ЗАКЛЮЧЕНИЕ МИРНОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ: ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАКЛЮЧЕНИЕ МИРНОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ: ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Кузьмин А.П. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предисловие

Статья, которая будет представлена ниже, нуждается в небольшом пояснении. Дело в том, что это не что иное, как контрольная работа по дисциплине «Теория международных отношений», выполненная мной в октябре 2016 г. в СГУ им. Н.Г. Чернышевского, на втором курсе которого в данный момент я прохожу обучение по направлению «Международные отношения». Объяснение это необходимо для лучшего понимания статьи: всё, что сказано здесь о проблеме заключения мирного договора между Россией и Японией, было написано до декабрьского визита В.В. Путина в Токио. Зная о серьезном сдвиге в решении проблемы, можно сказать, что моя статья является лишь повторением озвученных в декабре планов. На самом же деле получилось так, что переговоры по совместному экономическому освоению Южных Курил, инициированные японской стороной, в какой-то степени перекликаются с моими октябрьскими предложениями по решению данного вопроса.

Исторический экскурс в проблему

Две великие державы с общей границей. Две страны с достаточно тесными экономическими и культурными связями. Два противника в крупнейшей Мировой войне. И до сих пор не имеют мирного договора. Между ними лишь официально провозглашенное прекращение состояния войны, заключенное в виде Московской декларации в октябре 1956 г. Но перемирие нельзя сравнить с полноценным мирным договором. В связи с этим возникает два главных вопроса: почему так случилось, и можно ли исправить сложившееся положение дел?

Ответ на первый вопрос исключительно историчен. Для него требуется знание о событиях, происходивших в международных отношениях второй половины XX столетия.

После Второй мировой войны для стран антигитлеровской коалиции встал ребром вопрос о заключении мирных договоров с бывшими агрессорами для нормализации отношений с освобожденными от профашистских режимов странами. В тот момент Япония находилась под оккупацией союзных войск, администрацию которых возглавлял американский генерал Дуглас Макартур. В соответствии с решением Совета министров иностранных дел, в Токио был создан Союзный совет для Японии «для целей консультаций с главнокомандующим и дачи ему советов по вопросам, касающимся осуществления условий капитуляции, оккупации и контроля над Японией», т.е. выполнявший консультативные функции при Макартуре. Также, для выработки общих принципов отношений с оккупированной Японией, был создан Дальневосточный Комитет (ДВК) в составе 11 стран. Решения Комитета могли приниматься только с обязательного согласия США, СССР, Китая, Франции и Великобритании и определялись простым большинством голосов [1].

29 января 1946 г. администрация Макартура выпускает Меморандум №677, утверждающий территорию Японии в составе четырех главных островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку) и примерно тысячи мелких прилегающих островов. Далее следуют изложенные в трех пунктах территории, которые исключаются из состава Японии. Нас интересует пункт «в»: «Курильские (Тисима) о-ва, группа о-вов Хабомаи (Хабомадзе), включая о-ва Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку), а также о-в Сикотан1» [2].

В 1947 г. Соединенные Штаты предлагают заключить с Японией мирный договор, но сделать это не как с предыдущими странами, через СМИД, а с помощью ДВК. Советский Союз воспротивился такому решению, и переговоры о мире были отложены. Тем не менее, план заключения мирного договора активно готовился Вашингтоном, и в 1950 г. был возобновлен обмен мнениями по данному вопросу.

Итогом письменных споров стал проект мирного договора, представленный на суд 52 стран на Сан-Францисской мирной конференции, проходившей с 4 по 8 сентября 1951 г. Состав стран был мудро подобран Соединенными Штатами: большинство из них не участвовали в военных действиях против Японии, в то время как страны, напрямую пострадавшие от японского милитаризма, такие как Китай, Корея, Вьетнам, Монголия, Индия, Бирма, на конференции не присутствовали. В текущем проекте интересы советской стороны практически не были учтены, вследствие чего Москва попыталась внести свои поправки, особенно по территориальным вопросам.

