Следует иметь в виду, что указанные модели нельзя оценить как полностью завершенные, организационно обеспеченные и тем более стартовавшие с точки зрения реализации. По сути, можно наблюдать:
- фиксацию комплекса условий, необходимых для реализации кластерного подхода в данных секторах (отраслях) экономики города;
- наличие инициатив по созданию кластеров и поддержку этих инициатив со стороны регионов ЦФО;
- наличие тесных взаимодействий между предприятиями этих отраслей;
- инновационную ориентированность предприятий и их стремление к приращению конкурентных преимуществ на базе производственной и технологической кооперации, достижения баланса интересов, снижения издержек;
- наличие организационных предпосылок к созданию отраслевых кластеров;
- необходимость предотвращения «распыления» отраслевых ресурсов.
Внедрение кластерного подхода к созданию в субъектах ЦФО отраслевых научно-производственных структур требует осуществления ряда последовательных действий, которые могут быть положены в основу целостной кластерной политики [1, с.245]. Такая политика должна быть направлена на расширение и эффективное использование инновационного потенциала регионов ЦФО, его превращения в центр инновационного развития, стимулирующего качественное преобразование предприятий, отраслей, территориально-производственных комплексов.
Формирование кластерной политики в ЦФО - стратегическая задача. Приступая к ее решению, необходимо четко и однозначно идентифицировать экономическую сущность кластерной модели, методы ее использования с позиций инновационности, а также необходимые организационно-экономические условия.
Экономическая сущность кластеров может быть описана несколькими способами. В наиболее концентрированном виде она может быть определена следующим образом; кластер - это группа технологически взаимосвязанных компаний и организаций, связанных с их деятельностью, учитывающая территориальный признак [2, с.248]. Кластеры обладают рядом ключевых признаков:
- наличием единой цепочки создания ценности;
- четко выраженной инновационной ориентированностью;
- наличием лидирующего (интегрирующего) продукта;
- использованием концепции взаимодействия, трансформирующей современные представления о стратегическом менеджменте.
Важнейшим признаком является инновационная ориентированность кластерной модели. Пополнение и эффективная реализация инновационного потенциала участников кластера и их совокупности, а также обеспечение прироста конкурентных преимуществ на основе факторов инновационного развития - основная цель кластерной модели хозяйствования.
Обобщая, можно выделить следующие основные особенности кластерных систем:
- наличие крупного предприятия-лидера, определяющего инновационную хозяйственную и иную стратегию всей системы;
- территориальная локализация хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;
- устойчивость хозяйственных связей и рыночных взаимодействий между участниками кластера, а также доминирующее значение этих связей для большинства участников кластерной системы;
- долговременная координация взаимодействий участников системы в рамках ее перспективных производственных, инновационных и иных программ и планов; основных систем управления;
- инновационная ориентированность кластерных систем.
Применительно к ЦФО, обладающему всеми предпосылками для создания ряда кластеров, способных преобразовать инновационный потенциал города, интенсифицировать и модернизировать инновационные процессы, представляется целесообразным выполнить масштабное исследование кластерного потенциала,используя количественные, качественные и структурные оценки. Результатом исследования должна стать расстановка приоритетов между секторами экономики региона с позиций активизации инновационной деятельности с использованием кластерной модели. Такие приоритеты могут быть использованы при формировании и распределении мероприятий по стимулированию и поддержке инновационно-активных предприятий и организаций со стороны правительства регионов ЦФО.
Преимуществами Центрального федерального округа являются наличие крупнейшего экономического центра – Московской агломерации (Москвы и Московской области), концентрация управленческих, научно-образовательных, транспортно-логистических функций, финансовых потоков, человеческого потенциала, сравнительно развитая инфраструктурная сеть, выгодное географическое положение на пересечении международных транспортных коридоров. К преимуществам округа также относятся наличие благоприятных климатических условий и качественные почвенные ресурсы Черноземья, соседство с Украиной и Республикой Беларусь как стимул для развития внешней торговли, в том числе приграничной.
