РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Мигунова Г.С. 1, Минеев И.В. 1
1Орловский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее десятилетие в практике регионального управления наблюдается актуализация кластерной модели реализации экономической политики, которая рассматривается как один из наиболее эффективных механизмов повышения конкурентоспособности региона на основе модернизации его производственного сектора, активизации инновационной деятельности, создания условий для осуществления масштабных инвестиционных проектов. Субъекты Центрального федерального органа, адаптирующиеся к современным экономическим реалиям, вовлечены в данный процесс, и в его экономическом базисе вполне очевидны признаки «кластеризации», выражающиеся в попытках создания ряда отраслевых научно-производственных структур нового типа. К ним можно отнести концептуально проработанные модели агропромышленных кластеров в Воронежской области, создание Сети нанотехнологических центров, ориентированных на повышение эффективности коммерциализации технологий в г.Москве, инновационно-производственных кластеров малых предприятий города Москвы.

Следует иметь в виду, что указанные модели нельзя оценить как полностью завершенные, организационно обеспеченные и тем более стартовавшие с точки зрения реализации. По сути, можно наблюдать:

- фиксацию комплекса условий, необходимых для реализации кластерного подхода в данных секторах (отраслях) экономики города;

- наличие инициатив по созданию кластеров и поддержку этих инициатив со стороны регионов ЦФО;

- наличие тесных взаимодействий между предприятиями этих отраслей;

- инновационную ориентированность предприятий и их стремление к приращению конкурентных преимуществ на базе производственной и технологической кооперации, достижения баланса интересов, снижения издержек;

- наличие организационных предпосылок к созданию отраслевых кластеров;

- необходимость предотвращения «распыления» отраслевых ресурсов.

Внедрение кластерного подхода к созданию в субъектах ЦФО отраслевых научно-производственных структур требует осуществления ряда последовательных действий, которые могут быть положены в основу целостной кластерной политики [1, с.245]. Такая политика должна быть направлена на расширение и эффективное использование инновационного потенциала регионов ЦФО, его превращения в центр инновационного развития, стимулирующего качественное преобразование предприятий, отраслей, территориально-производственных комплексов.

Формирование кластерной политики в ЦФО - стратегическая задача. Приступая к ее решению, необходимо четко и однозначно идентифицировать экономическую сущность кластерной модели, методы ее использования с позиций инновационности, а также необходимые организационно-экономические условия.

Экономическая сущность кластеров может быть описана несколькими способами. В наиболее концентрированном виде она может быть определена следующим образом; кластер - это группа технологически взаимосвязанных компаний и организаций, связанных с их деятельностью, учитывающая территориальный признак [2, с.248]. Кластеры обладают рядом ключевых признаков:

- наличием единой цепочки создания ценности;

- четко выраженной инновационной ориентированностью;

- наличием лидирующего (интегрирующего) продукта;

- использованием концепции взаимодействия, трансформирующей современные представления о стратегическом менеджменте.

Важнейшим признаком является инновационная ориентированность кластерной модели. Пополнение и эффективная реализация инновационного потенциала участников кластера и их совокупности, а также обеспечение прироста конкурентных преимуществ на основе факторов инновационного развития - основная цель кластерной модели хозяйствования.

Обобщая, можно выделить следующие основные особенности кластерных систем:

- наличие крупного предприятия-лидера, определяющего инновационную хозяйственную и иную стратегию всей системы;

- территориальная локализация хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;

- устойчивость хозяйственных связей и рыночных взаимодействий между участниками кластера, а также доминирующее значение этих связей для большинства участников кластерной системы;

- долговременная координация взаимодействий участников системы в рамках ее перспективных производственных, инновационных и иных программ и планов; основных систем управления;

- инновационная ориентированность кластерных систем.

Применительно к ЦФО, обладающему всеми предпосылками для создания ряда кластеров, способных преобразовать инновационный потенциал города, интенсифицировать и модернизировать инновационные процессы, представляется целесообразным выполнить масштабное исследование кластерного потенциала,используя количественные, качественные и структурные оценки. Результатом исследования должна стать расстановка приоритетов между секторами экономики региона с позиций активизации инновационной деятельности с использованием кластерной модели. Такие приоритеты могут быть использованы при формировании и распределении мероприятий по стимулированию и поддержке инновационно-активных предприятий и организаций со стороны правительства регионов ЦФО.

