В широком значении, инновационная деятельность – это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых и усовершенствованных видов продукции, технологических процессов и форм организации производства [5, с. 49].
Педагогическая инноватика имеет в качестве предмета преобразование практики образовательной деятельности, ее условий, средств, закономерностей, форм, методов, технологий [4, с. 13].
В большинстве школ в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: реализуются программы развития, осваиваются новые образовательные программы и технологии. Национальная доктрина образования Российской Федерации (до 2025 года), устанавливая приоритет образования в государственной политике, определяет ведущую роль педагогических коллективов в достижении целей образования [2, с. 5-6].
Тем не менее, далеко не все образовательные организации ориентированы на развитие. В.С. Лазарев выделяет четыре основные проблемы инновационной деятельности: доступность информации о передовом опыте, слабость механизмов оценки новшеств и принятия решения, низкая мотивация учителей в поиске возможностей развития школы, отсутствие или неэффективность организационных форм и механизмов включения учителей в поиск и оценку возможностей улучшения образовательной системы школы [2, с.18].
Итак, существует необходимость в создании дополнительных средств передачи педагогам компетенций, позволяющих успешно осуществлять инновационную деятельность, на этапе их профессиональной подготовки. В то же время, административно-управленческий персонал организации высшего образования заинтересован в получении обратной связи от обучающихся как носителей альтернативной точки зрения на качество образовательной деятельности, а также в активизации инновационной деятельности в высшей школе посредством включения в нее студентов.
По мнению А.В. Хуторского, главный момент, который отличает педагогическую инноватику от инноватики в других областях, – это личностный фактор. Нельзя исключить личностный заказ на изменение и обновление образования со стороны ученика как субъекта предметной деятельности [4, с. 13].
В мировой практике существуют такие формы включения обучающихся в инновационный процесс как студенческие кружки качества, по аналогии с рабочими кружками качества на производстве. К их функционалу относится выявление и решение проблемных вопросов, связанных с методическими, материально-техническими, кадровыми и иными условиями реализации образовательного процесса. Вопросы качества, так же, как инновационная деятельность, относятся к сфере управления предприятием.
Согласно ГОСТ ISO 9000-2011, «качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. При этом требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным; характеристика – отличительное свойство». Качество образования, по определению, данному в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации», – «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Принятие Болонской декларации, одним из требований которой является участие студентов во внутреннем контроле качества высшего образования и, как следствие, появление соответствующего права обучающихся в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, а также Поручение Президента 1148 п.2 от 22 мая 2014 года по созданию внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения, детерминировали создание студенческих объединений, занимающихся вопросами качества образования в российских вузах. Была создана Комиссия по вопросам качества образования при Совете по делам молодежи Министерства образования и науки РФ, в деятельности которой принимают участие студенты, и общественное движение «Студенты за качественное образование», впоследствии преобразованное в Общероссийскую общественную организацию «За качественное образование». В настоящее время внедряется в практику деятельности организаций высшего образования Студенческий стандарт качества образования и узкоспециализированные стандарты для каждой предметной области, в частности, «Стандарт качества педагогического образования. Требования студентов» (разработчик – Уральский государственный педагогический университет).
В качестве примера включения студентов педагогического вуза в инновационную деятельность целесообразно рассмотреть один из наиболее успешных на сегодняшний день органов студенческого самоуправления, занимающихся вопросами качества образования, – Совет обучающихся по качеству образования Сургутского государственного педагогического университета (СОКО СурГПУ). Для определения роли Совета в системе управления вузом и выявления признаков инновационной деятельности в его работе, рассмотрим виды деятельности, внутреннюю структуру, взаимодействие с подразделениями университета и основные достижения СОКО.
Характерные особенности работы Совета соответствуют общим условиям успешности инновационных процессов в системе образования. К этим условиям относятся: государственное понимание значимости образовательных реформ; системное проведение реформ с охватом комплекса проблем; гибкость реформ и корректировка процессов по ходу реализации; опора на волю «верхов» и созидательную работу «снизу»; «развязывание местных инициатив»; целенаправленность реформы и ориентация ее на инновационный тип развития [1, с. 35].
Действительно, значимость преобразований, проектируемых и осуществляемых представителями студенческого самоуправления, высоко оценивается на федеральном уровне. Члены СОКО входят в состав Общероссийской общественной организации «За качественное образование» и реализуют федеральные проекты, востребованные участниками образовательных отношений (верификация студенческих советов и комиссий по качеству образования, «Обучающие семинары», «Качественное образование: дайджест» и др.). Практические разработки, подготовленные членами Совета, являются победителями и призерами всероссийских конкурсов и конвейеров проектов. Например, образовательный проект «Школа молодого СОКОшника» занял первое место во Всероссийском интернет-проекте «Наш выбор – учеба» (г. Ижевск, 2016 г.), проектная идея «Детский лагерь – новое образовательное пространство» стала финалистом конкурса «Национальная премия в области качества образования» (г. Екатеринбург, 2016 г.). Подобные мероприятия проводятся при непосредственном участии либо содействии Комиссии по вопросам качества образования при Совете по делам молодежи Министерства образования и науки РФ.
