ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общая выносливость – это способность человека осуществлять физическую нагрузку в течение продолжительного периода времени. Эффективность деятельности организма понижают два главных критерия – физическое и нервное утомление. Выносливость считается важным физическим качеством, отражающим единый уровень работоспособности человека и проявляющимся как в спортивной, так и в повседневной жизни.

Проведенный в ходе исследования анализ литературных источников по проблеме  воспитания общей выносливости старшеклассников показал, что одним из эффективных методов воздействия на функциональные системы организма с целью повышения уровня развития общей выносливости является метод круговой тренировки. При разработке комплекса физических упражнений круговой тренировки для воспитания общей выносливости у обучающихся 15-16 лет является необходимым установление оптимальной величины  нагрузки, обеспечивающей наилучший тренировочный эффект.

Достичь высокого уровня трудоспособности человека – одна из главных задач, которая достигается применением метода «круговой тренировки». При решении этой задачи приоритетом выступает построение комплексов специально подобранных упражнений, направленных на воспитание всех физических качеств, и общей выносливости в частности.

Содержание «круговой тренировки» (КТ) составляет последовательное выполнение нескольких видов физических упражнений - «станций». Для проведения занятий данным методом обычно отбираются хорошо освоенные обучающимся упражнения, наш комплекс состоял из 6-ти упражнений на основные группы мышц ( пояса верхних конечностей и рук, мышц ног, спины и брюшного пресса). Каждое упражнение – «станция» дозируется в зависимости от задач количеством повторений или отрезком времени (30-50 с.). В занятие КТ на воспитание выносливости, также как и других физических качеств, включают от одного до трех кругов, в зависимости от состояния функциональной подготовки занимающихся.

Оптимально подобранные промежутки физической работы при выполнении упражнений и отдыха в комплексе круговой тренировки, положительно влияют на рост показателей уровня развития выносливости.

Важное значение при применении метода круговой тренировки придается дозировке нагрузки, её интенсивности и объему. На занятии перед старшеклассниками ставится задача выполнить максимальное для себя количество повторений за установленное время. Оптимальная нагрузка составит половину максимальных повторений. Для контроля нагрузки между сериями измеряется частота сердечных сокращений. Среди эффективных педагогических средств развития общей выносливости следует отметить выполнение упражнений аэробного характера, с нагрузкой умеренной интенсивности, но большого объема.

Педагогический эксперимент проводился с целью оценки эффективности разработанной методики по воспитанию общей выносливости методом круговой тренировки у юношей 15-16 лет на занятиях по физической культуре.

Для эксперимента были сформированы две исследуемые группы юношей: контрольная и экспериментальная. В экспериментальной группе применялся метод круговой тренировки, направленный на развитие общей выносливости. В программу занятий были включены специально подобранные упражнения с учетом их соответствия возрастным возможностям юношей.

Для определения уровня развития общей выносливости  использовался тест«Бег 3000 м», а также  12-ти минутный бег «Тест Купера».

Упражнения круговой тренировки выполнялись в конце основной части урока, если комплекс выполняется один раз (один круг) и занимал 10 минут, в середине основной части при выполнении двух кругов (20 минут). При выполнении упражнений трижды в течении 30 минут, комплекс проводился сразу после разминки.

Перед началом выполнения комплекса для каждого ученика была установлена индивидуальная физическая нагрузка. Она определялась с помощью максимального теста, который был проведен  на двух первых уроках. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде учителя выполняли на своих станциях намеченное упражнение в отведенное для них время – 30-50 секунд, стараясь выполнить его максимальное число раз.

Определяя максимальный тест на каждой станции, применялись жесткие интервалы в 2-3 минуты для  неполного отдыха. В промежутках между упражнениями обучающиеся письменно фиксировали число повторений в карточку учета результатов и далее выполняли переход на следующую станцию, на которой принимали исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2-3 минут определялся максимальный тест для следующего упражнения и т.д. После определения максимального теста для каждого устанавливается индивидуальная нагрузка, в зависимости от подготовленности обучающегося. На последующих уроках юноши выполняли каждое упражнение комплекса,  индивидуально-максимальное число повторений.

Круговая тренировка проводилась в режиме интервальной работы с субмаксимальной переменной интенсивностью. Для данного метода характерны следующие параметры нагрузки. Интенсивность работы 50-60% от максимальной мощности в ациклических упражнениях и 60-80% в циклических. ЧСС во время работы от 130 уд/мин. в начале упражнения, до170 - 180 уд/мин. при окончании упражнения.

Упражнения при  переходе между станциями прерывались неполными паузами для отдыха продолжительностью от 30 до 60 с. Круг повторялся от 1 до 3 раз, в зависимости от уровня подготовленности обучающегося. Отдых между кругами составлял 3 минуты.

В экспериментальной группе круговая тренировка проводилась на  одном уроке 1 раз в неделю, в контрольной группе данный метод не использовался.

После каждой серии упражнений, в течении 10 с. обучающиеся измеряли пульс  и записывали данные ЧСС за 1 минуту в личные карточки. Если пульс после упражнения превышал 180 ударов в минуту, старшекласснику на следующем уроке снижали нагрузку. 

Анализ результатов тестирования продемонстрировал, что в случае, если на уроке сделать больше заданий аэробного характера выполняемых методом круговой тренировки, это значительно увеличит эффективность воспитания общей  выносливости.

В сравнительном анализе данных экспериментальной и контрольной групп было обнаружено, что в тесте «Бег 3000 м» старшеклассники экспериментальной группы повысили свои показатели на 32 секунды, старшеклассники контрольной – на 18 секунд. В тесте «12-ти минутный бег» школьники экспериментальной группы повысили свои характеристики на 203 метра, обучающиеся контрольной – на 77 метров. Рост показателей результатов в экспериментальной и контрольной группах достоверен (p<0,05).

Анализ показателей развития общей выносливости у учащихся 15-16 лет выявил, что во всех тестовых упражнениях, выполняемых старшеклассниками экспериментальной группы, выявлена положительная динамика. Так, сократилось время в беге на дистанции 3000 м. и увеличились показатели в тесте «12-ти минутный бег», что подтверждает эффективность применения метода круговой тренировки для воспитания общей выносливости у обучающихся старшего школьного возраста.

 

Просмотров работы: 386