Преимуществами Центрального федерального округа являются наличие крупнейшего экономического центра – Московской агломерации (Москвы и Московской области), концентрация управленческих, научно-образовательных, транспортно-логистических функций, финансовых потоков, человеческого потенциала, сравнительно развитая инфраструктурная сеть, выгодное географическое положение на пересечении международных транспортных коридоров. К преимуществам округа также относятся наличие благоприятных климатических условий и качественные почвенные ресурсы Черноземья, соседство с Украиной и Республикой Беларусь как стимул для развития внешней торговли, в том числе приграничной.

Основным ограничением развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, являются нерациональная система расселения, что, в свою очередь, определяет дефицит пропускной способности транспортной сети и мощности энергетических и инженерных систем, повышенную нагрузку на окружающую среду.

В этой связи ключевое значение для развития Центрального федерального округа имеет постепенный переход к полицентрической структуре пространственной организации его территории и формирование в системе столичной агломерации новых мест расселения с высокой транспортной доступностью, комфортной комплексной малоэтажной застройкой, высоким качеством жизни и инфраструктуры для ведения бизнеса, что создаст условия для деконцентрации сервисных и управленческих функций, размещения высокотехнологических производств, образовательных и научно-инновационных центров, среди которых выделяются Дубна, Черноголовка, Зеленоград, Троицк, Протвино, Королев. Это потребует развития сети высокоскоростных автомобильных и железнодорожных магистралей (по направлениям на Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Смоленск, Воронеж), системы кольцевых и хордовых (соединительных) дорог, а также обеспечения устойчивого энергоснабжения столичной агломерации, сохранения «зеленого пояса» Москвы и улучшения природной среды агломерации.

Московская агломерация будет развиваться как крупнейший российский научно-образовательный, инновационный, административно-управленческий, культурно-исторический, финансовый центр. Ее значение как ключевого транспортно-логистического узла возрастет за счет формирования системы авиахабов, развития международных и российских полимагистральных транспортных коридоров, а также транспортной сети, связывающей административные центры субъектов Российской Федерации в составе Центрального федерального округа с г.Москвой. Особую роль играет развитие западного полимагистрального направления, связывающего столичную агломерацию и всю страну с основными торговыми партнерами в Европе.

Серьезный импульс экономическому развитию округа даст укрепление промышленного сектора городов-центров сопредельных с Московской областью субъектов Российской Федерации, которое будет достигнуто как перемещением столичных промышленных предприятий, так и созданием новых многопрофильных обрабатывающих производств с ориентацией на емкий рынок Московской агломерации в условиях повышения пропускной способности железнодорожных магистралей и скорости сообщения на них, формирования системы кольцевых и хордовых дорог. Профиль этих производств в определенной степени будет определяться исторически сложившими и естественно-природными специализациями, географическим положением субъектов Российской Федерации.

Для Ярославской области приоритетами являются развитие машиностроения и производства автокомпонентов, химической промышленности, научно-образовательного комплекса. В Костромской и Ивановской областях перспективы связаны, соответственно, с лесопереработкой и формированием текстильного кластера (при условии его переориентации на производство малосерийной продукции с высокой добавленной стоимостью). Во Владимирской и Тверской областях исторически сложились условия для развития машиностроения, в Рязанской области - для машиностроения, нефтепереработки и агропромышленного комплекса, в Тульской области – для машиностроения, металлургии, химической и полиграфической промышленности. В Калужской области продолжится развитие автомобилестроительного кластера и высокотехнологических производств (включая электронику), чему способствует мощный научно-инновационный потенциал г.Обнинска. В Смоленской области накоплен потенциал для развития ювелирной промышленности и производства электрооборудования для военно-промышленного комплекса; пограничное положение Смоленской и Брянской областей дает возможность поддержать их развитие путем организации зон регионального развития.

Приоритетные направления развития субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземной зоне, связаны с использованием их природоресурсной базы – плодородных земель и рудных запасов Курской магнитной аномалии.

Агропромышленный комплекс таких субъектов Российской Федерации (Орловская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Белгородская области) будет развиваться по мере расширения рынков сбыта пищевой продукции в крупнейшие центры потребления (прежде всего, города Москву и Санкт-Петербург), которые пока ориентированы на импорт пищевой продукции, а также на основе применения современных технологий выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, включая производство биотоплива.

