ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

Красноперова Л.Н. 1
1Учитель МБОУ «Основная общеобразовательная школа №2», студент Белгородского государственного национального исследовательского университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предполагают повышение эффективности преподавания математики путём использования активных форм и методов, одним из которых является метод проектов.

Целью статьи является анализ использования метода проектов.

Объект – внеклассная работа по математике в начальных классах общеобразовательной школы.

Предметом исследования стал процесс совершенствования математических знаний при реализации метода проектов на внеклассных занятиях по математике.

Одна из основных причин невысокой успеваемости по математике – слабый интерес учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес младших школьников к математике. Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю необходимо знакомиться с новой учебной и методической литературой, адаптировать предлагаемый материал для различных возрастных групп учащихся. Это благотворно сказывается и на качестве проводимых учителем уроков. Одним из активных методов обучения является метод проектов. Исходно представления о проектировании возникли в таких видах трудовой деятельности, как архитектура и строительство, инженерное дело, позже – в сферах, где на первый план выходил аспект преобразования, результативного практического действия, причём, как правило, ограниченного относительно конкретным сроком исполнения. Сегодня проектирование используется столь широко, что трудно назвать область, где бы оно не применялось.

Метод проектов, известный также как метод проблем, возник ещё в 1920 году в США. Учеными-методистами, как в зарубежной, так и в российской науке (Н. Видал, Зимняя, И.А., Полат , Т.А., Р. Рибе, Сахарова, Е.С., Д. Фрид-Буд, Т. Хатчинсон,), метод проектов признан одной из наиболее эффективных учебных технологий для школы проектирования. Именно в проектном обучении учитель становится не главным источником знаний, а консультантом, помощником, «спутником» учащихся в их творческой преобразовательной деятельности. Метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

Сегодня существует несколько терминов, связанных с понятием «проектирование». Так, встречаются термины «проектирование», «проектная деятельность», «проектная культура», «культура проектирования», «проект», «метод проектов», «проектировочная деятельность» и т.п.

Кроме того, применительно к образованию смешиваются такие понятия, как проект (проектирование) в образовании и проектная деятельность (способность) школьников. Непонятным остается и самый часто употребляемый термин «образовательный проект», поскольку это и проект, выполняемый школьниками, и преобразование педагогической деятельности учителя, и существенные преобразования в области в целом.

Проектом может быть назван представленный аудитории замысел (например, архитектурный проект, воплощенный в чертеже или макете, или бизнес-проект – сформулированная идея действия в сфере бизнеса). Проектом также может быть названа и сама последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся получением некоторого продукта. Во избежание путаницы первое – воплощенную в любых формах идею, замысел – мы будем называть эскизом, а второе – весь путь от идеи до получения продукта – проектом.

Проектное обучение повышает мотивацию учащихся к познавательной деятельности, способствует развитию их личностных качеств и способностей, создаёт условия для творческой самореализации в преобразовательной деятельности. Выполняя проекты, учащиеся активно овладевают основами проектирования, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, интегрировать их и использовать в практической деятельности для решения реальных проблем.

Логика построения проекта соответствует общей структуре проектной деятельности. Проект включает следующие основные компоненты:

  • определение потребностей;

  • написание краткой формулировки задачи;

  • проведение исследований и анализ их результатов;

  • разработка требований к проектируемому объекту;

  • выработка первоначальных идей;

  • выбор и проработка лучшей идеи;

  • планирование и создание объекта;

  • проверка объекта и оценка результатов проекта.

Проект должен включать детальную проработку учащимися всех этапов проектирования. Выделяют следующие признаки деятельности, которую можно квалифицировать как проектную:

  • ориентация на получение конкретного результата;

  • предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

  • относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

  • предварительное планирование действий по достижению результата;

  • программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

  • выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

  • получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

В проектной деятельности можно выделить ряд положительных факторов. Большинство авторов отмечают, что использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки, в процессе работы над проектом у школьников развиваются организаторские и рефлексивные способности.

Е.А. Гилева, Ю.С. Егоров отмечают, что метод проектов способствует формированию у учащихся чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и ее результатов, при этом у школьников формируется умение описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по базовым предметам. Таким образом, метод проектов позволяет формировать технологическую культуру и элементы проектного мышления и проектной культуры учащихся.

Проектная деятельность способствует формированию надпредметных компетенций, когда старшеклассники находят реальное применение своих знаний. Кроме того, они наглядно убеждаются в том, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности школьников. Защищая свой проект, школьники учатся приводить аргументированные доводы, что развивает логику, мышление и культуру речи. Реализация проектного метода во внеклассной работе ведёт к изменению и позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации он становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. И мы находим в этом подтверждение слов выдающегося педагога Адольфа Дистервега: "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить".

В процессе обучения проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:

- коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий и организации консультации с учителем;

-личностных, а именно гибкости мышления, фантазии, любознательности и здоровых творческих амбиций;

- социальных: способности к коллективной деятельности, готовности

соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;

- литературно-лингвистических: описание идеи, разработка рекламного прайс-листа, импровизация в процессе защиты;

- математических: расчёт затрат, соотнесение формы и объема, пространства и времени;

- художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн;

- манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями, координация движений;

- технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.

Метод проектов всегда предполагает решение учащимися некоторой проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.

Поэтому, говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Результаты проектов, которые получают учащиеся, должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, оформленное в информационном продукте, если практическая – конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности

Таким образом, использование метода проектов позволяет достичь цели начального математического образования: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный метод рассматривается как учебно-производственный эксперимент, связывающий две очень важные стороны процесса познания. В одном случае он является методом обучения, в другом – средством практического применения усвоенных знаний и умений. Таким образом, метод проектов является связующим звеном между теорией и практикой в математическом образовании школьников. Мотивация проектно-технологической деятельности побуждает учащихся более осознанно изучать основы наук.

  1. Байрамукова П.У. Внеклассная работа как средство совершенствования математических знаний учащихся начальных классов общеобразовательной школы: Дис. …канд. пед. Наук. – Махачкала, 2012. – 174 с.

  2. Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный педагогический университет, 2005. –23.

  3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе //Начальная школа – 2004. – №2. –С. 43-45.

  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников // пособие для учителя - 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2011. – 189 с.

Просмотров работы: 400