ВОЗМОЖНОСТИ МЕДИАПЕДАГОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗМОЖНОСТИ МЕДИАПЕДАГОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Рустемханов М.С. 1, Таженова Г.Б. 1
1Павлодарский Государственный Педагогический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня, когда культура других народов открыта для познания через литературу, кино, другие виды искусства, будущий учитель должен знать особенности культуры своего народа, и научиться видеть и определять специфику культуры других для того, чтобы школа, в которой он работает отвечала современным потребностям поликультурной среды. Актуальность данной проблемы состоит в том, что национальные системы образования ставят задачи интеграции в мировую образовательную систему, при этом стремятся сохранить специфические традиции в сложившейся системе. В данном контексте тезис о том, что «полноценное национальное образование учащимся обеспечивает поликультурная модель школы, которая функционирует в определенных социально-педагогических условиях, понимаемых и принимаемых всеми участниками образовательного процесса: органами управления, педагогическим корпусом и самими обучающимися» (Матис В.И., 1999), указывает на важность понимания роли субъектов педагогического процесса [1].

Реалии современной жизни предопределяют потребность каждого субъекта образовательного процесса в способности ориентироваться во всем объеме информационных ресурсов, как традиционных, так и виртуальных, умении вести поиск информации, адекватно ее воспринимать и критически интерпретировать. Открытая информационная среда позволяют обращаться к любому источнику тех или иных научных знаний. Поэтому медиапедагогика становится актуальным направлением образования, востребованным временем, использование медиасредств – рычаг для развития мотивации к учению, способ совершенствовать учебный труд, возможность формировать востребованность учителя как профессионала, способного работать в поликультурном обществе.

Современные информационные средства коммуникации предоставляют широкие возможности для будущих учителей, которые будут работать в поликультурной среде. Можно в считанные минуты найти интересующую тебя информацию на любом языке мира. В современной семье у каждого есть гаджеты, которые помогают развлечься, общаться, при этом собеседники могут не раскрывать свои внешность, имя, род занятий и т.д. В учебной деятельности медиасредства способны оказать существенную помощь, если обучающийся умеет обращаться с информацией: в потоке рекламы, отвлекающих комментариев, ярких картинок находить необходимое, отбирать, анализировать ее важность и качество, сохранять и интерпретировать. Для первокурсника, которого не научили в школе простейшим навыкам анализа, синтеза, сравнения, обобщения, это достаточно сложно.

Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание обрывистым и фрагментарным. Выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа, классический пример такого стиля – «Матрица», или фильмы по произведениям Фредерика Бегбедера, например, «99 франков». Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма [2]. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает огромный мир, с разнообразными культурными традициями не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий. Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности. Еще 15-20 лет назад просмотр фильмов и репортажей, в которых были кровавые сцены, жестокость, вызывал у человека негативную оценку агрессии, сочувствие, сегодня порог чувствительности значительно снизился. Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, так как СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию. Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого – два-три абзаца объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача – создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации. Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. В образовании такие поверхностные знания, направленные на то, чтобы охватить все области знания, не дают подлинной глубины понимания, критического отношения к предмету изучения. Возможно, поэтому будучи лишь ярким моментом в калейдоскопе восприятия, такие знания не становятся значимыми, не могут трансформироваться в привычки, практические умения и навыки.

В науке средства самообразования изучаются с разных точек зрения. Для нашей работы важными являются труды Е. В. Нужнова [3], Е.С. Полат [4], А. А. Слободчиковой [5]. Исследование проблем обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий в работах этих ученых связаны с вопросами самоообразования, организации самостоятельной работы студентов. Научные изыскания вышеназванных ученых объединяет идея позитивных изменений в развитии самостоятельности обучаемых, в целом, процесса преподавания в связи с использованием ИКТ.

