Как показывает незыблемая статистика, человек чаще всего делится хорошими новостями чем плохимм. Именно поэтому для создания позитивного имиджа университета в глазах целевой аудитории (а у университета это, как правило, абитуриенты) необходимо совершенствовать факторы внутренней среды, о которых будут рассказывать студенты.
Внутренние факторы образовательного учреждения это внутреннее позиционирование бренда, система идентификации, коммуникации, внутренний маркетинг и организационная поддержка [1] т.е. то, чем дышит и живет образовательное учреждение.
Какие же факторы внутренней среды можно выделить?
1. Логотип Фирменный стиль необходим для того чтобы посредством индивидуальности и единства графических и других констант выделяться среди конкурентов, стать узнаваемым и хорошо запоминаемым [2]. Этот фактор становится особенно важным принимая в учет то, что тенденция на брендированную сувенирную продукцию становится все популярнее и популярнее среди молодежи. В будущем, хорошо узнаваемый логотип позволит сократить бюджет рекламных компаний. Основные задачи логотипа:
сформировать индивидуальность и узнаваемость логотипа, для того, чтобы потребителю было не сложно опознать товар. Чем известнее образ, тем он более узнаваем.
облегчить запоминание товара. Простые знаки запоминаются легче, но оригинальное изображение знакомого предмета запоминается лучше.
указать происхождение товара.
сообщить информацию о товаре.
символировать гарантию качества [2]
2. Корпоративные цвета
Все окружающее человек воспринимает с помощью четырех чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и эмоций. В ходе исследований было установлено, что человек воспринимает предметы как единое целое с цветом и, в первую очередь, запоминает именно цвет объектов. Цветовая память - сильный механизм, на который можно воздействовать. Все цвета вызывают у людей различные ассоциации. Часть из них идет из детства, часть представляет собой более поздние воспоминания, некоторые же основаны на сиюминутном состоянии человека. В течение жизни у человека на детские «установки» цвета могут накладываться индивидуальные цветовые ассоциации. Однако, какими бы положительными они ни казались, опираться на них при выборе фирменных цветов следует с большой осторожностью.
Кстати, у заокеанских университетов корпоративные цвета это обыденная вещь: так у Гарварда это красный, у Йельского университета синий, а у MIT бордово-серый.
3. Единый корпоративный стиль
Стоит сразу обозначить что, это не просто оформление шапки исходящих документов, логотип на входе в здание или офис организации и фирменная символика на флаге в кабинете руководителя. Сегодня корпоративный стиль – это точный инструмент маркетинговой политики, помогающий развитию внутриорганизационных отношений и способствующий более успешному налаживанию PR-связей, ведь именно единый стиль предприятия делает бренд узнаваемым и запоминающимся на рынке.
Хорошим способом создания духа корпоративности служит создание красивой и элегантной продукции с логотипом организации, которые можно носить ежедневно. Наиболее частые атрибуты:
1. Галстуки
2. Значки-гвоздики
3. Пиджаки
4. Футболки
5. Кофты/свитшоты/свитеры
6. Блокноты
8. Ручки
9. Рюкзаки и сумки
10. Чехлы для смартфонов
Приведенная продукция не только создаст необходимую атмосферу "причастности к общему", но и послужит невербальной рекламой в глазах целевой аудитории.
4. "Кодекс поведения".
Многие американские университеты имеют т.н. "Кодекс поведения". Это свод правил и норм поведения, регулирующий отношения между студентами на протяжении всего периода обучения. Как правило, данная книга презентуется первокурснику и становится напоминанием о бурной молодости через многие годы после окончания обучения.
5. Мифы и легенды образовательного учреждения.
Хороший способ стимулирования внутренней культуры является развитие устоявшихся событий и обрядов, с целью передачи данной информации последующим поколениям. Данная вещь очень развита в университетах Европы и США. К примеру, в Сент-Эндрюс существуют разные способы ношения мантии в зависимости от года и факультета. Говорят, что её нельзя застёгивать на все крючки – тогда тоже не сдашь экзамены [3].
6. Сетевое взаимодействие.