Инновационный вектор развития горнодобывающей и металлургической отраслей на базе рудных запасов Курской магнитной аномалии в Белгородской, Курской и Липецкой областях и титаново-циркониевых месторождений в Тамбовской области, авиационной промышленности и машиностроения в Воронежской области связан с применением новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и качества продукции.

Туристско-рекреационный потенциал округа связан с формированием единого туристического комплекса в системе городов «Золотого кольца» и иных исторических городов и уникальных объектов историко-культурного наследия, а также развитием инфраструктуры делового туризма в центрах деловой активности округа.

Для интеграции субъектов Российской Федерации, расположенных в Центральном федеральном округе, в глобальную экономику и развития приграничного сотрудничества необходимы повышение уровня их транспортной связности между собой и с Московской агломерацией путем развития транспортной коммуникации Москва – Воронеж, формирование межрегионального транспортно-логистического узла Воронеж-Тамбов-Орел-Курск, увеличение пропускной способности транспортных коммуникаций южного направления, а также развитие железнодорожного сообщения Орел-Курск-Ростов-на-Дону, Орел-Курск-Белгород – далее до государственной границы Российской Федерации с Украиной, развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, дополнительные энергетические мощности.

Наибольший эффект может быть получен на основе разработки целостной кластерной политики Центрального федерального округа. Первым шагом в ее формировании должны стать изучение и анализ инициатив, выраженных в появлении признаков «кластеризации» в ряде секторов экономики ЦФО.

Следует отметать, что ЦФО, безусловно, обладает значительным инновационным потенциалом, позволяющим ему занимать все более заметное место в России, а по некоторым направлениям - и в мире.

Инновационная активность оказывает влияние и на процесс производства конечной продукции.

По ряду товарных позиций наукоемкая, высокотехнологичная продукция предприятий ЦФО с успехом конкурирует на международных рынках с продукцией, произведенной в экономически развитых странах. Это информационные технологии, производство машин и оборудования, оборонная промышленность и др. Значительная часть предприятий этих отраслей имеет режим секретности, и в открытом доступе нет полной информации об их инновационной деятельности.

Таким образом, отметим:

1. Центральный федеральный округ обладает значительным инновационным потенциалом и довольно развитым инновационным комплексом.

2. Спрос на инновационные технологии сформирован неравномерно и во многом определяется влиянием глобальных процессов на экономику страны, региона, его отраслей хозяйства и их ролью в мировом хозяйстве

3. Согласно результатам анализа проведенного исследования и официальных материалов ЦФО, лидерами по инновационности являются следующие сектора экономики: промышленность, обрабатывающие производства, сфера услуг, в том числе связь и телекоммуникации, а также деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

С учетом определенной уникальности Центрального федерального округа, связанной с тем, что в нем сосредоточено около 80% научных кадров России, квалифицированных рабочих, особенно на предприятиях, традиционно работающих на оборонно-промышленный комплекс, ЦФО должен в первую очередь ориентироваться на развитие инновационной экономики.

В ЦФО есть неоспоримое преимущество, но есть и серьезные проблемы, например, устаревшее оборудование на ряде промышленных предприятий. К сожалению, последние годы на предприятиях оборонной промышленности из-за отсутствия необходимого бюджетного финансирования техническое перевооружение проводилось сложно. Частные владельцы крупных предприятий, как правило, также не были заинтересованы во внедрении инновационных технологий, в развитии рационализаторства на своих предприятиях. Поэтому сегодня в округе достаточно большой парк морально устаревшего оборудования, и новые технологии на таком оборудовании тяжело внедрять. Это серьезный вопрос, который возможно рассматривать в рамках частно-государственного партнерства.

Бизнесу, гражданам, представителям властей всех уровней необходимо полностью осознать задачу, что из кризиса надо выходить, не просто восстанавливая то, что было утрачено, а создавая совершенно новое. Только тот, кто выйдет из кризиса с новейшими технологиями, с модернизированным производством, будет иметь уверенность в том, что в ближайшее время его не накроет очередной волной.

Список литературы:

1. Мигунова Г.С. Факторы оценки конкурентоспособности региона [Текст] / Г.С. Мигунова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2012- №4.-с. 244-247.

2. Мигунова Г.С. Организационно-экономические аспекты становления региональной инновационной системы [Текст] / Г.С. Мигунова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2011- №4.-с. 244-250.

Просмотров работы: 286