РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Чувашев В.И. 1, Бакленева С.А. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время переход на новые государственные стандарты образования, требует усиления значимости самостоятельной работы курсантов, как важного компонента подготовки специалистов в вузе. В структуре новых учебных планов и программ увеличивается объем и количество часов, выделяемых на самостоятельную работу обучающихся. В связи с этим, возникает необходимость перестройки всего учебного процесса и поиска новых форм и методов организации самостоятельной работы курсантов.

Самостоятельная работа в вузах всегда находилась в центре внимания методистов, лингвистов и педагогов, так как неоспоримым является тот факт, что только этот вид работы вырабатывает умения и навыки постоянно и самостоятельно добывать знания и обеспечивает возможности самосовершенствования профессионального роста и интеллектуального развития. Самостоятельная работа развивает мышление, креативность, умение находить решение проблем, а также умение применять свои знания в совершенно новой обстановке.

В ходе выполнения самостоятельной работы каждый обучающийся непосредственно соприкасается с новым материалом, с необходимостью выбора нужной информации для решения определенных задаx, с поиском ответов на вопросы. Здесь проявляются его индивидуальность и личностные интересы, активность, инициатива и творческий подход. Место, время проведения самостоятельной работы, формы контроля самостоятельной работы могут варьироваться. Это может быть самостоятельная работа на аудиторных занятиях, самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме тестов, консультаций, зачетов, экзаменов, а также внеаудиторная самостоятельная работа. Все типы самостоятельной работы взаимосвязаны и наибольший эффект дает комплексное использование всех видов самостоятельной работы. Для успешной их реализации необходима мотивация и понимание курсантами необходимости самостоятельной работы; контроль за выполнением самостоятельной работы в любой форме (тесты, аудирование, чтение, выполнение письменных заданий, реферирование, презентации, дискуссии, круглые столы и проекты и т.д.), а также, обеспечение и использование специальных учебных пособий, современных мультимедийных средств, т.д.

При организации самостоятельной работы курсантов военных вузов необходимо учитывать их реальный уровень знаний и умений. Это может быть и низкий уровень знания грамматики, недостаточный лексический запас, отсутствие навыков самостоятельной работы, поэтому преподавателю в таких группах необходимо облегчить овладение материалом, снять определенные трудности. При проведении самостоятельной работы, преподаватель, должен ставить конкретные задачи, помогать курсантам быстро ориентироваться в учебном материале, организовать работу курсантов таким образом , чтобы с наименьшими затратами учебного времени достичь поставленной цели. Преподаватель должен создать на занятии атмосферу творчества, в которой каждый курсант может полностью раскрыться, реализовать свои способности, творческий потенциал. Важно создать такие условия и давать такие задания в которых курсант сам должен добывать эти знания, творчески решать задачи, формулировать свое собственное мнение по определенным вопросам. Таким образом, задача преподавателя определить объем и содержание самостоятельной работы курсантов, обеспечить рациональную ее организацию и научить их самостоятельно получать и обрабатывать информацию, творчески решать задачи, формулировать собственное мнение по определенным вопросам и самостоятельно выполнять задания.

Естественно, на начальном этапе обучения, когда у курсантов еще недостаточный уровень знаний, задания для самостоятельного выполнения должны быть несложными. Контроль за выполнением самостоятельной работы и усвоением материала осуществляется в виде тестов .

В дальнейшем задания для самостоятельной работы перерастают в вариативные творческие работы На этом этапе свою эффективность доказывают активные методы обучения и творческие задания, которые играют особую роль как фактор, стимулирующий самостоятельную работу курсантов в выполнении творческих работ – проектов, презентаций, дебатах, конкурсах, круглых столах, особенно если их тема связана с актуальными вопросами их будущей специальности. Эта деятельность вызывает их особый интерес, и ее выполнение способствует более глубокому изучению предмета, развивает критическое мышление и способность самостоятельно искать, систематизировать и анализировать нужную информацию. Иностранный язык используется как средство получения новых знаний, и работа по выполнению творческих заданий обогащает словарный запас, расширяет лингвистические навыки и их применение в разных областях, то есть позволяет охватывать весь спектр задач, поставленных в программе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку.

Активная самостоятельная работа курсантов возможна лишь только при наличии серьезной, устойчивой мотивации. На более старших курсах самым сильным внешним мотивирующим фактором является осознание того, что изучение языка – это подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности, залог успешного карьерного роста специалиста. Этот мотивирующий фактор стимулирует интерес и стремление к совершенствованию знаний иностранного языка. Среди внутренних мотивирующих факторов, которые необходимо учитывать при разработке заданий, является сознание курсантами полезности выполняемой работы. Стимулом является то, что знакомство с зарубежной информацией по специальности позволяет более глубоко изучить новые технологии, проблемы и опыт в области будущей профессии в других странах, что расширяет кругозор и знания курсантов, способствует стремлению к улучшению знаний иностранного языка. Задание на исследование какой либо проблемы, участие в конкурсах, дебатах вызывают стремление к состязательности, что также мотивирует процесс самоусовершенствования курсантов и увеличивает результативность обучения.

Большой интерес вызывают у курсантов обсуждения и дебаты на актуальные вопросы их будущей профессии, например, на такие темы как «Будущее БПЛА», «Аналоги БПЛА в странах изучаемого языка» и т.д. Проведенные дебаты показали неформальное отношение курсантов к подготовке к дискуссии, они искали и систематизировали новейшие сведения по этим актуальным вопросам их специальности в научно-популярных зарубежных источниках информации и могли убедительно и аргументировано высказывать свою точку зрения, защищать свое мнения и взгляды и критиковать взгляды своих оппонентов.

Для подготовки презентаций курсанты самостоятельно изучают источники информации, что позволяет каждой работе становиться продуктом индивидуального творчества. В процессе подготовки создаются условия для развития мотивации к изучению иностранного языка, расширяются фоновые знания курсантов, их кругозор и информативность, а также развиваются интеллектуальные функции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, формируется логика мышления.

Роль преподавателя в организации самостоятельной работы определяется конкретными задачами, которые решаются курсантами в зависимости от этапа обучения уровня и подготовки обучающихся. На начальном этапе преподаватель выступает источником информации, а в дальнейшем он является организатором, который осуществляет контроль качества выполнения учебных заданий, анализирует итоги групповой индивидуальной работы.

Таким образом, самостоятельная работа курсантов выступает одним из необходимых условий успешного изучения иностранного языка, именно она предполагает большую индивидуализацию заданий, большую свободу исследовательского поиска, ориентацию на формирование профессиональных компетенций, увеличение творческой активности и инициативности курсантов, что происходит за счет применения практико-ориентированных учебных материалов и интеграции межпредметных связей.

Литература:

  1. Авдеева Л. Ф. «Психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов» Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л.:ЛГУ, 1984.

  2. Новоселова А. А. Научно-техническое творчество как фактор профессиональной подготовки студентов. Автореферат диссертации … к.п.н., Л:ЛГУ, 1983.

  3. Фролова Т.П. Формирование умений иноязычной диалогической речевой деятельности будущих юристов : автореф. дис. … к.п.н. - Екатеринбург, 2014. – 23 с.

Просмотров работы: 302