ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Пашкееч В.Р. 1
1Ульяновский государственный педагогическогий университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для стабильности и развития общества семья всегда имела огромное значение, так как выполняет функции воспроизводства и воспитания молодого поколения. Для индивида семья является первичным институтом социализации, которая влияет на всю дальнейшую жизнь.

Проблема становления и устойчивости семьи – одна из основных проблем современного общества. Устойчивость семьи зависит от многих факторов, одним из которых является место жительство семьи. По данным РОССТАТА на 2016 год 26 % населения проживают в сельской местности [6].

Сельская местность представляет собой сложную социально‐экономическую структуру, которая функционирует в соответствии с определенными правилами и традициями, а также своеобразными условиями жизни людей [4, с. 166].

На сельской семье, прежде всего, сказывается то сложное положение, в котором находятся современные сельские поселения, в частности, отсутствие рабочих мест, отдаленность от городских центров, неразвитая инфраструктура и др. Эти все условия порождают семейное неблагополучие. [5, с. 150].

Семейное неблагополучие это условия или факторы риска, измеряемые по ряду параметров, включая материальное благосостояние, здоровье, образование, отношения в семье и со сверстниками, поведенческие и средовые риски, субъективное восприятие, то профилактика – выявление и контроль этих условий, недопущение снижения и повышение значений этих показателей или сокращение степени их воздействия.

Основными причинами дисфункции семьи на современном этапе развития общества являются:

1. Социально-экономические проблемы – трудное материальное положение семьи, связанное с низким заработком или нерегулярными доходами, плохие жилищные условия;

2. Медико-социальные проблемы – инвалидность, хронические заболевания членов семьи, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, ухудшение состояния здоровья вследствие плохой экологии, недоедания, низкого качества продуктов питания;

3. Криминальные проблемы – злоупотребление алкоголем и наркотиками, аморальный образ жизни, жестокое обращение с детьми и другими членами семьи, скандалы, правонарушения;

4. Социально-психолого-педагогические проблемы – эмоционально-конфликтные отношения супругов, родителей и детей, педагогическая некомпетентность родителей и их низкий общеобразовательный уровень, искаженные ценностные установки.

В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор вкладывает свой смысл в это определение, поэтому это понятие имеет разный смысл. Существует много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т.д. В законодательных актах существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке.

Семейное неблагополучие негативно отражается на всех членах семьи, в особенности на детях. Оно препятствует выполнению основных функций семьи. Однако стоит отметить, что невыполнение семьей части функций не всегда является признаком неблагополучия.

В нашем исследовании под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие, где отсутствует благо для ребенка. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворении нужд, защиты его прав и законных интересов [7 с.12 ].

Известный детский психиатр М.И. Буянов рассматривает семейное неблагополучие как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. К неблагоприятным условиям для развития ребенка считают конфликтные отношения в семье, пьянство, аморальное поведение, развод родителей, бедность, ошибки в воспитании, жестокое обращение и др. Другими словами, семья будет считаться неблагополучный, если в ней существуют факторы, неблагоприятно воздействующих на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально-психическое состояние[1, с. 13].

Дети из неблагополучных семей сталкиваются с многочисленными проблемами в процессе их жизнедеятельности. Остро стоят проблемы со здоровьем. Под здоровьем детей понимается не только состояние полного физического благополучия и отсутствие болезней, но и состояние социального и духовного благополучия.

Физическое здоровье детей из неблагополучных семей подвержено негативному влиянию окружающей среды. Часто в неблагополучных семьях среда не достаточно комфортна для ребенка, в частности плохие социально-бытовые условия, в сельской местности отсутствие доступа к срочной помощи, халатное отношение к здоровью детей, плохое материальное положение семьи. Под влиянием данных условий здоровье ребенка не может противостоять болезням, инфекциям. И физическое здоровье находится в опасности и к тому же усугубляется появлением вредных привычек. Необходимо ведение здорового образа жизни, правильное питание, личная гигиена, что в неблагополучной семье имеет сложности в осуществлении.

Нарушение функции воспитания порождает проблемы социализации детей и страдает социальное здоровье. Социальное здоровье детей определяет внутреннюю уравновешенность, оптимистичный настрой к жизни, доверительное отношение к людям, интерес к общественной жизни, развитые коммуникативные способности. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, их отношением, проявлением любви и заботы. В неблагополучной семье родители мало уделяют внимание ребенку. В связи с этим дети чувствуют себя недостаточно полноценными, ищут в себе недостатки. Вследствие, возникают проблемы в общении с другими людьми.