Основным ограничением развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, являются нерациональная система расселения, что, в свою очередь, определяет дефицит пропускной способности транспортной сети и мощности энергетических и инженерных систем, повышенную нагрузку на окружающую среду.
В этой связи ключевое значение для развития Центрального федерального округа имеет постепенный переход к полицентрической структуре пространственной организации его территории и формирование в системе столичной агломерации новых мест расселения с высокой транспортной доступностью, комфортной комплексной малоэтажной застройкой, высоким качеством жизни и инфраструктуры для ведения бизнеса, что создаст условия для деконцентрации сервисных и управленческих функций, размещения высокотехнологических производств, образовательных и научно-инновационных центров, среди которых выделяются Дубна, Черноголовка, Зеленоград, Троицк, Протвино, Королев. Это потребует развития сети высокоскоростных автомобильных и железнодорожных магистралей (по направлениям на Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Смоленск, Воронеж), системы кольцевых и хордовых (соединительных) дорог, а также обеспечения устойчивого энергоснабжения столичной агломерации, сохранения «зеленого пояса» Москвы и улучшения природной среды агломерации.
Московская агломерация будет развиваться как крупнейший российский научно-образовательный, инновационный, административно-управленческий, культурно-исторический, финансовый центр. Ее значение как ключевого транспортно-логистического узла возрастет за счет формирования системы авиахабов, развития международных и российских полимагистральных транспортных коридоров, а также транспортной сети, связывающей административные центры субъектов Российской Федерации в составе Центрального федерального округа с г.Москвой. Особую роль играет развитие западного полимагистрального направления, связывающего столичную агломерацию и всю страну с основными торговыми партнерами в Европе.
Серьезный импульс экономическому развитию округа даст укрепление промышленного сектора городов-центров сопредельных с Московской областью субъектов Российской Федерации, которое будет достигнуто как перемещением столичных промышленных предприятий, так и созданием новых многопрофильных обрабатывающих производств с ориентацией на емкий рынок Московской агломерации в условиях повышения пропускной способности железнодорожных магистралей и скорости сообщения на них, формирования системы кольцевых и хордовых дорог. Профиль этих производств в определенной степени будет определяться исторически сложившими и естественно-природными специализациями, географическим положением субъектов Российской Федерации.
Для Ярославской области приоритетами являются развитие машиностроения и производства автокомпонентов, химической промышленности, научно-образовательного комплекса. В Костромской и Ивановской областях перспективы связаны, соответственно, с лесопереработкой и формированием текстильного кластера (при условии его переориентации на производство малосерийной продукции с высокой добавленной стоимостью). Во Владимирской и Тверской областях исторически сложились условия для развития машиностроения, в Рязанской области - для машиностроения, нефтепереработки и агропромышленного комплекса, в Тульской области – для машиностроения, металлургии, химической и полиграфической промышленности. В Калужской области продолжится развитие автомобилестроительного кластера и высокотехнологических производств (включая электронику), чему способствует мощный научно-инновационный потенциал г.Обнинска. В Смоленской области накоплен потенциал для развития ювелирной промышленности и производства электрооборудования для военно-промышленного комплекса; пограничное положение Смоленской и Брянской областей дает возможность поддержать их развитие путем организации зон регионального развития.
Приоритетные направления развития субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземной зоне, связаны с использованием их природоресурсной базы – плодородных земель и рудных запасов Курской магнитной аномалии.
Агропромышленный комплекс таких субъектов Российской Федерации (Орловская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Белгородская области) будет развиваться по мере расширения рынков сбыта пищевой продукции в крупнейшие центры потребления (прежде всего, города Москву и Санкт-Петербург), которые пока ориентированы на импорт пищевой продукции, а также на основе применения современных технологий выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, включая производство биотоплива.
Инновационный вектор развития горнодобывающей и металлургической отраслей на базе рудных запасов Курской магнитной аномалии в Белгородской, Курской и Липецкой областях и титаново-циркониевых месторождений в Тамбовской области, авиационной промышленности и машиностроения в Воронежской области связан с применением новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и качества продукции.
