СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА.

Омарова Д.А. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В течение последних лет многими специалистами осуществляется попытка экономического обоснования для введения в отечественный страховой рынок такого вида отраслевого страхования, как страхование леса (от природных, техногенных рисков, причиняющих ущерб лесным массивам) и ответственности лесопользователей. Его введение направлено, прежде всего, на необходимость сохранения и полного восстановления пострадавших лесных участков, защиту экологии леса.[1]

Страхование в сфере лесопромышленного комплекса предполагает компенсацию убытков от последствий реализации рисков при лесопользовании или от стихийных бедствий, тем самым способствует обеспечению материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов лесопромышленного комплекса, осуществлению ими своих функций. Логичным следствием расширения развития страховых отношений в лесной отрасли является формирование по основным элементам научно-обоснованной финансовой политики устойчивого функционирования лесного хозяйства и эффективного финансового механизма её реализации, в том числе посредством исполнения базовых функций страхования. [2]

По оценкам специалистов, летом 2015 года сгорело свыше 2 млн га леса, что принесло колоссальный, никем не компенсируемый ущерб, для восполнения которого без страхования понадобится не менее 100 лет. Помимо этого, страховое обеспечение лесного хозяйства является важным с точки зрения сохранения естественной среды обитания диких животных, поддержания стабильности климата, адаптации к возможным климатическим изменениям и повышения экологического потенциала.[3]

Однако в настоящее время страхование леса и рисков предприятий ЛПК пользуется ограниченным спросом, хотя не исключается, что в связи с пожарами последних лет и проблемами лесного фонда, которые наглядно продемонстрировали необходимость страхования лесного хозяйства, ситуация начнёт меняться. Одним из способов решения этой задачи нами предлагается введение общей российской системы обязательного страхования лесов, направленной, прежде всего, на поддержание и восстановление лесного хозяйства, а также на защиту экологии лесного комплекса. Страховая защита в данном случае должна ориентироваться на необходимость восстановления пострадавшего лесного фонда, исходя из определения размеров его страхового покрытия и установления порядка расчёта убытков. С точки зрения руководителя центра сельскохозяйственного страхования, на начальном этапе следует организовывать страхование в обязательной форме с созданием соответствующего контролирующего органа, отвечающего за эффективность страховой защиты сохранности лесов и лесовосстановления.

При разработке системы обязательного страхования леса в отдельных вопросах можно ориентироваться на мировой страховой опыт стран, имеющих лесные ресурсы, таких как Финляндия, Канада и США.

Применительно к российской практике, создание системы страхования лесного хозяйства необходимо начинать на условиях обязательного участия государства с ограничением ответственности страховщиков. Для этого рекомендуется формирование единого механизма работы, при котором страховщики отвечают по принятым обязательствам до определённого уровня, при превышении которого – ответственность должно нести государство.

Мировые сборы премий по сельскохозяйственному страхованию, включая страхование лесных ресурсов, составляет 7 млрд долл. США, в то время как в России страхование леса пользуется ограниченным спросом, и объем страховых взносов не является сколько-нибудь значимым. [4]

Связано это с тем, что собственником лесов в нашей стране является государство, в бюджете которого затраты на обязательное страхование этой стратегически важной собственности не предусмотрены.

Тем не менее, можно выделить группы субъектов лесных отношений, заинтересованных в страховании лесных ресурсов: правительство страны, крупные лесопользователи, средние и мелкие компании, деятельность которых связана с постоянным использованием лесных ресурсов. Помимо них, влияние на процесс развития лесного страхования в мире оказывает коммерческий банки, требующие, чтобы их клиенты-лесопользователи страховались для поддержания своей платежеспособности.

Основным фактором, влияющим на довольно широкое распространение страхования леса за рубежом, является развитая структура лесной индустрии в конкретной стране, а не качество породы древесины или производимая продукция. На спрос по страхованию лесных ресурсов положительно влияет развитие имущественных отношений, тесные связи между государством и лесопользователями, прозрачная законодательная база, достоверная оценка лесных ресурсов, увеличение реального инвестирования в лесной сектор, а также ухудшение рисковой ситуации, связанной с неблагоприятными климатическими условиями.

Как показали исследования, за рубежом принято множество подобных законов, а российские законотворческие институты с большим отставанием рассматривают актуальные вопросы. Мировое сообщество глобализуется, в страховой сфере законодательные нормы приобретают все большее единообразие, соответствия правовых подходов становится существенно больше, и, по мнению учёных, их нужно адаптировать применительно к России.[5]

Кроме того, методические подходы к адекватной оценке убытков от лесных пожаров нуждаются в серьезной доработке.

Одной из первоочередных задач является разработка общей единой концепции стоимостной оценки лесных ресурсов и процессов лесопотребления, которая позволит сформировать базовую систему критериев оценивания в разрезе различных ресурсно-географических компонентов, оптимальных с точки зрения экономики и лесопользования.

С общегосударственной точки зрения экономическая оценка лесных ресурсов предусматривает решение двух основных взаимосвязанных задач: определение хозяйственной ценности леса в стоимостном выражении и выбор способов оптимального лесопользования конкретных условиях. В этих целях требуется кардинальный пересмотр порядка оценки ресурсов леса, необоснованное занижение стоимости которых влечёт за собой целый ряд других проблем, в частности недополучение государственных доходов.