Согласно Ялтинской конференции Южный Сахалин и все Курильские острова целиком должны были отойти Советскому Союзу. Согласно же данному проекту договора, «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.», но суверенитет СССР над ними никак не подтверждается. В Сенате США даже была принята резолюция, содержавшая следующую оговорку: «Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за СССР каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу СССР в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении».

Когда же британское руководство попыталось напомнить администрации Трумэна о ялтинских договоренностях, получили ответ: «США считают, что точное определение пределов Курильских островов должно стать предметом двустороннего соглашения между японским и советским правительствами или должно быть юридически установлено Международным судом». Из этого заявления прямо следует, что Соединенные Штаты намеренно оставили японскому руководству лазейку в мирном договоре – они не обозначили со всей ясностью определение Курильских островов, чем Япония позже и воспользуется. Выходит, что позиция Соединенных Штатов прямо противоречила Меморандуму №677, уже упоминавшемуся выше [3; 4].

В итоге проект мирного договора был принят и подписан 49 государствами. Не подписали его СССР, Польша и Чехословакия.

С этого дня и начинается история заключения мирного договора между СССР (впоследствии РФ) и Японией. Как уже стало ясно из приведенных выше фактов, проблема упирается в вопрос о принадлежности Курильских островов и южной части о. Сахалин.

В день заключения Сан-Францисского мирного договора Япония и США подписали также Договор безопасности. Фактически он продлевал нахождение американского военного контингента в Японии, а также разрешал строить на японской территории американские военные базы [5].

В условиях холодной войны такая зависимость Японии от США не позволяла заключить мирного договора, однако в 1956 г. Советский Союз все же пошел на заключение Советско-японской декларации, прекращающей состояние войны между двумя государствами. Это было большим шагом в нормализации отношений, Япония и СССР обменялись послами. Важным моментом декларации была договоренность о передаче Японии части островов Малой Курильской гряды (Хабомаи) и входящего в нее острова Шикотан, которая должна была вступить в силу с момента заключения мирного договора. Однако Соединенные Штаты надавили на Японию, заявив, что, если Япония откажется от притязаний на острова Кунашир и Итуруп, то Вашингтон не вернет ей оккупированные остров Окинаву и архипелаг Рюкю. Следующим после запугивания было официальное дипломатическое требование: Японии был направлен меморандум, согласно которому США не признают никакого решения, подтверждающего суверенитет СССР над территориями, от которых Япония отказалась в Сан-Франциско. В итоге переговоры о заключении мирного договора продолжены не были, ограничившись лишь подписанной декларацией [6; 7].

Далее японская сторона многократно пыталась воспользоваться мудро оставленной Соединенными Штатами лазейкой в тексте мирного договора, попеременно объявляя острова Хабомаи, например, не принадлежащими к определению Курильских островов. И даже Кунашир и Итуруп исключались нашим восточным соседом из состава цепи островов. С тех пор традиционно японская сторона оспаривает у Российской Федерации острова Итуруп, Кунашир и Хабомаи2. (Хотя, ультраправые и ультралевые партии Японии ратуют за возвращение всех Курильских островов вплоть до Камчатки). Кроме того, Япония часто заявляла, что, если СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор, то не имеет права пользоваться его результатами. На что Москва всегда реагировала однозначно: Курильские острова были, есть и будут советскими/российскими территориями, их суверенитет закреплен документами международного права.

В Японии началась пропаганда движения «за возвращения северных территорий» (так японские граждане называют Южные Курилы). С 1981 г. в Японии 7 февраля отмечается «День Северных территорий», что укрепляет данный территориальный вопрос в сознании японских граждан и способствует формированию отрицательного имиджа России. Фактически учреждение этого памятного дня замкнуло проблему Южных Курил. Если бы не он, вероятно, правительство Японии тихо-мирно закрыло бы эту тему, но поскольку есть День Северных территорий, народ ждет от власти решения вопроса [8].