Информационно-коммуникативные средства в современной образовательной среде совершенствуются. На данном этапе развития образовательной практики все шире используются возможности медиа. И если пять лет назад новая для всех форма подачи материала на лекционном занятии с помощью интерактивной доски казалась привилегией отдельных ВУЗов, сегодня каждое лекционное и практическое занятие может сопровождаться информацией, подготовленной преподавателем и/или студентом с привлечением различным программ, например, Power Point. Такая форма подачи информации может сопровождаться видеоматериалами из социальных сетей, ауди-источниками и т.д. В подготовке самостоятельной работы, которая в учебной деятельности занимает все большее место, студенты используют материалы из Интернета (веб-сайты, социальные сети, фильмы и музыка). Чем разнообразнее формы заданий, которые предлагает преподаватель, тем интереснее результаты самостоятельной работы.

Так, например, при изучении темы «Аксиологические основы самопознания» по дисциплине «Самопознание» в качестве самостоятельной работы было предложено посмотреть фильм «Доктор Стрейндж» и определить, какие общечеловеческие ценности лежат в основе сюжета фильма. Премьера фильма – одно из самых ожидаемых событий года. Трейлер, который предшествовал показу фильма, удовлетворяет запросы «клипового» мышления. Выдающиеся спецэффекты, захватывающий сюжет, известные актеры – все эти атрибуты успешного фильма вызывали желание посмотреть киноновинку. О каком самопознании может идти речь? Тем не менее, фильм заставляет задуматься, поразмыслить, дает пищу для духовного поиска, в нем в скомпилированном виде представлены фрагменты фольклора разных народов. Вполне возможно обнаружить общечеловеческие ценности в содержании фильма. Так, например, в моем эссе есть такие выводы: «Истина, например, проявилась в поисках своего пути главного героя, понимании своего предназначения в этой жизни. Ложь, которую Учитель использовал в целях защиты своих учеников от Темной стороны Вселенной, и, как он думал, от соблазнов, не привела к хорошему. Внутренний покой обретает Доктор Стрендж, когда выбирается из холодных Гималаев. Любовь питает все слова, поступки стражей, бескорыстное служение их и есть любовь. Образцы праведного поведения демонстрируют ученики, которые ограничивают свои желания, ставят интересы сообщества выше, чем свои, то есть служат людям, спасают их. Ненасилие как наивысшая ценность заложена во внутренней природе Доктора Стренджа, который преодолевая потребности своего Эго, отказывается проливать кровь, даже если это кровь врагов».

Один из запоминающихся этапов в освоении предмета «Самопознание» - самостоятельная работа по подготовке к сдаче рубежного контроля. Каждой группе было предложено задание: подготовить ролик, в котором бы отражалась общечеловеческая ценность. Азарт, творческие находки еще раз доказали значимость современных медиасредств. Как одна из итоговых работ по «Самопознанию» запоминающейся оказалась олимпиада. Олимпиада проходила в форме квеста. Группы, выполняя задания, включая свои физические возможности, проходили этапы интеллектуального соревнования, при этом использовались все имеющиеся у студентов современные средства: смартфоны, социальные сети и т.д. Этапы олимпиады включали в себя задания, связанные с культурным наследием человечества, факты, которые свидетельствуют о взаимопроникновении культурных традиций разных народов, в условиях выполнения заданий важнейшими принципами были единство физического, интеллектуального и духовного аспектов человеческой природы.

В изучении проблематики использования медиасредств в образовании, мы посчитали необходимым использовать не только анализ научной психолого-педагогической литературы, обобщение и синтез практических идей, но и анкетирование студентов первого курса по проблеме исследования. Нам представляется очевидной необходимость найти точки соприкосновения между возрастающим в ходе самостоятельной работы потоком информации, с которым сталкивается студент-первокурсник, и возможностями, которые предлагают современные медиасредства. Анкета состоит из 8 вопросов, опрос проводился среди студентов 1 курса Павлодарского государственного педагогического института. В анкетировании приняли участие 65 студентов.

