На современном этапе развития общества в условиях социально-экономических преобразований и научно-технического прогресса меняются содержательные характеристики образования, влияющие на художественно-эстетическое развитие личности в период дошкольного детства, появляются иные педагогические подходы на процессы формирования у ребенка дошкольного возраста эстетического, художественного и творческого отношения к окружающему миру. Не смотря на многообразие работ и исследований, посвященных данной проблематике, в дошкольном образовании как самоценном уровне в системе образования, на сегодняшний день остается окончательно нерешенным вопрос разработки законченной педагогической концепции художественно-эстетического развития. Это обусловлено изменчивостью развития современного образования в масштабах страны в целом, а так же многовариатностью подходов и взглядов к реализации данной образовательной области. Одним из значительных достижений в данном направлении на сегодняшний день можно считать защиту докторской диссертации исследователя Н.В. Бутенко на тему «Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста», которая настаивает на индивидуализации образовательного процесса, предусматривающего разработку и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [2].
Действительно, художественно-эстетическое воспитание и развитие призвано решать первостепенные задачи, направленные на гармоническое развитие личности ребенка и формирование его мировоззрения. Поэтому роль, отводимая ему в современной системе дошкольного образования, не может быть второстепенной. Художественная деятельность, как и творчество в целом, связаны со сложными процессами восприятия, познания, мышления ребенка. Наиболее эффективно реализация этих процессов осуществима в изобразительной деятельности как важной части образовательной области художественно-эстетического развития: рисунок, пластика, лепка, аппликация, художественное конструирование - это те сферы деятельности ребенка, которые являются наиболее эмоциональными с одной стороны, а с другой – наиболее продуктивными. Вопросы целостности и интегративности художественно-эстетического развития впервые стали активно анализироваться и обсуждаться в отечественных теориях 20-30-х годов 20 века в трудах таких теоретиков как И.И.Иоффе, Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский: «определенный тип конструкции…распространяется на все виды искусства, художественной культуры, явления духовной культуры, создавая тем самым её целостное стилевое единство» [3, С. 55].
В современных условиях происходит значительное расширение как в использовании и экспериментировании с различными материалами, так и в применении разнообразных техник, приемов и технологий для творческого выражения детей в изобразительной деятельности. В качестве специфических художественных материалов применимы квилинг (англ. quilling; от quill «птичье перо») бумагокручение, цветные гели, акриловые пасты; в лепке, наряду с глиной и пластилином, нередко применимо использование бумажной массы, мукасоли, репейника, пищевой фольги, теплого воска и т.п. В аппликации - сочетание материалов: бумаги, природных материалов, пластилина; пищевых продуктов: крупы, макаронных изделий, шелухи, яичной скорлупы; окрашенного песка и др.материалов.
Среди экспериментирования в направлении техник и приемов в изобразительной деятельности применимы:акварель по сырому листу, на мятой бумаге; гуашь, пастель по бархатной бумаге; углем, сангиной; ладонная и пальцевая техника; тычкование; граттаж (фр. gratter - скрести, царапать; впервые использовал М.В. Добужинский); печатание штампиками, ладонью, природными объектами (листьями); набрызг по трафарету; ниткография; кляксография; рисование пластилином; монотипия (от моно… и греч. τυπος - отпечаток) - как вид особой печатной графики и др. Все это значительно расширяет творческие способности детей, а так же заметно активизирует художественный интерес к изобразительной деятельности. Художественный интерес следует рассматривать как часть познавательного интереса ребенка, а так же общих интересов в целом. Художественный интерес формируется во взаимодействии с познавательным интересом, возникает на основе его уровня, связан с процессом познания ребенком окружающего мира. Художественный интерес реализуется в интеграции таких видов деятельности, как восприятие художественного произведения, приобретение знаний в области искусства, исполнительское творчество и продуктивная деятельность. В итоге, можно утверждать, что степень активности художественного интереса ребенка к изобразительной деятельности может оказывать непосредственное воздействие и определять уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Таким образом, первостепенной задачей педагога дошкольного образования согласно, требованиям ФГОС ДО, является способность продемонстрировать собственные умения и навыки, разнообразие возможностей детского изобразительного творчества, и тем самым пробудить, вызвать и приумножить познавательный и художественный интерес к творчеству и самовыражению со стороны ребенка.
Список использованной литературы
ФГОС ДО: Художественно-эстетическое развитие [Электронный ресурс] - URL: http://detstvogid.ru/fgos-do-hudozhestvenno-esteticheskoe-r/.html (дата обращения 11.02.2017).
Бутенко, Н.В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: Автореф. дис. доктора пед. наук – Челябинск, 2016 – 44 с.
Чернобровкин, В.А. Философско-эстетический анализ музыки (отечественные теоретические концепции 20 - 30-х годов XX века): Дис. канд. филос. наук – Санкт-Петербург, 1999 - 155с.