СССР вообще до посещения в 1991 г. Японии Михаилом Горбачевым не признавал наличия какой-либо территориальной проблемы в отношениях со Страной восходящего солнца. В ноябре 2004 г. российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым было сделано заявление, что Россия, как государство-продолжатель Советского Союза, признает все заключенные договоры СССР, если государства-партнеры признают их точно так же. Следовательно, Россия готова продолжить разрешение территориальной проблемы на основании Декларации 1956 г., однако Япония не удовлетворяется островами Хабомаи и Шикотан. «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет», – заявил премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми в 2004 г. Далее проблема лишь еще больше заходила в тупик [9; 10].

Варианты решения проблемы

После ответа на первый вопрос самое время перейти ко второму – можно ли исправить сложившееся положение дел? Вопрос подразумевает под собой создание сценариев развития ситуации. В принципе, тут всё довольно просто. Когда две стороны имеют противоположные точки зрения на одну общую проблему, ее решение может быть либо в интересах одной, либо в интересах другой, либо не в интересах ни одной из них.

Начнем с самого патриотического сценария решения данной проблемы – территория всех Курил останется под суверенитетом Российской Федерации. В СМИ, да и на высшем уровне, все чаще отмечается большая важность островов для России.

Во-первых, Курильские острова – это природная кладовая ископаемых ресурсов. Все острова могут служить источником практически неиссякаемой энергии, получаемой из геотермальных источников, которые, увы, пока не используются надлежащим образом. (Электроэнергия на островах в четыре раза дороже, чем в остальной России, из-за того, что доставляется туда с материка). На островах в настоящее время разведаны залежи цветных металлов, ртути, природного газа и нефти. Также на о. Итуруп находится крупнейшее в мире месторождение рения – металла, очень устойчивого к перепадам температуры, химическим реакциям, и с высокой температурой плавления. Килограмм рения в зависимости от чистоты может стоить от тысячи до десяти тысяч долларов. Особенность итурупского рения в том, что на острове он находится в виде минерала рениита, т.е. практически в чистом виде, в то время как остальной рений в мире добывается обычно из медных и молибденовых руд, в которых встречается в виде примеси [11; 12].

Во-вторых, Курильские острова имеют большое военно-стратегическое значение, ведь между южными Курильскими островами протекают два единственных для России незамерзающих пролива, ведущие в Тихий океан. Это проливы Фриза, между о. Уруп и оспариваемым Японией о. Итуруп, и Екатерины, между Итурупом и Кунаширом соответственно. Поэтому в случае передачи Курильских островов Японии, Тихоокеанский флот Российской Федерации будет заперт и отделен от акватории Тихого океана. С наличием ледоколов, возможность выхода в океан у него, конечно, будет, но крайне неудобная. Рассуждая схожим образом, Минобороны РФ с 2015 г. начало программу по созданию на Дальнем Востоке единой системы береговой обороны, необходимой как раз для контроля проливов. В частности, нашумевшим стало размещение 22 ноября 2016 г. на оспариваемых Японией островах Кунашир и Итуруп береговых ракетных комплексов «Бастион» и «Бал» [13; 14].

В-третьих, Курилы – один из центров рыбного промысла на Дальнем Востоке. Ежегодно там вылавливается около 180 тыс. т рыбы и морепродуктов, из которых только 50 % идет на внутренний рынок. Остальное отправляется на экспорт в Японию, Китай, Корею, Соединенные Штаты и доходит даже до Франции [15].

Все эти аргументы не то чтобы не позволяют, но делают передачу островов Японии потенциально проблематичной.

Мы получаем бесконечную цепочку. Чтобы заключить мирный договор, нужно решить проблему с Южными Курилами, что для японской стороны означает лишь полную передачу под ее суверенитет островов Кунашир, Итуруп и Хабомаи. А Российская Федерация никогда на это не пойдет, потому что и так находится в весьма затруднительном экономическом положении, чтобы терять еще и источники дохода на Курилах.

