РОЛЬ МИГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ МИГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН

Страту И.В. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во многих промышленно развитых странах (ПРС) сокращается рождаемость и возрастает продолжительность жизни. Население стареет. Прирост населения 25 наций ЕС за 1 год равен приросту жителей Индии за неделю. В 1950 г. на одного человека в цивилизованных государствах доводилось 2 человека в развивающемся мире. В 2000 г. данное соотношение равнялось 1:4, а в 2050 году составит 1:7.1

Во многих ПРС сокращается рождаемость и возрастает продолжительность жизни. Население имеет тенденцию к старению. Прирост населения 25 наций ЕС за 1 год равен приросту жителей Индии за неделю. В 1950 году на одного человека в цивилизованных государствах доводилось 2 человека в развивающемся мире. В 2000 году данное соотношение приравнялось 1:4, а в 2050 году будет 1:7.

За минувшие 25 лет показатель общего прироста населения в ЕС сократился втрое. Количество молодых людей в странах ЕС сократилось на 23 миллиона человек. В соответствии с обнародованными Евростатом сведениями, в составе жителей ЕС доля детей в возрасте моложе 14 лет составляет только 16,2%, а пожилых людей в возрасте 65 лет и более - 16,6% . К 2050 году количество последних ориентировочно достигнет 35% согласно «оптимистичному» прогнозу ООН или же 40% -согласно «пессимистичному» варианту. В Японии в грядущие десятилетия старение жителей происходит учащенными темпами. Количество старшей возрастной группы в народонаселении увеличится в два раза меньше чем за 25 лет, тогда как в большинстве государств Европы на такое требовалось более 50 лет. Обычный возраст японцев вырос с 22 лет в 1950 году вплоть до 41 года в 2000 г., а в 2050 г. предполагается, что он превзойдет 55 лет.2

МТМ в целом положительно влияет на возрастную структуру жителей. В основном рабочие-мигранты пребывают в активном трудоспособном возрасте. Таким образом, в Австралии только 15% мигрантов, находившихся в государстве к июню 2007 г., достигли 40-летнего возраста, в то время как данная возрастная категория в народонаселении страны составляла 55%3

Миграция преобразуется в важный источник дополнительных трудовых ресурсов. В основной массе ПРС существует как общий, так и структурный недостаток трудовых ресурсов. Согласно мониторингам ООН, с целью компенсации сокращения экономически активной доли населения нужна значительная нетто-иммиграция, притом что уже в настоящее время в ключевых государствах приема, мигранты составляют 5-25% экономически активной доли населения4. Для Европы вплоть до 2050 г. понадобится 1 млн. нетто-мигрантов, для того чтобы просто поддержать количество жителей и 1,5 миллионов - в экономически активном возрасте.

Воздействие иммиграции на занятость, безработицу и заработную плату в принимающих государствах если и присутствует, то крайне скромное. К примеру, в соответствии с оценками исследования, проделанного X. Бонином, в Германии с 1991 по 2005 году 10%-е повышение количества мигрантов сопровождалось увеличением безработицы среди местного населения только в 1,5 процентного пункта (п.п.). Более ранимыми считаются неквалифицированные сотрудники; иностранцы, которые прежде обосновались в стране, взрослые возрастные категории, обладающие невысокой квалификацией, а также женщины. К такому заключению пришло большая часть ученых, занятых этими проблемами на примере США и прочих государств ОЭСР.

Определенные сведения об отрицательном воздействии миграции на безработицу в сторону её повышения отсутствуют. Проведенные исследования не выявили жесткой корреляции между миграцией и безработицей. Мигранты занимают классические сегменты рынка труда (порой ими же и созданные) или смягчают существующий недостаток квалифицированной рабочей силы. Миграция может, в том числе и наращивать общее количество рабочих мест. Прежде всего, это относится к использованию труда высококвалифицированных мигрантов. Например, в США компания, изготавливающая полупроводники "Cypress Semiconductor Corporation", сообщила, что примерно 40% научно-исследовательских рабочих мест были заняты иммигрантами и то, что каждый из них создал 9 добавочных рабочих мест для местного населения.

Воздействие миграции на заработную плату местных жителей также является незначительной. В США повышение на 10% количества иммигрантов в регионе снижает степень заработной платы местных сотрудников на 0,2%, и часто данный коэффициент близится к 0. Хотя в Европе и прослеживается небольшое негативное воздействие иммиграции на заработную плату в пределах от 0,3 до 0,8%, в ряде исследовании замечается, что заработная плата местных сотрудников, в особенности высококвалифицированных, благодаря мигрантам, наоборот, незначительно возрастает. Таким образом, исследование, проведенное в Германии, продемонстрировало, то, что увеличение иностранных работников на 1% вело к увеличению на 0,2% з/п. «синих воротничков» и к 1,3%-ному увеличению заработной платы «белых воротничков».

