ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Егоров В.С. 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема замещающих семей достаточно актуальна в настоящее время. Для полноценного развития личности ребенку необходимо быть в окружении любящих родителей, которые будут поддерживать его, заботиться и давать чувство надежности и защищенности. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, то система замещающих семей становиться просто необходимым условием культурного и нравственного воспитания ребенка, что бы в дальнейшем он мог построить свою собственную семью на примере собственной замещающей семьи.

Семья – один из самых интересных феноменов, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Она имеет огромное влияние на личность и ее развитие и это выражается в многообразии подходов к определению семьи в научной литературе. По мнению А.Г. Хорчеева, семья – это система отношений, объединяющая не только супругов, но и родственников и (или) близких людей и друзей, которые необходимы супругам [5]. С.И. Ожегов определяет семью, как группу вместе живущих близких родственников, объединенных и сплоченных общими интересами [4].

«Замещающие семьи» - не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, приемных семей детских домов семейного типа. Замещающая семья – это особая семейная система, объединяющая в себе базисную семью и приемного ребенка. [3]

Следуя из того, что нормальные детско-родительские отношения необходимы для удачной адаптации ребенка в семье и в дальнейшем позитивном развитии его личности, было решено провести исследование на базе государственного учреждении Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» г. Щекино. Одной из главных причин выбора данного учреждения как базы для исследования – это большой перечень индивидуальных и групповых видов работ, предлагаемый специалистами для замещающих семей. В диагностике учувствовало три замещающие семьи.

Анализ анкетирования замещающих семей показал, что у всех трех семей имеет место отсутствие негативных эмоциональных состояний. При этом только небольшую эмоциональную напряжённость показала одна семья.

По анализу результатов методики «Родительское сочинение» О.А. Карабанова можно сделать вывод, что все три семьи имеют активную родительскую позицию. На основе результатов методики видно, что ни у одной из семей дети не имеют невроза, а все имеющиеся отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенности ребенка. При анализе результатов исследования по тесту «Тест детско-родительских отношений Варга-Столина» выявилось, что у всех трех семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными, и позитивными в зависимости от ситуации.

Исходя из результатов всех методик, можно сделать вывод, что все три семьи имеют нормальные детско-родительские отношения. Но в одной семье наблюдались проблемы во время адаптации ребенка в семье. Так же можно выделить высокую степень ответственности замещающих семей, с которой они подошли к проблеме воспитания ребенка. Стоит отметить активную родительскую позицию и хорошо налаженный контакт с детьми во всех семьях.

Полученные в ходе диагностики данные позволяют сделать вывод о том, что родители в данных замещающих семьях имеют активную родительскую позицию, хорошо осведомлены о жизни ребенка и проявляют заботу, осведомлены о местах, где они могут получить консультации, различные виды психолого-педагогической помощи. Данные выводы могут указывать о высокой компетентности замещающих родителей в вопросах семейного воспитания приемных детей.

Список литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 368 с.

  2. Бобылева П.А. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: метод. Рекомендации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. - 96 с.

  3. Климантовой Г.И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Изд-во РГСУ, 2011. - 222 с.

  4. Николаева Е.И. Приемная семья – ваш путь к счастью. – М: ЭЛПИС, 2013. – 286 с

  5. Энциклопедический словарь по социологии. Под ред. Е.М. Бабосов. – М.: Либроком, 2009. – 470 с.

Просмотров работы: 512