В таком случае и при таком сценарии, вероятно, остается единственный выход – признать требование мирного договора всего-навсего анахронизмом, который не требует решения. Ведь, в конце концов, война, после которой договор должен был быть заключен, завершилась победой войск союзников 71 год назад. Так ли нужен нам мирный договор, если на фоне советско-японской Московской декларации 1956 г., как важнейшего документа советского времени, а затем и Российско-японского плана действий 2003 г. как важнейшего документа уже Российской Федерации, между нашими государствами и так установились экономические и культурные отношения, соблюдающие принципы добрососедства?

Тут мы медленно переходим ко второму сценарию решения проблемы Южных Курильских островов, который отвечает, что да, мирный договор необходим. Потому что не будет по-настоящему тесных, добрососедских и союзнических отношений с государством, которое оспаривает суверенитет на часть территорий соседа.

Так что же, может быть, отдать требуемое Японии и заключить уже, наконец, мирный договор, что принесет гораздо больше пользы для Российской Федерации, чем постоянный тупик в территориальном споре?

Давайте поглядим. Учитывая все преимущества наличия Курильских островов у Российской Федерации, представим, что они оказались у Японии.

Ни для кого не секрет, что у Японии есть определенные трудности в освоении полезных ископаемых, т.к. все те весьма бедные запасы, что были ими обнаружены на собственных островах, уже освоены и практически выработаны, а получить доступ к антарктическим, о чем они регулярно просят, им не дает все тот же пресловутый Сан-Францисский мирный договор3. Полезные ископаемые Курильских островов могут стать своеобразной золотой жилой для Японии. Кроме того, обладание островами позволит нарастить уровень добычи рыбы и морепродуктов, чем Япония традиционно славится.

Не стоит забывать про энергетику. После аварии на Фукусиме-1, под давлением общественности, японское правительство объявило о полном отказе в долговременной перспективе от ядерной энергии. До аварии ядерная энергетика обеспечивала более трети всех потребностей страны в энергии. После аварии, ключевым для Японии стал импорт энергоносителей, и к началу 2014 г. уже 90 % энергетического баланса страны обеспечивалось как раз за счет импорта. Следовательно, Японии нужны новые безопасные источники энергии. Поэтому в Стране восходящего солнца сейчас активно ведется разработка альтернативных источников энергии, в частности энергии солнца, ветра, приливов и отливов, а также энергии геотермальных источников. В сложившейся ситуации геотермальный потенциал островов, с которым японские промышленники уже сталкивались и умеют работать, будет для Японии если не спасательным кругом для утопающего, то, как минимум, молотком для разбития стекла на случай возможной аварии [16].

Кругом одни плюсы для сынов Микадо. В то время как РФ не может использовать толком потенциал ни геотермальный, ни полезных ископаемых. Единственное, в чем на Южных Курилах Россия преуспела – это рыбный промысел, и то в настоящее время там находится лишь два государственных рыбзавода. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в настоящее время реализуется Федеральная целевая программа социально-экономического развития Курильских островов на 2015-2026 гг., включающая в себя работу по улучшению инфраструктуры, увеличению эффективности добычи рыбы, руд, полезных ископаемых и пр. Также программа включает разработку нефти, газа и газогидратов «совместно с партнерами из Азиатско-Тихоокеанского региона», одним из которых, очевидно, станет Япония [17].