Туристско-рекреационный потенциал округа связан с формированием единого туристического комплекса в системе городов «Золотого кольца» и иных исторических городов и уникальных объектов историко-культурного наследия, а также развитием инфраструктуры делового туризма в центрах деловой активности округа.
Для интеграции субъектов Российской Федерации, расположенных в Центральном федеральном округе, в глобальную экономику и развития приграничного сотрудничества необходимы повышение уровня их транспортной связности между собой и с Московской агломерацией путем развития транспортной коммуникации Москва – Воронеж, формирование межрегионального транспортно-логистического узла Воронеж-Тамбов-Орел-Курск, увеличение пропускной способности транспортных коммуникаций южного направления, а также развитие железнодорожного сообщения Орел-Курск-Ростов-на-Дону, Орел-Курск-Белгород – далее до государственной границы Российской Федерации с Украиной, развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, дополнительные энергетические мощности.
Наибольший эффект может быть получен на основе разработки целостной кластерной политики Центрального федерального округа. Первым шагом в ее формировании должны стать изучение и анализ инициатив, выраженных в появлении признаков «кластеризации» в ряде секторов экономики ЦФО.
Следует отметать, что ЦФО, безусловно, обладает значительным инновационным потенциалом, позволяющим ему занимать все более заметное место в России, а по некоторым направлениям - и в мире.
Инновационная активность оказывает влияние и на процесс производства конечной продукции.
По ряду товарных позиций наукоемкая, высокотехнологичная продукция предприятий ЦФО с успехом конкурирует на международных рынках с продукцией, произведенной в экономически развитых странах. Это информационные технологии, производство машин и оборудования, оборонная промышленность и др. Значительная часть предприятий этих отраслей имеет режим секретности, и в открытом доступе нет полной информации об их инновационной деятельности.
Таким образом, отметим:
1. Центральный федеральный округ обладает значительным инновационным потенциалом и довольно развитым инновационным комплексом.
2. Спрос на инновационные технологии сформирован неравномерно и во многом определяется влиянием глобальных процессов на экономику страны, региона, его отраслей хозяйства и их ролью в мировом хозяйстве
3. Согласно результатам анализа проведенного исследования и официальных материалов ЦФО, лидерами по инновационности являются следующие сектора экономики: промышленность, обрабатывающие производства, сфера услуг, в том числе связь и телекоммуникации, а также деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
С учетом определенной уникальности Центрального федерального округа, связанной с тем, что в нем сосредоточено около 80% научных кадров России, квалифицированных рабочих, особенно на предприятиях, традиционно работающих на оборонно-промышленный комплекс, ЦФО должен в первую очередь ориентироваться на развитие инновационной экономики.
В ЦФО есть неоспоримое преимущество, но есть и серьезные проблемы, например, устаревшее оборудование на ряде промышленных предприятий. К сожалению, последние годы на предприятиях оборонной промышленности из-за отсутствия необходимого бюджетного финансирования техническое перевооружение проводилось сложно. Частные владельцы крупных предприятий, как правило, также не были заинтересованы во внедрении инновационных технологий, в развитии рационализаторства на своих предприятиях. Поэтому сегодня в округе достаточно большой парк морально устаревшего оборудования, и новые технологии на таком оборудовании тяжело внедрять. Это серьезный вопрос, который возможно рассматривать в рамках частно-государственного партнерства.
Бизнесу, гражданам, представителям властей всех уровней необходимо полностью осознать задачу, что из кризиса надо выходить, не просто восстанавливая то, что было утрачено, а создавая совершенно новое. Только тот, кто выйдет из кризиса с новейшими технологиями, с модернизированным производством, будет иметь уверенность в том, что в ближайшее время его не накроет очередной волной.
Список литературы:
1. Мигунова Г.С. Факторы оценки конкурентоспособности региона [Текст] / Г.С. Мигунова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2012- №4.-с. 244-247.
2. Мигунова Г.С. Организационно-экономические аспекты становления региональной инновационной системы [Текст] / Г.С. Мигунова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2011- №4.-с. 244-250.