В первую очередь, это Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в котором дается определение инвестициям. Согласно данному закону инвестиции представляют собой ценные бумаги, денежные средства и имущественные права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получить прибыль и социальные эффекты. Во-вторых, Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации.
В России на базе документов, разработанных ЮНИДО, Минэкономики России, Минфином России и Госкомстроем России приняты Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов от 21 июня 1999 г. № ВК 477,которые в настоящее время служат основой для всесторонней оценки инвестиционных проектов.
В большинстве случаев долгосрочные решения связаны с оценкой целесообразности осуществления инвестиций организациями. Выбор вариантов инвестирования всегда сопряжен с необходимостью принятия сложных решений.
Для осуществления выбора соответствующего варианта необходимо провести расчет затрат и результатов инвестиционных проектов, а также произвести их финансовуюи экономическую оценку.
Инвестиционные решения всегда имеют долгосрочный характер. Как правило, долгосрочные решения связаны с оценкой целесообразности осуществления инвестиций, которые необходимы организациям для создания и обновления имеющейся материально-технической базы, замены морально и физически изношенных основных средств, наращивания объемов деятельности, освоения новых видов продукции, услуг и т.п.
В ходе работы форума ИТУРУП, анализирующего проблемы Дальнего Востока в 2015 году было выяснено, что максимальной рентабельностью обладают финальные этапы полных производственных циклов, связанных с реализацией конечной продукцией и сервисами. А этапы, близкие к добыче сырья, например, крекинг, наоборот – убыточны. Поэтому необходимо развиваться в данном направлении, и необходимо уделять больше внимания государственно-частному партнерству, раз речь идет о масштабных проектах и, следовательно, «дорогих». Для успешной реализации таких проектов необходимо привлекать частных инвесторов и иностранных инвесторов. Условиями для привлечения инвесторов, как правило, является стабильная экономика страны, в которую осуществляются инвестиции, и низкие риски.
В настоящее время Правительство Российской Федерации выделило 13,8 миллиарда рублей на инфраструктурную поддержку шести инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. За этот же период времени было привлечено частных инвестиций в размере 126,54 миллиарда рублей. Несмотря на то, что соотношение государственных и частных инвестиций определяются соотношением, как 1:9, необходимо продолжать привлекать частных инвесторов. Причем не только российских, но и иностранных. В качестве механизма привлечения могут быть:
1. Создание соответствующих условий для повышения интереса бизнеса к реализации инвестиционных проектов в сфере развития инфраструктуры. Особую роль здесь играют финансовые механизмы повышения инвестиционной привлекательности, когда наряду с традиционными, такими как предоставление налоговых льгот и субсидирование процентной ставки по кредитам, широкое распространение получают государственно-частное партнерство (ГЧП) и участие финансовых институтов в реализации крупных инвестиционных проектов.
2. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации разработан Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с ведущими деловыми объединениями.
По результатам национального рейтинга состояния инвестиционного потенциала регионы ранжируются по пяти группам: в первую группу входят регионы-лидеры, вторая группа состоит из регионов с комфортными условиями для бизнеса, третья группа включает регионы, которые получили средние оценки, четвертая группа - регионы, которые близки к низкой оценке, а пятая группа, соответственно, регионы – аутсайдеры.
Рассмотрим структуру инвестиций в основной капитал в субъектах ДФО по формам собственности.
Таблица 1 – Инвестиции в основной капитал в субъектах ДФО по формам собственности
Субъект РФ в ДФО |
2014 |
2015 |
Группа в национальномрейтинге |
||
гос-я |
частная |
госуд-я |
частная |
||
1.Хабаровский Край |
28,4 |
28,4 |
28,7 |
34,5 |
Е |
2.Камчатский край |
31,9 |
51,8 |
19,1 |
66,1 |
А |
3.Приморский край |
36,6 |
43,2 |
35,7 |
40,5 |
D |
4.Республика Саха (Якутия) |
99,1 |
45,2 |
92,2 |
52,2 |
A |
5.Амурская область |
39,8 |
33,8 |
45,1 |
38,7 |
D |
Оценивая результаты национального рейтинга по внедрению регионального инвестиционного стандарта в регионах ДФО можно отметить, что у лидеров рейтинга – Камчатского края и Республике Саха - в общей структуре инвестиций наблюдается высокая доля частных инвестиций. Регионами – аутсайдерами национального рейтинга являются Хабаровский край – с высокой долей государственных инвестиций в общей структуре.
С 2013 года активно внедряется региональный инвестиционный стандарт. С его помощью инвестиционный приток частных инвестиций должен возрасти, но наблюдается иная ситуация. Например, в Приморском крае за рассматриваемый период произошло уменьшение доли частных инвестиций на 2,7 %.
Таким образом, внедрение регионального инвестиционного стандарта не принесло должного эффекта для отдельных регионов РФ, что указывает на необходимость разработки альтернативных мер по привлечению частных инвестиций.
Поэтому предлагается:
1. Обновить инвестиционный стандарт
2. Развивать муниципальные практики (т.е. спустить с региона на уровень муниципалитета)
Список литературы:
1. Горелик, О.М. Анализ и оценка эффективности долгосрочных инвестиций // Режим доступа http://www.elitarium.ru/jeffektivnost_dolgosrochnykh_investicijj/ Дата обращения 27 июля 2016.2.Федеральная служба государственной статистики // Режим доступа http://www.gks.ru/ Дата обращения 22 декабря 2016.