Однако поговорим теперь о военной угрозе со стороны Японии в случае передачи Южных Курил под ее суверенитет. Тут даже скорее правильнее говорить о военной угрозе со стороны Соединенных Штатов, которые фактически построили современную Японию. К сожалению, до сих пор у России и США отношения напряженные, хотя, возможно, новый президент самого демократического государства на планете, на которого все возлагают столько надежд, и сможет это изменить? Что же, поживем-увидим. Однако не забываем о том, что, передав Японии острова, российский Тихоокеанский флот потеряет выход в Тихий океан в зимние месяцы. И если уж говорить по-честному, то не только в зимние. Лед встает на Охотском море (через которое в случае потери проливов придется проходить российскому флоту) и держится с октября по июль. Фактически остается три судоходных месяца, в которые Россия может вести эффективные боевые действия в Тихом океане. И это еще не конец проблем. После передачи островов под юрисдикцию Японии придется демилитаризовать район, а значит, пересмотреть полностью всю систему обороны Дальневосточного региона России из-за получившейся прорехи в защите. Кроме того, не подлежит сомнению, что Япония и США установят на островах собственные военные базы, что фактически замкнет удавку пресловутой американской анаконды вокруг России.

Стоит также сказать о жителях Южных Курил. В настоящий момент там проживает около двадцати тысяч российских граждан. Однако японская сторона заявила, что будет крайне терпима к вопросу сроков при выселении российских жителей на материк. Но куда их выселять? Государство нередко не справляется с переселением жителей аварийных домов, а тут требуется единовременно расселить двадцать тысяч человек [18].

Но за какие ценности может Россия пойти на то, чтобы отдать собственную суверенную территорию под власть японского императора (или премьер-министра)? О предложениях японского правительства ходят различные слухи: от инвестиций в Дальний Восток до закрепления земли островов за теми российскими гражданами, которые проживают на них, и дарование им японского гражданства. Большинство из них появляются в японской прессе и угасают после официальных опровержений администрации Синдзо Абэ. Однако все эти предположения на корню обрубает высказывание Владимира Путина: «Мы не торгуем территориями, хотя проблема заключения мирного договора с Японией является, конечно, ключевой, и нам бы очень хотелось с нашими японскими друзьями найти решение этой проблемы» [19].

Здесь мы плавно переходим к третьему возможному сценарию развития ситуации. Его контуры были обрисованы еще администрацией Н.С. Хрущева в Московской декларации от 19 октября 1956 г. Я думаю, вы уже догадались, о чем идет речь. Да, всё просто – компромисс, который не устраивает ни одну из сторон, ведь Россия предпочла бы сохранить все Южные Курилы, а Япония получить еще и Кунашир и Итуруп. Но, нет. Согласно Московской декларации, островная гряда Хабомаи с входящим в нее островом Шикотан должна была быть передана Японии только после заключения мирного договора. Очевидно, возможный компромисс как раз и заключается в том, что Россия передаст Японии Хабомаи, взамен получив мирный договор и, вероятно, договор о дружбе, что позволит сделать более тесными экономические и культурные связи между странами.

Получение островов Хабомаи увеличит японскую зону добычи рыбы, но Япония не получит ни запасов рения, ни золота, ни полезных ископаемых, ни геотермальных источников энергии.

Вот и выходит, что данный компромисс невыгоден ни для одной из сторон.

Также есть четвертый компромиссный вариант. Компромисс, о выгодности или невыгодности которого еще можно поспорить. Чтобы рассказать об идее этого компромисса, нужно сделать небольшую ретроспективу в начало XX столетия.

В 1917 г. географ и один из основателей французской геополитики Поль Видаль де ла Блаш издал монументальную геополитическую работу под названием «Восточная Франция», в которой рассматривал проблему земель Эльзаса и Лотарингии, вечно перемещающихся между Францией и Германией в различных конфликтах. Эти «земли-перебежчики», большая часть населения которых была немецкой, а принадлежали они после Первой мировой войны Франции, по мнению французского геополитика, тяготели к обеим странам с почти одинаковыми культурной (к Франции) и национальной (к Германии) силами. Поэтому Видаль де ла Блаш предложил в качестве решения спорных территорий революционный проект – сделать Эльзас и Лотарингию землями сотрудничества, и ратовал за совместное освоение этих земель Германией и Францией. Французский геополитик считал, что граница в этом случае должна носить не разделяющий, а объединяющий характер [20].

