объектов.
«Решение управленческое, организационное - выбор, который должен сделать руководитель в процессе осуществления им функций управления и решения конкретных организационных задач. Организационное решение призвано обеспечить продвижение к поставленным перед организацией ориентирам, целям. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели» [4].
Сравнительный метод имеет ряд плюсов и минусов, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.
Говоря о положительных сторонах метода, можно отметить что, во-первых, метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению.
Во-вторых, все данные статистически обоснованы.
В-третьих, в процессе выбора можно вносить корректировку сравниваемых управленческих решений.
В-четвертых, при наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты.
Несмотря на положительные стороны, метод имеет и свои недостатки:
Во-первых, на момент толкования результатов выбора управленческого решения данные могут устареть.
Во-вторых, точность полученных данных зависит от стабильности исследуемого объекта.
В-третьих, для достоверных и точных данных нужно большое количество информации.
Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.
Следует перечислить наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются:
1. Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана.
2. Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.
3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.
4. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.
5. Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подоотрасли.
6. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями.
7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.
8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов [3,c. 116].
Общеизвестно, что определять динамику эффективности предприятия удобно, сравнивая либо с другими схожими фирмами, либо основываясь на статистике компании в равновесный промежуток времени. Например, как изменилась производительность труда (доходы, убытки) в текущем году относительно аналогичного промежутка времени прошлых лет, как за это время сработали предприятия-конкуренты [3,c. 122].
Сравнительный анализ часто используют для исследования динамики изменения неких процессов, поиска различий и общностей. Примеры практического использования можно найти в социологии, юриспруденции, политическом и экономическом анализе, науке и культуре.
Список литературы
Методы принятия управленческих решений: учебное пособие/Н.В.Кузнецова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
Сендеров В.Л. Методы принятия управленческих решений : учеб. пособие / В.Л. Сендеров, Т.И. Юрченко, Ю.В. Воронцова, Е.Ю. Бровцина. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 227 с.
Методы и модели принятия управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 384 с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011 http://www.consultant.ru