И несмотря на недавнее обозначение этой задачи на правительственном уровне и подготовку проекта о введении системы страхования лесов, первоочередной вопрос о внедрении научно обоснованной оценки лесных ресурсов до сих пор остается открытым. [6]

Использование научно обоснованного, адекватного экономической сущности и соответствующему зарубежному опыту ресурсно-рентного подхода в оценке лесных активов позволит обеспечить внедрение и развитие комплексной системы отраслевого страхования леса и ответственности лесопользователей, а также выявление резервов роста страхового рынка России.

Таким образом, в целях повышения эффективности действующего механизма формирования экономической оценки лесных ресурсов, необходимо переориентировать процессы определения их стоимости на полное изъятия в бюджет лесной ренты, как инструмент регулирования финансовых отношений сфере лесопользования. Это позволит:

- организовать страхование лесного фонда и ответственности лесопользователей на условиях оптимального учёта взаимных финансовых интересов всех участников страхового договора и непосредственно собственника леса в лице государственных структур;

-обеспечить реализацию основополагающего принципа страхования – защиты от риска посредством компенсации фактического ущерба, базирующегося на адекватной экономической оценке лесных ресурсов;

Вместе с тем система лесного законодательного обеспечения не содержит норм, касающихся организации страховой защиты участников лесных отношений, поскольку регулирование страховой деятельности не предусматривает обязательной формы страхования леса на корню или имущественной ответственности арендатора лесного участка. Иными словами, в настоящее время ответственность за нарушение лесного законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, как экономико-правовой комплекс по предупреждению и возмещению вреда лесному хозяйству, на практике не выполняет своих основных функций: стимулирующей, компенсационной и превентивной. [7]

На первый взгляд наиболее заинтересованными субъектами в установлении страховых отношений независимо от формы их проведения являются страховые компании, которые в любом случае продемонстрируют повышение финансово-экономических показателей своей деятельности – страховой взносов, выручки, количество договоров страхования. В этой связи не следует исключать из внимания увеличение страховых выплат при наступлении страховых случаев, которые в лесной сфере не только имеют достаточно высокую степень реализации, но и вызывают крупные ущербы, что для страховщиков будет оборачиваться серьезной финансовой нагрузкой.

Вместе с тем необходимость значительного расширения взаимных отношений предприятий лесопромышленного комплекса со страховыми компаниями требует выявления и покрытия специфических рисков, как по видам страхования, так и по объему страховых операций на основе эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов. Процедура оптимизации страхового сотрудничества предполагает применение научных методов финансового регулирования в процессе разработки и реализации стратегии управления рисками предприятия ЛПК и корректировки движения их доходов и расходов при формировании внутренней финансовой политики.

Таким образом, учитывая сложившиеся к настоящему времени в лесной отрасли положение с определением значимости страхования в общей системе финансов лесопромышленного комплекса и страхового рынка в целом, следует разработать методы организации страховой защиты лесов путём приведения в действие соответствующих элементов и инструментария страхового механизма в рамках финансово механизма ЛПК.

На наш взгляд, на сегодняшний момент государство имеет больше преимуществ при внедрении системы обязательного страхования, несмотря на очевидное увеличение расходов его финансирования, на предварительном этапе. Это связано с тем, что сопоставление затрат на ликвидацию последствий от регулярно происходящих в летний период лесных пожаров и расходов на обязательное страхование лесного фонда, безусловно, оказывается в пользу последнего. Отдельной процедурой в процессе реализации обязательного страхования леса и гражданской ответственности лесопользователей важно обозначить необходимость осуществления особого государственного контроля субъектов страхового дела с точки зрения проверки их финансовой деятельности. Наряду с этим государство должно стать регулирующей стороной в соблюдении баланса интересов всех участников обязательного лесного страхования, учитывая специфические особенности, как страховой, так и лесохозяйственной деятельности, не предоставляя каких-либо преференций субъектом договорных отношений.

Список использованной литературы:

1. Гомелля В. Б. Страхование: университетская серия. М.: Маркет ДС, 2010г.

2. Калашникова Н. Н. Отраслевое страхование на пути внедрения единого механизма экономической оценки специфических рисков // Страховое дело. 2015. №7

3. Калашникова Н. Н. Место страхования рисков лесопромышленных предприятий в современной системе российского страхового рынка // Страховое дело. 2012. №12

4. В. Петров. Зачем страхование лесу// журнал ЛесПромИнформ 2011. №7

5. Проект документа «Лесная политика России» Федеральное агенство лесного хозяйства РФ.

6. http://www.rosleshoz.gov.ru

7. www.nacles.ru

1 Калашникова Н. Н. Отраслевое страхование на пути внедрения единого механизма экономической оценки специфических рисков // Страховое дело. 2015. №7

2 Гомелля В. Б. Страхование: университетская серия. М.: Маркет ДС, 2010г.

3 Проект документа «Лесная политика России» Федеральное агенство лесного хозяйства РФ.

4 www.nacles.ru

5 В. Петров. Зачем страхование лесу// журнал ЛесПромИнформ 2011. №7

6 Калашникова Н. Н. Отраслевое страхование на пути внедрения единого механизма экономической оценки специфических рисков // Страховое дело. 2015. №7

7 Калашникова Н. Н. Место страхования рисков лесопромышленных предприятий в современной системе российского страхового рынка // Страховое дело. 2012. №12

Просмотров работы: 305