Суть четвертого сценария лежит на поверхности. Сделать островную гряду Хабомаи, а также острова Итуруп и Кунашир «островами сотрудничества» между Российской Федерацией и Японией. Можно также ввести по отношению к Южным Курилам понятие «союзных территорий». Поскольку проект Видаль де ла Блаша не был воплощен в жизнь, земли сотрудничества между РФ и Японией станут беспрецедентным случаем в истории международного права.

Чтобы воплотить этот проект в жизнь, нужно чтобы острова стали действительно зоной взаимовыгодного сотрудничества, иначе Россия не пойдет на такую фактическую уступку собственных суверенных территорий и ослабление береговой системы безопасности Дальнего Востока.

Ясно, что в первую очередь на островах должен быть введен безвизовый режим для граждан обоих государств. Правда, чтобы ограничить поток нелегальных эмигрантов из России в Японию и наоборот, визовый режим должен соблюдаться на границах стран за пределами союзных территорий. То есть: въезд на острова – без визы с любой стороны, выезд – только обратно в страну, из которой прибыл, либо, если «на другую сторону», то только с соответствующей визой.

Проживание на территории Южных Курил для граждан обоих государств будет абсолютно свободным. Понятно, что Южные Курилы придется вывести из-под юрисдикции Сахалинской области или префектуры Хоккайдо, они должны будут образовать совершенно особую административную единицу, официально входящую в состав обоих государств. Центром этой административной единицы можно сделать город, заложенный обоими государствами на одном из наиболее удобных для этого островов. Для углубленной интеграции народов обоих государств, на территории островов нужно создать школы и вуз с обязательным изучением русского и японского языков.

Вторым очень важным вопросом будет являться вопрос проливов. Их демилитаризация из-за большой стратегической важности для российского Тихоокеанского флота невозможна. Но что, если Россия окажется в состоянии войны с государством, которому симпатизирует Япония (не будем называть его, поскольку всё и так понятно), или даже с самой Японией? В таком случае проблемы с союзными территориями не избежать. Для того, чтобы подобной ситуации не возникло, Россия и Япония должны подписать не просто мирный договор, а договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, как в свое время был подписан между РФ и Украиной. Но, используя опыт российско-украинских отношений, решить, как быть в случае насильственной смены власти в одном из государств. Я предлагаю в таком случае закрепить территории Южных Курил за тем государством, политическая обстановка которого осталась стабильной. В какой-то степени вопрос Южных Курил будет предупреждающим знаком STOP для всех народных волнений в обоих государствах. Если такой договор будет заключен, то можно в дополнительных декларациях обсудить вопрос размещения военных баз обоих государств на островах. Мне кажется, это вполне реалистично.

Следующий важный аспект – совместная разработка природных ресурсов. Особенно сложным будет решение вопроса об исключительной экономической зоне (ИЭЗ) островов. Сейчас в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, Россия обладает ИЭЗ на 200 морских миль, как в сторону Охотского моря, так и в сторону Тихого океана и ограничивается точкой пересечения с ИЭЗ Японии, проходящей по северной оконечности о. Хоккайдо. Следовательно, ИЭЗ Курильских островов также должна стать общей, но регламентироваться условиями равноправия. Примерное равенство рыболовецких судов, рыбзаводов и пр. Но, конечно, этот вопрос гораздо сложнее. Интересно также, что в случае создания территорий сотрудничества Япония и Россия на основании двухсторонних соглашений могут сделать открытое Охотское море закрытым и ограничить туда доступ военных кораблей остальных государств. Правда, пока это море покрыто льдом 9 из 12 месяцев в году, это вряд ли имеет смысл [21].

