Однако, несмотря на то, что инклюзивное образование рассматривается как приоритетное направление развития системы образования, реализация данных программ сталкивается с рядом трудностей: недостаточность финансирования препятствует созданию материально-технических условий для организации инклюзивной среды, в которой все дети имеют возможность успешно интегрироваться в общество; включение детей с ОВЗ в образовательное пространство обычного дошкольного учреждения требует не только переосмысления ценностных приоритетов всего общества, но и конкретных реальных изменений в сознании детей, родителей, педагогов, связанных с принятием ребенка с проблемами в развитии как равноправного участника образовательного процесса [3].
Для совершенствования и развития инклюзивного образования, как одной из составляющих образовательной системы, в дошкольном учреждении реализуется инновационный проект «Психолого-педагогические стратегии формирования социального здоровья воспитанников в условиях дошкольного учреждения», одним из приоритетных направлений которого выступает формирование сообщества воспитанников ДОУ и детей с ограниченными возможностями в условиях социального пространства ДОУ.
В связи с тем, что процесс социальной адаптации детей с ОВЗ имеет ряд особенностей, реализация инновационного проекта предполагает установление сотрудничества дошкольного учреждения с реабилитационными центрами. Нашим партнером выступило МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» г. Череповца.
Суть педагогической инициативы состоит в следующем: социальное развитие воспитанников осуществляется через включение их в систему социально-ролевых и межличностных отношений в ближайшем микросоциуме. Постепенное расширение системы межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного учреждения и за его пределами является основой для формирования социально компетентного поведения, развития социальной уверенности, самостоятельности, активности, инициативности, т.е. тех качеств, которые способствуют успешной социализации и обеспечивают процесс взросления дошкольника [2].
Принципиально новой выступает концептуальная идея о помощи ребенку в накоплении опыта соучастия в интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство ДОУ. В первую очередь предусматривается работа, обеспечивающая формирование гуманистического мировоззрения и навыков социальной культуры, а также развитие навыков сотрудничества между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ в процессе совместного общения, игровой и творческой деятельности.
Одним из важных концептуальных подходов является понимание особенностей становления и развития личностной сферы ребенка на этапе дошкольного детства. Исходили из того, что социальная интеграции и адаптация в социум детей с особенностями развития необходима на каждом возрастном этапе, но более эффективна и результативна, если начинается со средней группы, с 4-летнего возраста детей.
В соответствии с концептуальными идеями основной целью формирования сообщества воспитанников ДОУ и детей с ОВЗ выступает обеспечение совместной социализации воспитанников ДОУ и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в едином социальном пространстве.
Работа осуществлялась поэтапно [2]:
I этап – предварительная работа с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами. В основу предварительной работы с воспитанниками ДОУ положено ознакомление дошкольников с многообразием и непохожестью людей, обогащение детской системы ценностей, «сглаживание» трудностей в общении с незнакомыми людьми. Работа с детьми на I этапе проходила без реального общения и взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности. Содержание работы направлено на формирование представлений воспитанников ДОУ о детях с ОВЗ, на принятие каждого ребенка как личности, как равноправного партнера по общению, игре. Решение задач по формированию активно-деятельностного отношения воспитанников ДОУ к детям с ОВЗ осуществлялось через организацию режимных моментов, на прогулке, в свободном общении педагога с детьми, а также в различной совместной деятельности в группе.
Работа с педагогами направлена на формирование психологической готовности к работе с детским сообществом, состоящем из здоровых детей и детей с отклонениями в развитии и базируется на определенном комплексе ценностей, позволяющих судить, что является важным и значимым в процессе совместного общения детей.
В основу работы с родителями положен принцип семейно-ориентированного сопровождения. Основной целью работы по данному направлению является психолого-педагогическая помощь родителям в становлении и развитии основных компонентов родительства ив построении эмоционально-комфортных взаимоотношений с детьми.
II этап - совместная деятельность воспитанников ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности. На данном этапе осуществляется поиск оптимальных условий для совместного общения и деятельности воспитанников детского сада и детей с ограниченными возможностями в едином социальном пространстве ДОУ.
Организация совместной деятельности является итоговой составляющей предварительной работы и осуществляется последовательно.
Для организации реального общения воспитанников ДОУ и детей с ограниченными возможностями использовались: сбор и анализ информации о детях с ограниченными возможностями; изучение семей, воспитывающих «особенного» ребенка; изучение программы социальной и психолого-педагогической реабилитации, которая осуществляется в МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков, имеющих ограниченные возможности «Преодоление».
Отличительной особенностью совместной деятельности воспитанников ДОУ и детей с ограниченными возможностями является то, что ребенок с ограниченными возможностями является не просто объектом интеграции, но и выступает активным участником процесса, субъектом, который учится чувствовать себя равноправным членом детского сообщества. Вместе с тем происходит изменение отношения социального окружения, детей, родителей, педагогов, к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, принятие его как личности [1].
Апробированы формы работы, которые помогают максимально сократить разрыв между знаниями и умениями дошкольников и их реальным поведением в жизни. Апробация различных форм работы проходила в определенной системе и в соответствии с планом, разработанным совместно с реабилитационным центром «Преодоление». Вначале проводятся ознакомительные мероприятия, цель которых - знакомство детей друг с другом, развитие у детей интереса к сверстнику, как самоценной личности. В последующем осуществляется непосредственное взаимодействие детей при организации досуговых мероприятий, которые направлены не только на эмоциональное восприятие происходящего, но и на развитие стремления детей участвовать в системе социальных связей; развитие навыков эффективного общения. Итогом взаимодействия воспитанников ДОУ и детей с ограниченными возможностями являются совместные мероприятия, проводимые на городском уровне, где воспитанники ДОУ самостоятельно могут проявлять отзывчивость, внимательность к необычному сверстнику, а ребенок с ограниченными возможностями - получает социальный опыт общения с обычными сверстниками.
В рамках общения воспитанников ДОУ и детей с ограниченными возможностями мы особое внимание уделяем развитию таких социальных качеств, как активность, инициативность, содействие. Данные социальные качества выступают основными характеристиками для оценки эффективности работы по формированию сообщества воспитанников ДОУ и детей с ограниченными возможностями.
В результате проводимой работы отмечаются качественные изменения:
-в общении и межличностных отношениях детей: значительно сократились барьеры отчужденности, замкнутости; расширился опыт конструктивного взаимодействия воспитанниками ДОУ и детьми с ОВЗ;
-у детей с ОВЗ формируется психологическая готовность к дальнейшему школьному обучению в инклюзивных классах.
-у родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями отмечается способность видеть реальную ситуацию, в которой растет их ребенок, умение предвидеть перспективы его дальнейшего развития.
-у родителей нормально развивающихся детей отмечается понимание важности совместного общения и деятельности для социального развития ребенка, становления его ценностной сферы; осознание происходящих видимых изменений в нравственном развитии дошкольников.
- у педагогов - снижение тревожности и страха в общении и взаимодействии с «особенными» детьми; расширение профессиональных компетенций, связанных с организацией совместных мероприятий с участием детей с ОВЗ.
Таким образом, мы можем констатировать необходимость и важность взаимодействия детей ДОУ и детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы считаем, что необходимо продолжать работу по данному направлению.
Список литературы
Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет / Ю.В.Авдеева – М.: Сфера, 2012.
Волосовец Т.В., Казьмин А.М., Кутепова Е.Н.: Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Князькова О.Л., «Я-ты-мы», Программа социально - эмоционального развития / О.Л. Князькова - М.: Мозаика – Синтез, 2005.