На вопрос: «Испытываете ли Вы трудности при подготовке самостоятельной работы?» практически все студенты отвечает утвердительно, при этом называют среди этих трудностей следующие:

Недостаточно четкие указания преподавателя – 45%;

Противоречивые источники информации – 23%;

Сложные задания при нехватке умений анализа, синтеза – 14%;

Слишком большой поток информации – 16%

Не умеют использовать медиасредства – 2 %

Вопрос «Умеете ли Вы использовать медиасредства для самообразования?» вызвал практически единодушный ответ: 96% студентов уверенно отвечают, что они умеют использовать современные медиасредства.

Все студенты считают, что знание современных информационных технологий помогает в выполнении самостоятельной работы.

80% опрошенных студентов умеют отбирать нужное Вам из большого потока информации.

На вопрос «Умеете ли Вы вести полемику (спор), участвовать в дискуссии?» 83% студентов отвечают утвердительно.

По мнению опрашиваемых студентов, в использовании медиасредств необходимы качества личности, связанные с самостоятельной работой: самокритичность (25% студентов), (23% студентов), ответственность (14% студентов), работоспособность (14% студентов), творческие способности (9% студентов), усидчивость (9% студентов), внимательность (6% студентов). Причем на вопрос «Вы обладаете таким качеством как самокритичность?» 83% студентов отвечают утвердительно.

Утвердительно отвечают 70% студентов на вопрос «Могут ли медиасредства помочь в формировании системы ценностей человека?» и 76% студентов уверены, что медиасредства помогают получать качественное образование.

Проведенный опрос дает возможность провести анализ деятельности по подготовке заданий к самостоятельной работе, ориентирует на широкое использование медиасредств, которые сегодня выступают неотъемлемой частью образовательного процесса.

С результатами анкетирования важно ознакомить и студентов, для того чтобы скорректировать мотивы самостоятельной работы, направить усилия обучающихся на устранение трудностей и противоречий, которые возникают в ходе подготовки самостоятельной работы.

Таким образом, самостоятельная работа студентов, которой в профессиональном образовании уделяется все больше внимания, требует сегодня пересмотра форм организации, а также разнообразия в использовании средств.

Среди особенностей использования возможностей медиапедагогики для подготовки к работе в поликультурной среде можно назвать следующие:

- для работы в поликультурной среде учителю необходимо знать современные тенденции культуры, в том числе, связанные со способами самообразования, самостоятельного получения знаний и практических навыков;

- развивающиеся современные технологии предоставляют возможности для расширения спектра медиасредств в образовательном процессе, однако их использование не должно стать самоцелью, иначе у молодежи формируется клиповое мышление относительно предмета профессиональной деятельности, содержательная часть профессионального образования при этом уступает формальной;

- обучающиеся испытывают трудности, связанные с недостаточным уровнем сформированности навыков отбора, анализа, синтеза, обобщения информации, следовательно, важно научить осваивать эти навыки в первые этапы обучения будущих педагогов;

- творческое использование медиасредств в педагогическом процессе должно вызывать положительный отклик в деятельности студента.

Медиасредства могут быть успешно применены в случае, когда преподаватель заинтересован в том, чтобы дисциплина, которую преподает, была для студентов значима, приносила практическую пользу в приобретении профессиональных умений и навыков.

Литература:

1. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: автореф. дисс. … док. пед. наук – Барнаул, 1999. – 38 с.

2. Онлайн-словарь ABBYY Lingvo-Online. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lingvo-online.ru/ (дата обращения: 28.10.2016).

3. Нужнов Е. В. К вопросу о классификации образовательных ресурсов, их электронных составляющих и программных средств компьютерного обучения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2011. – Т. 120.– № 7. С. 37–244.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. – 4-е изд. – М. : Академия, 2009. – 268 с.

5. Слободчикова А. А. Научно-методические основы разработки электронных учебных средств. – М. : Изд-во МГОУ, 2007. – 146 с.

Просмотров работы: 419