В целом, я считаю, что и в вопросе разработки полезных ископаемых следует придерживаться принципов равноправия. В крайнем случае, те разработки, что уже ведутся российскими компаниями на островах, должны остаться за российскими компаниями. Японской стороне же не запрещается вести разведку других залежей полезных ископаемых на островах. В использовании геотермальной энергии – те же принципы равноправия.

Кроме того, я думаю, что в экономическом плане будет достаточно специалистов как российских, так и японских с планами деклараций, регламентирующих использование ресурсов Южных Курил в случае осуществления проекта. Я со своей стороны лишь говорю о том, что при достаточном желании и понимании выгоды с обеих сторон, это можно осуществить. Используя японскую технику и инвестиции, нашу рабочую силу и обширный рынок сбыта, можно построить на Южных Курилах прекрасную инфраструктуру. «Острова сотрудничества» несут массу выгод: как для РФ, так и для Японии. Причем, немаловажным аргументом в пользу подобного проекта является то, что ни одно из двух государств не уронит свой имидж на мировой арене. В других случаях Япония, не добившись островов Кунашир и Итуруп, но, подписав с РФ мирный договор, покажет себя слабым игроком на «великой шахматной доске». РФ, в свою очередь, отдав свои суверенные территории под юрисдикцию Японии ради подписания мирного договора, также «потеряет лицо» на международной арене.

Поэтому мое мнение таково: реализация последнего, четвертого сценария «союзных территорий» взаимовыгодно и реалистично при поддержке его правительствами обоих государств. У России сейчас объективно нет сил для полной реализации потенциала Курильских островов, но это будет возможно и принесет выгоду при совместных российско-японских проектах. Кроме того, заключение договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве выведет Японию из сферы влияния Соединенных Штатов, что позволит ей проводить более самостоятельную внешнюю политику. Этого упорно добивается нынешний премьер-министр Японии Синдзо Абэ, хотя пока и не очень успешно. Мы не знаем, к чему может привести партнерство России и Японии, просто потому что до сих пор отношения между нашими государствами были далеко не радушными. Но мы всегда можем попытаться узнать.

Заключение

Как знают люди, занимающиеся мониторингом новостей, после декабрьских визитов В.В. Путина в Японию, сценарий создания «союзных территорий» стал достаточно реальным: его контуры обозначились довольно четко.

По результатам двухдневного визита российского президента в Японию, премьер-министр Страны восходящего солнца заявил, что важным шагом на пути к заключению мирного договора стало принятое лидерами стран решение о начале переговоров по созданию особого режима совместной экономической деятельности наших стран на Южных Курилах, основным принципом которого названа взаимовыгодность деятельности. Таким образом, Синдзо Абэ обозначил два основных принципа в отношении Южных Курил: особый режим и взаимовыгодность деятельности.

Фактически Япония предложила России не просто совместное экономическое освоение островов. Это зеленый свет в развертывании полноценного экономического сотрудничества по многим отраслям: промышленности, энергоносителям, сельскому хозяйству, медицине. На второй день визита в присутствии лидеров стран состоялось подписание 80 крупнейших совместных документов, и еще внушительный пакет был подписан отдельно. По словам генерального директора Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, сходу Россия получает несколько миллиардов долларов японских инвестиций, в связи с подписанием создания совместного фонда с японским Банком международного развития (JBIC) [22].

Конечно, в перспективе совместное экономическое освоение островов вряд ли преобразуется в план союзных территорий, но главная и руководящая идея плана воплощается: сделать проблему с Курилами не разделяющим, а объединяющим наши государства фактором.

Список использованных источников и литературы

1. Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки в новейшее время. – Кемерово, 1997. – C. 16.

2. Цит. по: Русские Курилы: история и современность: сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы / В.К. Зиланов [и др.]. – М., 1995.

3. United States: Proclamation of Treaty of Peace with Japan // The American Journal of International Law. – 1952. – Vol. 46, № 3. – P. 96-98.

