Международные корпорации выступают непосредственными участниками всех существующих мирохозяйственных связей, как лидеры мировой экономики. С одной стороны, ТНК являются итогом активно совершенствующихся международных экономических отношений, с другой стороны, как самостоятельные единицы представляют наимощнейший,
если не основной, механизм воздействия на них.
Активно влияя на международные экономические отношения, международные транснациональные компании задают тон основным отношениям, влияют на сложившиеся их формы и значительно видоизменяют в угоду себе. Современные ТНК в дополнение к международному обмену товарами и услугами создали международное производство и соответствующую ему международную инфраструктуру, включающую в себя сферу услуг, финансовую сферу. Это поспособствовало тому, что в основном региональные, локальные экономические отношения переросли в международные, превратившись позднее в ТНК. Такие тесные международные отношения изменили до неузнаваемости мировой рынок: мировая экономика перешла в статус международного производства, развитие научно-технического прогресса получило толчок во всех его направлениях: технический уровень и качество продукции, эффективность производства, изменение и заметное улучшение видов менеджмента, управления предприятиями. ТНК прибегают к помощи своих дочерних предприятий и филиалов в десятках стран мира по единым стратегиям, если говорить точнее: научно-производственной и финансовой, которые формируются в их головных трестах, обладают невероятным рыночным и научно-производственным потенциалом, обеспечивающим высокую динамику развития.
По данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, уже традиционно изучающей деятельность ТНК, на 2003 год в мире насчитывалось 67 тыс. ТНК с 1 млн. зарубежных подразделений. Они производили более 1/4 мирового ВВП, в том числе на зарубежную сеть ТНК приходилась примерно десятая часть ВВП мира. Однако всемирное влияние оказывает небольшая группа международных компаний. Это около пятисот гигантов, реализующих 95% фармацевтики, 80% всей производимой электроники и химии, , 76% продукции машиностроения; 85% из этих гигантов контролируют примерно 70% всех заграничных инвестиций. Основной объем международных корпораций сосредоточен в Соединенных Штатах Америки - 45%, около 30% в странах ЕС и 14% в Японии.
Одна из наиболее значимых тенденций развития мировой экономики в современном мире - это нарастание процессов углубленного взаимодействия структур воспроизводства стран в различных формах и на различных уровнях, чему особенно динамично способствует деятельность транснациональных компаний.
И, как последствие, промышленные гиганты крайне редко погибают во время кризисов. В критический момент их, по обыкновению, спасают внутренние, негласные финансовые резервы, интервенции крупных банковских групп или, в конечном итоге, вмешательство государства. Это не говорит об уменьшении интереса монополий в разработке и обеспечении дальнейшего устойчивого развития.
Стабильность развития является приоритетной целью всех корпораций. Более того, особое значение и внимание придается развитию “активной стабильности”,если подробнее, это умение не просто выдержать кризисные явления, но и не допустить стремительного падения объемов производства, сохранить свою долю на рынке, стабильный уровень рентабельности и т.д.
Наличие зарубежных дочерних компаний дает ТНК ещё одну возможность использовать расхождения хозяйственных условий в разных странах для укрепления своих позиций за счёт валютных операций. Валютные, как и биржевые, спекуляции составляют один из заметных источников дохода современной финансовой олигархии. Многонациональный концерн располагает крупными производственными подразделениями в разных странах, каждое из которых обладает внушительными финансовыми ресурсами. Любое изменение курса валюты в этих условиях приносит выгоду части предприятий, входящих в систему ТНК, не нанося реально ощутимого ущерба всем её филиалам. В случае международных концернов наблюдается ситуация, разительно отличная от всем привычных спекуляций. В деятельности ТНК спекулятивные элементы являются повседневной практикой поддержание стабильности производства.
Кроме того, жесткая борьба конкурентов и курс на получение максимальной
прибыли заставляет руководство транснациональных корпораций внимательно и чутко следить за производственной деятельностью своих конкурентов и держать под негласным наблюдением процессы, происходящие в мире. С этой целью ведущие ТНК создают специализированные разведывательные и контрразведывательные службы, использующие для своей деятельности аналогичные государственным спецслужбам формы и методы. На работу в такие подразделения принимаются исключительно бывшие сотрудники разведки и контрразведки, специальных подразделений армии и полиции. Более того, даже в рядовой состав таких служб многие крупнейшие американские корпорации, такие как «General Motors», «Ford», «IBM», «АТТ» приглашают бывших сотрудников ФБР. Спецслужбы корпораций зачастую возглавляют ранее высокопоставленные сотрудники государственных контрразведывательных и разведывательных органов.
О масштабной работе спецподразделений ТНК можно судить хотя бы по тому, что еще в начале 80-х годов прошлого столетия исключительно на содержание служб безопасности ведущие ТНК США расходовали ежегодно более 2,5 млрд. долл.(сравнимо с суммами, затрачиваемыми на содержание ЦРУ США), а стоимость технических средств охраны оценивалась в 800 млн. долл. Количество работников только одной службы безопасности корпорации «General Motors» (22 тыс. чел.) было сопоставимо с общей численностью сотрудников ФБР США. Обладая широкими возможностями, спецслужбы ТНК добывают самую различную экономическую и политическую информацию, которую иногда не в состоянии получить и внешнеполитические ведомства и разведслужбы государств. Для добычи необходимой стратегически важной информации крупнейшие компании кроме «традиционного» оборудования разведывательных служб прибегают к помощи собственных космических спутников и средств радиоперехвата. Для обеспечения и контроля информационной безопасности концерны давно и традиционно пользуются шифрами и кодами, а для проверки своих сотрудников - «детекторами лжи» и другим оборудованием психологического оборудования.
