В сфере физической культуры и спорта условием сохранения психического здоровья и развития личностного потенциала должно стать психологическое сопровождение, так как практика спортивной деятельности указывает на существование проблем, касающихся психологического обеспечения подготовки юных спортсменов.
Актуальными становятся вопросы модернизации условий психического развития и становления личности спортсменов, совершенствования средств психолого-педагогического воздействия, направленных на сохранение психического здоровья в условиях спортивной деятельности. Необходимость психологического сопровождения в спорте обусловлена тем, что спорт оказывает всё большее влияние на нравственное, физическое и психическое здоровье юных спортсменов.
Деятельность школы Олимпийского резерва направлена именно на подготовку спортивного резерва.
Основные составляющие, обуславливающие эффективную подготовку спортивного резерва:
• рациональное соотношение занимающихся на этапах многолетней подготовки, обеспечивающее полноценное пополнение сборных команд России;
• нормативные основы деятельности спортивных школ;
• оптимальное построение спортивного календаря соревнований;
• формирование принципов Единой всероссийской спортивной классификации.
Учитывая вышесказанное актуальным является работа спортивного психолога в школе олимпийского резерва.
Причем эта работа должна вестись с первых лет поступления юного таланта в училище олимпийского резерва.
Целью психологического сопровождения спортсменов в училище олимпийского резерва является: создание психолого-педагогических условий, способствующих актуализации личностных качеств, формирующих психическую готовность к соревнованиям юных спортсменов.
Задачи, стоящие перед психологом:
1. Оказать практическую поддержку и помощь в формировании психической готовности к соревнованиям юных спортсменов;
2. Способствовать повышению психологической культуры специалистов, взаимодействующих со спортсменом.
Для решения поставленных задач разработан проект работы спортивного психолога.
ПРОЕКТ |
|||
Этап |
Действия |
Результат |
Участники |
Подготовительный этап |
Исследования, опросы, предварительные мероприятия 1. Организационное собрание участников проекта. 2. Анализ требований, предъявляемых содержанием определенного вида спорта, к психическим особенностям спортсменов; планирование подготовки спортсменов с учетом психологических факторов. 3. Выбор направления деятельности:
|
1. Старт проекта. Распределение обязанностей. 2. Получение информации о проблемах спортсменов, входящих в целевую группу, повышение мотивации к взаимодействию, формулирование запроса на дальнейшую работу 3. Предоставление информации по актуальным вопросам. 4. Формирование практических навыков, обучение приемам работы с группой. |
|
Основной этап |
Основные мероприятия 1. Психодиагностика личности спортсмена, включая выявление следующих компонентов: темперамента; характера; спортивных способностей (ведущих для избранного вида спортивной деятельности); свойств нервных процессов; доминирующих и актуальных психических состояний, проявляемых в условиях тренировочной и соревновательной деятельности; спортивной мотивации; ценностной ориентации; межличностных взаимоотношений в спортивном коллективе; интеллектуальной активности; специальных знаний (техники, тактики) и умений (двигательных, психорегуляции); психологической подготовленности к конкретному соревнованию. 2. На основании полученных результатов строится систематическая индивидуальная работа со спортсменами. 3. Формирование спортивно-психологической компетентности спортсмена, включающее формирование специальных знаний и умений с целью самостоятельного использования их в тренировочной и соревновательной деятельности. 4. Обучение спортсменов: - технике исполнения упражнений и методике их освоения; - выявление причин, затрудняющих освоение упражнений, их предупреждение и устранение; - характеристике оптимального предстартового состояния (актуального) и своего типичного состояния; - средствам и методам выявления и регуляции неблагоприятного предстартового состояния; - технологии формирования своего предстартового состояния. |
1. Знакомство, обучение коммуникативным навыкам 2. Осуществляется индивидуальная социально-психологическая помощь в режиме «Вопрос-ответ», психологическое консультирование, оказание адресной помощи целевой группы. 3. Информирование целевой группы по проблемам здоровья. 4. Повышение потенциала, навыков саморегуляции через тренинговую форму работы (проведение 5 тренингов). 5. Отработка и закрепление полученных навыков в индивидуальных занятиях. |
|
Заключительный этап |
Завершающие мероприятия 1. Тестирование 2. Анкетирование. Обработка обратной связи. 3. Собрание всех участников проекта. |
1. Получение данных о результативности проекта. 2. Подведение итогов проекта. 3. Планирование дальнейшей деятельности службы. |
|