Зачастую для создания позитивного имиджа образовательного учреждения является создания общих образовательных программ с известными ВУЗами. К примеру, Казанский Федеральный Университет предложил несколько моделей.
Первая модель – модель горизонтального взаимодействия.
Модель «горизонтальное взаимодействие» направлена на удовлетворение потребностей вузов-участников сети посредством ресурсного обмена с целью повышения качества реализации образовательной программы. Эта модель может быть и не оформлена как сетевая образовательная программа, а представляет собой подготовку определенных образовательных программ. Это тоже очень серьезное взаимодействие в рамках сетевых образовательных программ.
Вторая модель получила название «партнерская сеть» №1.
Здесь обучение осуществляется вузом самостоятельно по базовым модулям. А формирование индивидуальной траектории обучения осуществляется путем выбора вариативных модулей вузов-участников сети. В этой модели требуется полное или частичное согласование учебных планов. Согласование сетевых учебных планов необходимо в рамках базовой части, трудоемкости и компетенций сетевых вариативных модулей.
«Партнерская сеть №2» не очень сильно отличается от первой. Обучение здесь по базовым модулям осуществляется вузом самостоятельно. Определены сетевые вариативные модули, их трудоемкость и последовательность изучения в вузах-партнерах. Необходима 100% согласованность учебных планов.
Следующий модуль – получил название «ресурсный центр». Когда один из университетов выступает очень серьезным центром компетенции, а другие университеты подтягиваются. Интеграция вузов-участников сети на базе одного, обладающего наибольшим материальным и кадровым потенциалом. Обучение по базовым модулям, как правило, осуществляется вузом самостоятельно. Обучение по вариативным модулям осуществляет вуз, являющийся ресурсным центром для данной сетевой образовательной программы. Необходима 100% согласованность учебных планов. [4]
5. Сфера Event
Данная сфера занимает особую роль в жизни образовательного учреждения. Но стоит помнить, что сфера event более гибкая нежели сфера традиций - т.к. имеет свойство единичности.
Наблюдается зависимость вовлеченности студентов в жизнь университета от уровня предлагаемых мероприятий. Межфакультетский КВН, бал, литературные чтения, ворк-шопы - как минимум 4 эти составляющие позволяют увеличить корпоративность и лояльность к бренду.
6. Современный кампус
Наличие отремонтированных зданий, с современны оборудованием, хорошим кафе и местом для времяпрепровождения студентов это тот минимум, который должен быть у каждой образовательной организации. К сожалению, в последнее время тенденця "отсидеть свои пары, и свалить поскорее" только усиливается. Идеальным было бы место, где после занятий студенты могли бы делать свои задания, используя библиотеку университета и современные технологии.
Данные пункты являются наиболее распространяемыми студентами по средствам сарафанного радио. Каждому бренд-менежеру университета стоит помнить что, чем больше внимания будет уделено мелким деталям, тем больше внимания от студентов получит образовательная организация, и тем большую рекламу получит ВУЗ.
Список источников:
[1] . Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. 2007. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-universiteta-ot-teorii-k-praktike (дата обращения: 20.12.2016).
[2] Куприна Ю.А. Дизайн логотипа и его особенности // Социальнно-экономические явления и процессы. 2014 №3: URL : http://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-logotipa-i-ego-osobennosti (Дата обращения: 11.12.2016)
[3] Электронный ресурс URL: http://hsw-mba.livejournal.com/123290.html
(Дата обращения 12.12.2016)
[4] Чичерина Н.В. О сетевых образовательных программах федеральных вузов URL: http://kpfu.ru/o-setevyh-obrazovatelnyh-programmah-federalnyh-62916.html (Дата обращения: 13.12.2016)
Список источников практической работы:
1. Положение о ПФУ РГПУ им. Герцена URL: https://www.herzen.spb.ru/uploads/bookina/files/Положение%20о%20ПФУ.pdf (Дата обращения: 13.12.2016)
2. Определение типа корпоративной культуры. HR Портал http://hr-portal.ru/tool/test-na-opredelenie-tipa-korporativnoy-kultury-v-organizacii (Дата обращения 11.12.2016)