Опора на волю «верхов» и созидательная работа «снизу» проявляется в том, что советы и комиссии обучающихся по качеству образования эффективно взаимодействуют с органами управления образовательной организации. СОКО координирует свои действия непосредственно с Ректором университета. Партнерами и наставниками Совета являются: отдел управления качеством образования, отдел мониторинга качества обучения, управление воспитательной работы и молодежной политики, психологическая служба, кафедра педагогического и специального образования и иные структурные подразделения. Администрация и профессорско-преподавательский состав выступают, как правило, в роли заказчиков мониторингов, координаторов образовательных мероприятий. СОКО, в большинстве случаев, является организатором мониторинговых исследований и проектов.
Системность работы и охват комплекса проблем обеспечивается включением представителя СОКО в состав Ученого совета университета и стабильным участием студентов в подготовке вопросов для заседаний. Структура Совета (отдел аудита, проектный и образовательный отделы), соответствующая основным видам его деятельности (исследование – проектирование – диссеминация опыта), также отражает системный характер студенческой включенности в управленческие процессы.
Гибкость изменений и корректировка процессов по ходу реализации ярко проявляется в долгосрочном проекте «Портфолио студента»: механизм учета индивидуальных достижений и отбора обучающихся на церемонии чествования лучших студентов ежегодно корректируется с учетом рекомендаций Совета.
Такое условие как целенаправленность изменений находит выражение в узкой специализации мониторинговых исследований: качество организации и проведения индивидуальных работ, дисциплин по выбору, практики, определение причин неуспеваемости студентов, удовлетворенности качеством образования студентов выпускных курсов и т.д. – только частные аспекты качества образования, точечное выявление мнений представителей различных курсов и направлений подготовки представляют интерес для исследователей СОКО.
«Развязывание местных инициатив» является одной из перспектив развития Совета: планируется создание комиссий по качеству образования на факультетах для более успешного решения локальных проблемных вопросов.
Совет обучающихся по качеству образования и его представители сменяют и сочетают в себе несколько позиций субъекта управления. В их числе: генератор идей, лидер процесса нововведения, организатор условий, эксперт инновационного процесса и его последствий, создатель инновационного продукта, автор научно-исследовательской работы, партнер ученых [1, с. 134-135].
В роли генераторов идей, создателей инновационных продуктов выступают авторы проектов по качеству образования. Партнером ученых зачастую является отдел аудита, включающийся в совместную реализацию социологических исследований. Экспертизу инновационного процесса и его последствий осуществляют как временные комиссии, работающие над оценкой качества организации и проведения вузовских мероприятий, так и все члены СОКО в процессе внедрения какого-либо внутреннего новшества в систему Совета (например, механизм обучения кадров). Лидером процесса нововведений выступает проектный отдел, занимающийся подготовкой рекомендаций для стейкхолдеров и непосредственным внедрением новшеств. Функцию организатора условий берет на себя образовательный отдел, поскольку сферой его ответственности является информационно-просветительская деятельность и кадровое самообеспечение Совета. Безусловно, эти позиции меняются, в зависимости от частных ситуаций.
Высокий уровень ответственности, сложности и разнообразие видов деятельности СОКО обуславливают необходимость системы наставничества. Объективно весомый вклад в работу Совета вносит его куратор, осуществляющий функцию координатора действий студентов. С течением времени обучающиеся приобретают все больше самостоятельности: на втором году функционирования СОКО стало возможным взаимообучение студентов, внутренний обмен опытом.
Главный вектор в функционировании и развитии Совета обучающихся по качеству образования СурГПУ связан с совершенствованием содержания, технологий, условий, а также позиции субъектов образовательного процесса, в целом, обеспечивающих гарантию качества высшего образования [3].
Таким образом, совет обучающихся по качеству образования педагогического вуза занимает значимое место в системе управления инновационными образовательными процессами. Деятельность совета обучающихся по качеству образования педагогического вуза является инновационной и способствует: а) повышению удовлетворенности качеством образования стейкхолдеров образовательных отношений, развитию условий осуществления образовательного процесса данной образовательной организации, б) развитию системы высшего образования (непосредственно), в) развитию системы общего и дополнительного образования (в зависимости от того, какие направленности педагогических направлений подготовки существуют в данном вузе - опосредованно), г) развитию системы образования в целом и повышению удовлетворенности качеством образования всех заинтересованных сторон.
Список литературы
Коноплина, Н. В. Управление инновационными процессами в условиях преобразования педагогического учебного заведения: от училища к колледжу [Текст] / Н. В. Коноплина. – Сургут : РИЦ СурГПИ, 1999. – 189 с.
Лазарев, В. С. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности [Текст] / В. С. Лазарев, Т. Н. Разуваева. – Сургут : РИО СурГПУ, 2009. – 195 с.
Подковко, Е. Н. Совет обучающихся по качеству образования как гарант качества высшего образования [Электронный ресурс] / Е. Н. Подковко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2016. – № 2 (17). – C. 58-62; – Электрон. дан. – Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU – . – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25810885&, требуется авторизация. – Дата обращения: 29.01.2017.
Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст] : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с.
Шарапова, Т. В. Инновационный менеджмент [Текст] : учебное пособие / Т. В. Шарапова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2008. – 284 с.