Не секрет, что спецслужбы транснациональных корпораций задействуют практически все виды шпионажа - от научно-технического до политического. Однако, в обязанности разведывательной службы корпорации входит не только сбор и анализ информации о конкурентах, но и подготовка прогнозов о назревании и развитии политических и экономических событий в тех регионах и странах, в которых заинтересованы ТНК. В связи с этим заявление, сделанное в сенате Соединенных Штатов в конце 70-х годов прошлого столетия тогдашним советником президента США по национальной безопасности З. Бжезинским никого не удивит. З. Бжезинский изрек: «Меня впечатляет во внешней политике то, что большие международные корпорации пользуются гораздо более эффективными методами международной деятельности, чем госдепартамент. В смысле проницательности анализа, гибкости действий и быстроты движения я бы скорее предпочел иметь дело с представителями «IBM», чем со многими из наших посольств».
Как показывает практика, спецслужбы корпораций и страны базирования зачастую очень тесно взаимодействуют. Например, некоторая часть таких контактов между американскими ТНК и ЦРУ США регламентирована в правовом порядке. Для поддержания стабильных контактов с крупными американскими корпорациями в ЦРУ был создан спецотдел по взаимодействию с ТНК. Как отмечено американскими исследователями деятельности спецслужб ТНК Р.Иелсом и П.Нехемкисом, создание специальных структурных подразделений корпораций было аргументировано тем обстоятельством, что только компаниям США ежегодно наносится ущерб на сумму свыше 20 млрд. долл. в счет промышленного шпионажа конкурентов. Кроме того, значительную активность проявляют спецслужбы ведущих компаний Японии, Франции, Южной Кореи и других стран. Об этом свидетельствуют аресты представителей японской «Hitachi», разоблачения американской прессой деятельности ряда французских компаний, обвиненных в промышленном шпионаже против ТНК США.
Вот лишь некоторые примеры взаимодействия и взаимопомощи государственных разведывательных служб транснациональным компаниям:
1. По данным немецкой газеты DerSchpiegel агентство национальной безопасности (АНБ) добывало сообщения относительно предстоящей сделки в 200 млн. долларов между японской корпорацией, производившей спутниковое оборудование (NECCorp.) и правительством Индонезии. Президент Джордж Буш-старший позволил себе вмешаться в переговоры, и в результате контракт был получен американской компанией AT&T (DerSchpiegel, 1990).
2. В 1992–1993 гг. с помощью АНБ была пресечена попытка передать немецкому концерну «Фольксваген» производственные секреты корпорации одним из топ-менеджеров «General Motors».
3. В 1994 г.для получения контракта на 6 млрд. долл. с национальной авиакомпанией Саудовской Аравии, было задействовано АНБ. Посредством спутников осуществлялся перехват факсов и прослушивание телефонных звонков, были выявлены случаи получения взяток от европейского консорциума «Эйрбас» правительством Саудовской Аравии. Информация была предоставлена американским корпорациям «Боинг» и «Макдоннелл-Дуглас», что поспособствовало заключению контракта с последней.
4. В том же 1994 г. шла борьба за контракт на 1,4 млрд. долл. под проект по мониторингу тропических лесов в районе бассейна Амазонки в Бразилии. Были подключены силы ЦРУ, АНБ и министерства торговли. Слежка за переговорами между компанией «Томсон-Алкатель» (Франция) и бразильской стороной установила факт получения взятки бразильской отборочной комиссией. Эти данные были переданы корпорации «Рэйтион», что при помощи шантажа и помогло ей выиграть тендер.
5. К примеру, в конце сентября 2009 года южнокорейская автомобильная компания GM Daewoo направила в суд иск с обвинениями в адрес корейского подразделения Таганрогского автомобильного завода (TagAZ). Корейцы считают, что новинка автозавода — легковой автомобиль С-100 — создан на основе украденных из компании файлов.
Факт шпионажа был обнаружен лишь через год после того, как в TagAZ из Daewoo перешел сотрудник, которого теперь подозревают в копировании около шести тысяч файлов, где содержалась важная информация по технологии производства двигателя и различных узлов выпускаемого GM-Daewoo автомобиля Lacetti.
Можно сказать, в экономическом направлении деятельности спецподразделений ТНК окончательно сформировались следующие аспекты, или, скорее, уровни:
- макроэкономическая разведка (macroeconomic espionage): деятельность по сбору разведывательной информации о тенденциях развития экономики иностранных государств, включая сведения о сырьевых ресурсах, развитии критических технологий, финансовых системах, а также международных валютных, сырьевых рынках и др.;
- экономическая контрразведка (economiccounterespionage): деятельность по пресечению попыток иностранных конкурентов и спецслужб по добыванию торгово-экономической, научной и технологической информации бизнеса;
- микроэкономическая разведка (microeconomic espionage): сбор коммерческих и промышленных секретов иностранных конкурентов.
Эти и многие другие факты могут свидетельствовать о взаимодействии государственных органов и частных компаний при работе на достойное существование государственного строя и стабильности финансового положения крупнейших компаний, ведь данные показатели прямо влияют на благосостояние населения и положение страны в международном сообществе.
Список литературы:
1. "Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (34) октябрь - ноябрь 2009 года
2. Андронов В.В., «Корпоративный менеджмент в современных экономических отношениях», М.:Экономика, 2003г., стр. 69
3. Владимирова И.Г., Слияния и поглощения компаний: характеристика современной волны, «Менеджмент в России и за рубежом» №1, 2007г.
4. Юданов А.Ю. “Секреты финансовой устойчивости международных монополий”, М.:Финансы и статистика, 2010г.,стр.47