Маленький человек приходит в современный мир и сталкивается с лавиной информации, обрушивающейся на него — бесконечный видеоряд мультипликационных фильмов, развивающих программ, современные средства коммуникаций: сотовые телефоны, планшетные компьютеры, интернет. Чего только не предлагает малышу современный мир. Еще несколько десятилетий назад объем развивающей информации, предлагаемый детям в детских дошкольных учреждениях, был в несколько раз ниже. На современном этапе всестороннее развитие ребенка приобрело общественное значение, обществу необходим современный — мыслящий, быстро принимающий решения индивид [1].
Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является основа его психической жизни, основа сознания человека — память. Ребенок запоминает все, что его окружает, привлекает; дошкольное детство — время бурного развития памяти, господства природной непроизвольной памяти. Но память ребенка имеет свои качественные отличия. Выдающиеся психологи, педагоги, физиологи, изучая основополагающий психический процесс — память, отмечали главный фактор памяти ребенка — ее избирательность. Было установлено и доказано, что процесс памяти у детей основывается на определенной информации — потребности запомнить, сохранить ее и затем воспроизвести.
Память ребенка тесно связана с его личностными качествами — интересами, внутренним миром. Следовательно, главная особенность развития детской памяти — ее непроизвольность. Ребенок с легкостью запомнит то, что его удивило, заинтересовало, увлекло. Произвольные и непроизвольные виды памяти зависят от степени волевой регуляции, от способов запоминания. Если не ставится цели запомнить тот или иной материал, он запоминается сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, эта память непроизвольная. Ребёнок непроизвольно запоминает информацию. Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приемы, применяют волевое усилие, следовательно, это произвольный вид памяти. Непроизвольно запомнить — это сохранить информацию в памяти неоднократно повторяющегося материала. Следовательно, чтобы ребенку облегчить процесс запоминания, необходимо прибегнуть к приемам многократного повторения. Заметим, что информация запоминается ребенком намного эффективнее, если она приобретает значение деятельности. Известно, что дети очень чувствительны к различного рода информационным воздействиям из вне — они впитывают новые впечатления, знания с особой легкостью. Дети обладают огромным потенциалом для интенсивного развития памяти [5].
Сегодня, говоря о современных детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «дети бурного прогресса», в то же время можно констатировать факт роста числа детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов мозга, интеллектуально-пассивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с замедленным развитием психических процессов. Имеет значение ухудшение социальной, экономической и экологической ситуации на современном этапе развития общества, что отразилось на физическом здоровье детей, растет число детей с особыми потребностями [4].
Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Чтобы воспроизвести информацию, ребенку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. Оптимизация развития памяти у детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание педагогов и специалистов на протяжении многих лет.
Огромное влияние на развитие памяти интеллектуально-пассивных детей, детей с ослабленным здоровьем оказывает игра. С одной стороны — игра — средство моделирования окружающей действительности, с другой — один из эффективных приемов развития памяти у детей [5]. Игра позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе. Игра — есть труд, серьезная форма развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, но в тоже время и интересная [2].
Взрослый создает игровую ситуацию, учитывая психофизические и интеллектуальные возможности ребенка. Игра может быть настольно-печатной, подвижной, музыкальной, но в каждом случае осуществляется в тесном контакте со взрослым [1].
Центральным звеном в организации игры является создание активной творческой зоны, непосредственно развивающей игровой среды, в которой ребенок получит возможность выполнять игровые действия, осуществляя развитие различных видов памяти (двигательную, эмоциональную, слуховую, зрительную, тактильную). Обязательные элементы при организации игры с детьми дошкольного возраста с ослабленным здоровьем — это многократные повторения, частая смена деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает быстрая утомляемость, ослабленное развитие психических процессов, замедленное восприятие.
Взрослому для успешной организации и качества игры необходимо учитывать: что запомнит ребенок и как запомнит. Соответственно создать творческую игровую ситуацию, вызвать у ребенка эмоциональный отклик, интерес, обеспечить ребенку в процессе игры поисковую ситуацию, объяснить ребенку игровые правила, обеспечить игру дидактическим наглядным игровым материалом. Отклик ребенка, интерес проявляется в мимике, жестах, движениях, речи, желании действовать и продолжать игру.
Важно организовывать увлекательные и познавательные игры с ребенком целенаправленно и систематически! В игре создаются условия, когда ребенок может при многократных повторениях определенных действий, накапливать информационный багаж при эмоционально положительном отношении к поставленной учебной задаче.
Игра включает в себя развивающую цель, игровые правила и действия. Игру организует взрослый и остается с ребенком полноправным участником, направляя игровые действия ребенка или группы детей. Взрослому необходимо проявить заинтересованность в игре, соучастие, чтобы вызвать эмоциональный отклик у ребенка, интерес, желание продолжать игру.
Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях [3].
Использование игровой деятельности для развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья выдвигает особые требования к взрослому — организатору игры, педагогу. Прежде всего, он должен осознавать значимость игровой деятельности, владеть различными формами и приемами, составляющими основу педагогической игры, а самое главное — обладать умением играть.
Таким образом, используя игровую деятельность возможно значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости.
Список литературы:
Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: / учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2005. – 346 с.
Катаева, А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: учеб. пособие. – М.: Владос, 2001. – 196 с.
Колесникова, О.А. Использование витагенного опыта в образовательном процессе ДОУ: Учеб.-метод. пособие для студентов. – Шадринск: Шадр. гос. пед. ин-та, 2003. – 184.
Некрасова, О.А. Подготовка педагогических кадров дошкольного образования к работе с «особыми» детьми в рамках реализации инклюзивного образования//Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2016. № 2-2. С. 43-46.
Новоселов, С. Л. Развитие памяти в раннем возрасте: учеб. пособие. — М.: Педагогика, 1978. – 264 с.