Одна из причин сложившейся ситуации — недостаточная физическая активность школьников. Её дефицит составляет от 40 до 80 % физиологически обоснованной нормы. С каждым годом увеличивается число школьников, отнесенных по уровню здоровья к специальной медицинской группе (Л.И. Лубышева, 2006).
Ориентация учреждений образования на углубленное изучение отдельных предметов, увеличение объема учебного материала, внедрение интенсивных педагогических технологий сопряжены с возросшими психоэмоциональными нагрузками на организм школьника. В сложившейся ситуации необходимо более полно использовать возможности школьного физического воспитания, так как именно физкультурно-спортивная деятельность школьников способствует укреплению здоровья, гармоничному физическому развитию организма, формированию навыков здорового стиля жизни, совершенствованию культуры двигательной активности и обеспечивает психофизическую подготовку к социальной адаптации (В.К. Бальсевич, 2004; Л. И. Лубышева, 2004 и др.).
На протяжении многих десятилетий система физического воспитания в общеобразовательной школе, по существу, не меняется. Три урока физкультуры в неделю не обеспечивают не только реализацию основной цели этой системы, но даже минимального уровня двигательной активности (В.К. Бальсевич, 2000).
В спортивных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, прыжки, упражнения с мячом, в них нет сложной техники и тактики, а правила и нагрузку всегда можно изменить соответственно физическим возможностям и психическому состоянию учащихся. Все это является постоянно действующим стимулом к занятиям физической культурой и главной ценностью игры, особенно для детей подросткового возраста.
Особая ценность спортивной игры в баскетбол для подростков заключается в возможности одновременного воздействия на двигательную и мотивационную сферы. Игра в баскетбол позволяет развивать и совершенствовать как двигательные (сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация), так и личностные (инициативность, самостоятельность, находчивость и др.) качества. С помощью спортивных игр можно влиять на психические процессы детей - восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь - и, следовательно, на познавательную деятельность в целом. Указанные возможности влияния спортивных игр на физическое и психическое состояние подростков явились основанием для включения их, в частности, баскетбола, в предлагаемую нами методику (Синельников О.А., 2000).
Результаты проведенного нами исследования оценивались по данным педагогического тестирования, проводимого в начале и по завершению эксперимента. В содержание педагогического тестирования школьников были включены общепринятые педагогические тесты, характеризующие уровень развития ряда физических качеств.
Предлагаемая нами методика, включающая в себя увеличение количества уроков физической культуры в неделю на основе занятий баскетболом позволила более эффективно решать задачи физической подготовки, обучения знаниям, умениям и навыкам.
Сравнительный анализ результатов контрольного тестирования физической подготовленности школьников свидетельствует о том, что по исследуемым показателям школьники экспериментальной группы показали более высокие результаты.
Проведенный нами педагогический эксперимент подтвердил правомерность гипотезы о целесообразности внедрения в учебный процесс по физическому воспитанию спортивно ориентированных уроков с использованием средств баскетбола. Это позволяет считать целесообразным увеличение количество обязательных уроков по физической культуре в общеобразовательных школах до трех в неделю.