В целом иммиграция оказывает положительное влияние на госбюджет. Иммигранты существенно облегчают налоговое бремя будущих поколений государств с невысокой рождаемостью. Опираясь на прогнозы ООН, показатель демографической нагрузки (соотношение пожилых людей от 65 лет и выше и детей младше 15 лет к населению от 15 до 64 года), допустим, при 0-ой миграции к 2050 г. для многих индустриально развитых государств возрастет приблизительно в два раза, а для Японии - практически в три раза.

Коэффициент демографической нагрузки5

Ставка налогообложения, которая необходима с целью финансирования пенсий только по солидарной пенсионной концепции (PAYG), резко вырастет. К примеру, в Японии предполагаемая налоговая сумма вырастет приблизительно с 10% в конце 1990-х годов и 15,5% в 2002 году вплоть до 26% к 2050 году, а в Италии - с 26% в 1995 году практически до 70% к 2050 году. Одной из явных реакций считается допуск большей иммиграции - по существу, импорт дополнительных налогоплательщиков. ПРС избирательно относятся к мигрантам, акцентируя внимание на вовлечение квалифицированных сотрудников с большой возможностью позитивного налогового воздействия, отдавая преимущество и все, более поощряя временную миграцию.

Эффект трудовой иммиграции не ограничивается воздействием на занятость, безработицу, заработную плату, конкурентоспособность и фискальными результатами. Образуя добавленную стоимость в государстве пребывания, выходцы сами потребляют продукты и услуги. Появляющийся мультипликационный эффект в результате содействует экономическому росту. Иммиграция стимулирует расширение торговли. Би-культурные мигранты, соединенные международной социальной сетью, обладают серьезными естественными преимуществами в формировании торговли. 10%ый рост количества иммигрантов, к примеру, в США, повышает экспорт в государства происхождения в 4,7%, а импорт - в 8,3%. Практически 10% испаноговорящих выходцев в США ведут торговлю с государствами происхождения6. Исследования говорят об этом, что уже 15 лет назад иммигранты с Индокитая играли значительную роль в формировании торговли высокими технологиями (равно как экспорта, так и импорта) с метропольной Францией7. Мигранты формируют новейшие рынки, которые оживляют экспорт из родных государств, а также активизируют импорт продуктов на родину.

Экономические трудности, сопряженные с уменьшением рождаемости и старением поколения baby-boom, в определенной мере смогут быть смягчены с помощью тщательно продуманной миграционной политики. ПРС должны будут пойти на увеличение иммиграции, принимая во внимание активное влияние на государственные финансы и потребность поддержания инвестиционной привлекательности.

Литература:

  1. Horlacher D., Mackellar I. Population Ageing in Japan Policy Lesson for South-East Asia // Asia-Pacific Development Journal - Bangkok, 2003. Vol. 10. № 1. P. 97-98.

  2. Intergenerational Report 2007/Australian Government. The Treasure. - Sidney, 2007.http://www.treasury.gov.au/contentitem.asp?NavId=&ContentID=1239

  3. Nairn M. The New Diaspora: New Links between Emigres and their Home Countries can become a Powerful Force for Economic Development // Fo¬reign Policy. 2002. № 131. P. 97.

  4. Ионцев, В. А. Международная миграция: теория и история изучения // Международная миграция населения: Россия и современный мир / под ред. В. А. Ионцева. - М.: Диалог-МГУ, 1999. - Вып. 3.

  5. Цапенко И. Движущие силы международной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения", 2007

  6. Глобальные: Денежные Переводы, Старение, Помощь . [Электронный документ] / миграции Новости октябрь 2007 - вып. 14. За № 4. Global: Remittances, Aging, Aid . [Электронный документ] / Migration News October 2007 - Vol. 14. No. 4. (http://migration.ucdavis.edu/mn/ /index.php)

1 UN's International Migration Report 2002.

2 Horlacher D., Mackellar I. Population Ageing in Japan Policy Lesson for South-East Asia // Asia-Pacific Development Journal - Bangkok, 2003. Vol. 10. № 1. P. 97-98.

3 Intergenerational Report 2007/Australian Government. The Treasure. - Sidney, 2007.http://www.treasury.gov.au/contentitem.asp?NavId=&ContentID=1239

4 Наиболее высоким данный показатель был в Германии (9,0%), Австрии (9,2%), Греции (9,5%), США (14,8%), в Канаде и Новой Зеландии (по 19,9%), Швейцарии (21,9%), Австралии (24,6%), Люксембурге (45,0%).

5 Источник:Turner A. Pension Challenges in an Aging World// Finance and Development. September 2006. Vol. 43. № 3.

6 Nairn M. The New Diaspora: New Links between Emigres and their Home Countries can become a Powerful Force for Economic Development // Fo­reign Policy. 2002. № 131. P. 97.

7 Palidda S. Des Inimigres Createur d'Entreprises: Un Apport a I'economie Franfaise //Agence pour le Developpement des Relations Interculturelles -Paris, 1990.

6

Просмотров работы: 403