Духовное здоровье детей из неблагополучных семей отражает разнообразие знаний, ценностей, потребностей стремлений детей, которые будут развиваться всю жизнь, определяет психологическое состояние, уровень удовлетворенности жизнью, позитивный настрой. Духовное здоровье закладывается в семейном воспитании. Если родители привили ребенку нормы морали и жизненные ценности, то такой ребенок пройдет по жизни, преодолев преграды, и не сломается. Но часто неблагополучная семья не может дать тот уровень знаний и навыков, необходимый для активной жизнедеятельности своего ребенка. Духовное здоровье детей из неблагополучных семей в большинстве случаев определено неудовлетворительным психическим состоянием, озлобленностью к жизни, неуравновешенностью. Также это отягощается ограничением доступа к культурной жизни и проявлением творческого потенциала из-за недостаточного материального обеспечения семьи и проживанием в сельской местности.

В целом, дети из неблагополучных семей, проживающие в сельской местности, являются уязвимой категорией населения, которым необходима помощь и поддержка специалистов социальной работы.

Социальная работа с данной категорией в сельской местности призвана вносить социальные изменения в жизнь ребенка, его семьи и окружающих, улучшать качество жизни детей и их семей. Социальная работа на селе имеет специфические особенности. Во‐первых, особенности ценностных ориентаций сельского жителя. А также особый психотип личности жителей села, которому характерны такие черты, как консерватизм, неторопливость, приверженность традициям и бережное отношение к природе. Во‐вторых, социальные условия жизни, быта и труда в сельской местности. Сельский образ жизни определяет потребности и интересы сельских жителей. В‐ третьих, особенности сельской социальной среды, которой присуще тесные соседские связи, открытость жизни каждой семьи, занятость преимущественно сельскохозяйственным трудом и близость к природе.

Поддержка, забота о семье является важнейшим направлением социальной политики Российской Федерации. На федеральном уровне разрабатываются федеральные законы и целевые программы поддержки семьи. Большое значение для жителей села имеет федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», в которой определяется государственная поддержка по вопросам приобретения жилья гражданам, проживающим в условиях сельской местности.

Приоритет в социальной работе с семьей в сельской местности принадлежит районным центрам социальной помощи семье, которые осуществляют социальную профилактику, социальную реабилитацию, социальный патронаж. А также оказывают социально‐медицинскую, социально‐психологическую, социально‐правовую, психолого‐педагогическую, информативно‐консультативную, психотерапевтическую помощь и поддержку семьям. Специалисты помогают семье увидеть и осознать проблемы, возникающие в супружеских и детско‐родительских отношениях и грамотно решить их [3, с. 179].

Однако в сельской местности не в каждом населенном пункте сегодня может быть оказана комплексная социальная помощь. Определенную помощь в решении этого вопроса могут оказать благотворительные организации. Также социальная работа с неблагополучными семьями и их детьми осуществляется социальными работниками, социальными педагогами и психологами образовательных учреждений сельской местности, т.к. на селе отсутствуют центры социального обслуживания [2, c. 219].

Социальный педагог в работе с детьми из неблагополучных семей играет решающую роль. Именно ему принадлежит выполнение функций центров социального обслуживания. Социальный педагог – это специалист, который помогает детям и подросткам социализироваться в обществе, найти в нем свое место, оставшись при этом самостоятельной личностью.

В сельской местности работа с детьми из неблагополучных семей может осуществляться прямым включением специалиста в семью. Социальный педагог приходит в семью на 1,5 часа (в неделю), все снимает на видео, подробно описывает и наблюдает за тем как осуществляется воспитательная функция в семье. При этом важно, что все это происходит в привычной среде.

Самым сложным в работе с детьми из неблагополучных семей является вовлечение родителей в работу с детьми. Зачастую специалисты сталкиваются с тем, что родители остаются равнодушными к проблемам своих детей или не видят в отношениях с детьми какую-либо проблему[7, с.46].

Таким образом, в социальной работе с детьми из неблагополучных семей, проживающих в сельской местности должны учитываться как особенности семьи, так и особенности сельского образа жизни. В настоящее время государство поддерживает сельские семьи, но социальная работа с такими семьями еще требует совершенствования.

Библиографический список:

  1. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М.: Просвещение, 2008. – 207 с.

  2. Владимирцев В.А., Кудрявцева Г.А. Роль благотворительных организаций в социальной поддержке семьи // Семья в современном обществе: материалы Всероссийской научно‐практической конференции. – Магнитогорск, 2007.

  3. Мустаева Ф.А., Патрикеева О.Л. Социальная работа с семьей в условиях специализированного учреждения: качество социальных услуг // Качество социальных услуг: Материалы международной научно‐практической конференции / Под общей редакцией М.Н. Максимовой. – 2011.

  4. Садыков Р.М. Актуальные проблемы села и политика в сфере занятости сельской молодёжи // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – №5.

  5. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития: Монография / Под ред. Ф.А. Мустаевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2013.

  6. Численность и размещение населения. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 30.09.2015).

  7. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т.И. Шульга. – Дрофа, 2009. -254 с.

Просмотров работы: 1379