Многие имеют представление о главных ценностях, но только некоторые действительно задумываются, размышляют и определяют свои основные ценности и принципы жизни.
Как жизненные ценности влияют на судьбу человека, его поведение, взаимоотношения с окружающим миром?
У каждого есть свой набор, в котором приоритеты расставлены по степени важности согласно индивидуальному видению и личным потребностям.
Кто-то на первое место ставит материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место отдано духовным ценностям: жизнь человека - высшая ценность, долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие... Жизненные ценности не возникают за один день, они накапливаются с детства, формируются социумом и следуют за человеком всю его жизнь.
Как появляются жизненные ценности в жизни ребенка? По-разному. Когда-то это постепенное вызревание, кристаллизация чего-то изначально аморфного в нечто определенное, когда-то это случается резко, вдруг, как озарение. Иногда это приходит как будто изнутри, иногда - задается снаружи, традициями и ритуалами социума.
Ценность «счастье в семье», «здоровье», «дружба» – наоборот, теряют свою важность. Причиной этого, по мнению большинства представителей старшего поколения, является отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. Фактором, способствующим формированию ценностных ориентаций подростков, выступают средства массовой информации.[1, с.35]
Ценности детей формируются во многом случайно, дети чаще прямо перенимают ценности своего ближайшего окружения, в том числе "ценности" своей детской субкультуры. Понятно, что самый большой объем ценностей формируется самым ближайшим для ребенка окружением, и в первую очередь семьей. Ребенок и непосредственно впитывает убеждения родителей, как нечто само собой разумеющееся, и тем более усваивает то, что родители хотят ему внушить, внушают и поддерживают целенаправленно.[2, С.46]
Учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, - одна из главных задач на пути формирования у них жизненных ценностей и развития поведенческих навыков.[3, с. 109]
Таким образом, главной задачей в работе с детьми группы риска является создание лучших условий для их развития , в первую очередь в семье, и получения ими образования, построение системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки. Для решения этой задачи необходимо тесное сотрудничество всех ведомств, занятых этой деятельностью (милиция, инспекция по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечения, здравоохранения, образования и т.д.), взаимодействие разных специалистов на уровне села муниципалитета, района, города и т. д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : Правда, 2001. - 245 с.
Бочарова, В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание / В.Г.Бочарова. - М.: ИСПС РАО, 2007. - 224 с.
Донцов, А.И. О ценностных отношениях личности / А.И. Донцов. - М.: Высшая школа, - 2012. - 76 с.