4. Foreign Relations of the United States, 1952-1954. China and Japan (in two parts): Vol. XIV, Part 2, Document 541.

5. История войны на Тихом океане. В 5 т. Т. 5. Мирный договор. – М., 1958.

6. Декларации, заявления и коммюнике Советского правительства с правительствами иностранных государств, 1954-1957. – М., 1957. – С. 313-316.

7. Сабов А. За Курилы // Российская газета. – 28.10.2005. – URL: https://rg.ru/2005/10/28/kurily.html

8. «День северных территорий» в Японии // РИА Новости. – URL: https://ria.ru/spravka/20150207/1046241496.html

9. Россия отдаст Японии острова. Если будет за что // Лента.ру. – 15.11.2004. – URL: http://www.lenta.ru/russia/2004/11/15/kuriles/

10. Мирного договора не будет // ATV. – 16.11.2004. – URL: http://www.atv.ru/news/world/2004/11/16/japan_russia/

11. Кременецкий А. Завод на вулкане // Наука и жизнь. – 2000. – № 11.

12. Справка по региону. Сахалинская область // Регионы России: деловой климат, инвестиционный потенциал. – URL: http://www.russianeconomy.ru/Region/Info.aspx?regionID=96

13. Недорез Ю.И. Слушается дело о посягательствах на суверенитет России и международное право // Научно-экспертный совет при администрации Сахалинской области. – 25.09.2001.

14. Без претензий: зачем Россия разместила на Курилах ракетные комплексы // РИА Новости. – 24.11.2016. – URL: https://ria.ru/defense_safety/20161124/1482106064.html

15. Большой Курильскиий ремонт // Lenta.ру. – 03.08.2006. – URL: https://lenta.ru/articles/2006/08/03/kuriles/

16. Дефицит платежного баланса Японии на максимуме // Вести Экономика. – 10.03.2014. – URL: http://www.vestifinance.ru/articles/40389

17. Федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов с 2015 по 2026 год // Минвостокразвития. – URL: http://www.minvostokrazvitia.ru/upload/iblock/25f/KO2025.pdf

18. Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2016 г. // Росстат. – URL: http://www.gks.ru/opendata/dataset/7708234640-ca-08-003

19. Владимир Путин: Россия не торгует территориями, но проблему заключения мирного договора с Токио нужно решать // Первый канал. – 02.09.2016. – URL: https://www.1tv.ru/news/2016/09/02/309205-vladimir_putin_rossiya_ne_torguet_territoriyami_no_problemu_zaklyucheniya_mirnogo_dogovora_s_tokio_nuzhno_reshat

20. Видаль де ла Блаш Поль // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М., 1969-1978.

21. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года // Официальный сайт ООН. – URL: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf

22. По результатам двухдневного визита Владимира Путина в Японию подписаны десятки соглашений // Первый канал. – 16.12.2016. – URL: https://www.1tv.ru/news/2016/12/16/316216-po_rezultatam_dvuhdnevnogo_vizita_vladimira_putina_v_yaponiyu_podpisany_desyatki_soglasheniy

1 Тисима – японское название Курильских островов. Сикотан и Шикотан – это один остров, чередование в первой букве названия происходит из-за путаницы с транскрипцией в различных переводах на русский.

2 Хабомаи – это не остров, а японское название части островов Малой Курильской гряды, которые включают в себя острова Шикотан, Полонского, Осколки, Зелёный, Дёмина, Юрий, Анучина, Танфильева и ряд мелких. Поэтому утверждать, что Япония предъявляет претензии на четыре острова (Итуруп, Кунашир, Хабомаи и Шикотан), как обычно пишет большинство СМИ, неверно.

3 Хотя они и выдвигают регулярно весьма своеобразные претензии: разведанные в Антарктике месторождения газа залегают так глубоко, что никто, кроме Японии, не имеет достаточного уровня развития технологий, чтобы добывать их.

Просмотров работы: 706