ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПОДРОСТКАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПОДРОСТКАМИ

Яковец Д.А. 1, Глонина К.К. 2
1Астраханский государственный университет
2Астраханский государственный университет, факультет психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Выбор профессионального пути – очень важный вопрос, стоящий перед молодыми людьми, оканчивающими образование в средней школе. Психологические аспекты профессионального выбора являются объектом научных исследований на протяжении длительного времени, но некоторые вопросы остаются не разработанными. По мнению А.П. Чернявской это связано с возникновением новых проблем, обусловленных усложнением мира профессий, с изменением социальной реальности [9]. В частности, изменились выработанные предшествующими поколениями ценности, стереотипы и представления о значимости, престижности той или иной профессии. Усложнение мира профессий проявляется в:

• возникновении новых профессий, не имеющих корней в культуре нашего общества (например, стилист, дизайнер, рекламный агент и др.);

• снижении информированности учащихся о путях приобретения, и характере различных профессий, а также требованиях, которые предъявляются к профессионалу;

• появлении новых учебных заведений (негосударственные вузы и различные филиалы), предлагающих обучение по широкому спектру специальностей, что порой приводит к сложностям в ориентации абитуриентов в мире профессий, как традиционных, так и новых.

Сложность выбора профессий обуславливается также тем, что для успешного профессионального становления необходимы как определенная сумма знаний, умений, навыков, так и наличие тех или иных личностных качеств. Т.е. может наблюдаться несовпадение желаний, вызванных, например модой, с реальными возможностями абитуриента. Это связано с тем, что профессиональная направленность впервые формируется в подростковом возрасте и является ведущей характеристикой личности в период ее жизненного самоопределения. Но сами подростки нередко встречаются с трудностями адекватной оценки своих возможностей, степени развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкретной профессиональной деятельности и обеспечивают успех ее освоения. Не обладая достаточной долей самостоятельности, личностного контроля и самоуправления, они часто испытывают трудности при определении будущих профессиональных ценностей. Они еще не могут соотнести их со своими личностными смыслами. Часто при выборе профессии подростки ориентируются на мнение друзей, родителей, на семейные традиции. Или при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности.

Иногда наблюдается увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т.д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

В некоторых случаях выбор происходит под воздействием отождествления школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель.

Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных [1].

Таким образом, современным подросткам особенно необходима помощь в выборе их будущей профессиональной деятельности, рода занятия и построения жизненных планов.

Обучение в старших классах (10-11 классы) приходится на завершение так называемой позитивной фазы подросткового образа, которая определяет основные психологические новообразования данного возрастного периода: развития самосознания, иерархическое строение мотивационной сферы с ориентацией мотивов на будущую жизнь, формирование мировоззрения, возникновение «самоопределения» [2].

Самоопределение, в отличие от простого прогнозирования будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим, основывается на «уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии» [7].

Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников.

Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что бы они формально овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. То есть, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии [4].

Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. Известный социолог В.Н. Шубкин пишет, что в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. [5]

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжать учёбу после школы и что эти планы будут реализованы.

Выбор профессии старшеклассников определяется внутренними и внешними мотивами. К концу подросткового периода эта мотивация становится ведущей в иерархии мотивов деятельности старшеклассника. Исследователи О.Н. Родина, П.Н. Прудков отмечают, что мотивация к овладению профессией, например, психолога или педагога возникает и стабилизируется еще до поступления в университет [8]. Однако ряд авторов (Г.Ю. Любимова, Т.М. Буякас и др.) отмечают, что определенная часть студентов, успешно выдержав конкурс при поступлении на педагогические и психологические специальности, на первом и втором курсе оставляют обучение в вузе или переводятся на другие специальности. Они отмечают, что абитуриент, как правило, не имеет ясного представления об ожидающей его работе, о ее задачах и средствах. Тем более он оказывается не в состоянии оценить образовательную концепцию учебного заведения. Имеющийся у него образ профессиональной деятельности (основа для приобретения и систематизации знаний) диффузен, не структурирован, во многом нереалистичен. Это связано с ориентацией абитуриента только на «внешнюю», доступную для восприятия обыденным сознанием, сторону профессии, вследствие чего и возникает разочарование уже на первых этапах профессионального образования [3,6].

Следовательно, необходимо помочь выпускнику школы в его профессиональном самоопределении, помочь объективизировать его внутренние мотивы, связанные с выбором и принятием профессии, его профессиональные интересы и соотнести все это с реалиями профессиональной деятельности.

Для достижения этой цели многими школьными психологами проводится профориентационная работа среди выпускников школ, организация кружков и факультативов, межшкольных обществ с той или иной профессиональной направленностью. В качестве их основных задач можно выделить следующие:

• получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

• обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

• дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

• выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Список литературы

  1. Агеева Л.Г., Урутина Т.М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников // Молодой ученый. -2015. -№15. -С. 555-558.

  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии. – М., Воронеж, 1998. -С.120-131.

  3. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вести. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. -2001. -№2. -С.69-77.

  4. Гапоненко А.В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников в сельской школе. //Школа и производство. – 2006, апрель, - №2. – С.7-13

  5. Гасанова П.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения в ранней юности. Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. Материалы научно – практической конференции. -Выпуск 3. –Махачкала: ДГПУ, 2009.

  6. Любимова Г.Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов // Вестник Моск. Ун-та, сер. 14 Психология, -2001, № 4, -С.57-66.

  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. –М.: Педагогическое общество России, 1999. -442с.

  8. Родина О.Н., Прудков П.Н. Сравнительное исследование мотивации выбора профессии психолога студентами из Москвы и Баку. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2010. - №2 - С.93-101.

  9. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. –М.: Владос, 2002. -96с.

Просмотров работы: 761