СПЕЦИФИКА И ТЕХНОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СПЕЦИФИКА И ТЕХНОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

Матвеева О.В. 1, Самсонова И.В. 2
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ивановский государственный университет"
2Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Технологии и методические разработки, которые с ними связанны, используются профессионалами и любителями в различных сферах: культуры, искусства, образования, досуга, быта и составляют основную часть прошедшего проверку временем, отобранного теоретического и практического опыта социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность, не может существовать без разработки технологии и техники организации социально-культурной деятельности.

К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, СТ. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и ряд других выдающихся педагогов извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технологические закономерности. Так же это относится и к мировой педагогике. Еще у Сократа можно обнаружить бесконечное разнообразие глубоких по содержанию и эффективных, простых, изящных по форме технологических решений и педагогических операций, которые и по сей день вызывают восхищение, как у профессионалов, так и любителей.

К настоящему времени технологии, в социально-культурной области, приобрели большое социальное значение, превратились в социально-культурные технологии. Исходя из этого, возможно определение социально-культурных технологий, как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры1.

В данной работе мы конкретно рассмотрим технологии нравственного и физического воспитания в учреждениях культуры и досуга.

Актуальность данной темы обусловлено стремительным процессом расслоения российского общества, снижением роли культурных традиционных ценностей. Все это приводит к искажению сознания молодежи, возникает замена подлинных ценностей мнимыми. Современные технологии упрощают жизнь, и молодежь не видит смысла активно проводить свой досуг, потребность в физической активности падает и все меньше людей ведут здоровый образ жизни.Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно быть формирование культуры здоровья и воспитания, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, окружающих людей и природной среды, знание своих традиций и нравственное поведение.

Нравственное и физическое воспитание детей и подростков является важной составляющей для всей нашей страны. Законы Российской федерации ориентируют педагогов на внедрение здоровьесберегающих технологий и нравственного воспитания2. Воспитание здорового подрастающего поколения важно для масштаба всей страны.

Объект исследования курсовой работы: учреждения культуры и досуга.

Предмет исследования курсовой работы: Специфика и технология воспитания.

Цель: Выявить специфику и технологию нравственного воспитания в учреждениях культуры и досуга.

Из поставленной цели вытекает ряд задач:

  • Рассмотреть нравственное воспитание, как культуру поведения;

  • Выявить специфику и технологию формирования культурного поведения детей, подростков и молодежи;

  • Определить роль культурно-досуговой деятельности в воспитании нравственного поведения молодого поколения;

  • Рассмотреть технологию деятельности учреждений культуры и досуга по формированию нравственного поведения на примере МБУ ДО ДДТ № 3 г. Иваново

  • Рассмотреть особенности деятельности учреждений культуры и досуга по формированию ценностей поведенческой культуры молодого поколения на примере МБУ ДО ДДТ № 3 г. Иваново

Методы исследования: анализ, дедукция, наблюдение, сравнение.

Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

Работа изложена на 27 страницах.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

§1.1 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Нравственное воспитание всегда и при любых обстоятельствах остается главной фундаментальной основой развития общества, одним из наиболее эффективных средств становления человека. В рамках курсовой работы используются понятие «культурное поведение», нельзя характеризовать это понятие не раскрыв сущность термина « культура».

На сегодняшний день существует большое множество понятий «культура». Самое распространенное понятие культуры (лат. cultura, от основы colere – возделывать) – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие3. Философский энциклопедический словарь дает следующее определение культуры – это обработка и уход за землей (лат. agricultura), чтобы сделать ее пригодной для человеческих потребностей (отсюда – «культура техники земледелия»)4. В переносном смысле культура – уход, улучшение, облагораживание духовных склонностей и способностей человека. Существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi) В широком смысле культура – совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов5. У Тайлора, культура – это исключительно духовная культура: искусство, верования, знания, правовые и нравственные нормы и т.д.6 Тесть определение понятия культуры в Советском Энциклопедическом словаре. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Сейчас под культурой понимается: возделывание, обработка, улучшение, совершенствование – «физическая культура», воспитание, образование, соблюдение нравственных норм жизни, общепринятых правил поведения, этикета – «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение», искусство, творчество – «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры».

Нравственное воспитание – это обычаи, традиции, все это направлено развитие личности и общества в целом, на создание материальных и духовных ценностей жизни. Это предполагает определенную начитанность человека, образование, широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, вежливость.

Еще детям надо преподавать культуру общения, правильное нравственное воспитание. К сожалению, многие из современных детей не знают этого: нет уважения к старшим, этикета общения, моральных ценностей. И сейчас необходимо работать над этим с самого раннего возраста, прививать нормы: быть вежливым, выдержанным, справедливым, не оскорблять, не повышать голос и многое другое.

Благодаря нравственному воспитанию, мы сможем вырастить здравомыслящее поколение, у думающего ребенка еще в детстве сложиться представление о его будущей профессии, он будет знать куда ему стремиться, над чем работать, как развиваться, совершенствовать себя и свои манеры.

А. И. Арнольдов считает, что культурный уровень всего общества неотделим от творческой деятельности человека, который характеризует степень освоения и познания духовных ценностей7.

Нравственное поведение – это поведение человека в соответствии с нормами и правилами, которые были выработаны обществом в течении времени и которых придерживается и воспитывает в молодом поколении. Это определенные манеры общения, обращение к окружающим, которые диктуют как правильно и нужно вести себя в обществе, быть воспитанным и вежливым со старшими, с женщинами, понимать, что такое прилично и как вести себя в любой ситуации. Нравственное поведение – важная часть всей мировой цивилизации, часть общей культуры человека в целом.

Чтобы человека можно было назвать развитым и грамотным, ему необходимо еще с детства узнать основные составляющие культуры поведения: культура общения, культура речи, речевой этикет, этикет поведения. Обладая всем этим, человек сможет грамотно излагать свои мысли, с легкость сможет входить в контакт с малознакомыми людьми, умело и вежливо выходить из затруднительных ситуаций, он сможет с легкость вести все дела, потому что нормы общения – это главная составляющая жизни.

К сожалению, среди современных детей, подростком и молодежи встречается хамское поведение, невоспитанность, отсутствие нравственности и уважения к старшим, нежелание культурно проводить свой досуг, развиваться, как личность. Нравственное воспитание сейчас находится на низком уровне.

§ 1.2 СПЕЦИФИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Развивающие технологии имеют большое распространение на всех этапах формирования личности. Практическое освоение данных технологий начинается еще в период ранней социализации, когда ребенку необходимо приобретение знаний социальных и общекультурных, умений и навыков, которые являются фундаментальными. Часть постигается в семье, в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования, в виде посещения секции кружков и т.д., а так же множество других социальных институтов.

Спецификой является личностный подход к детям, подросткам и молодежи, так как они эмоциональны, интеллектуально восприимчивы, очень активны, как физически, так и эмоционально. Для них характерен альтруизм, это способствует вхождению в культурную общественную среду.

В окружении себе подобных они накапливают знания, так же дают свое понима­ние, свои предпочтения, рождаются кумиры, постигают групповые нравы и нормы, сравнивают и сопоставляют их с поведением взрослых.

Черты общей молодежной культуры существуют, хотя каждое поколение привносит свое, у них уже иное отношение к культуре общества и собственным культурным нравственным поведением и самовыражением. Детям, подросткам и молодежи в силу их возрастных особенностей и общепсихологических свойственно, эмоционально-чувственное отношение к культуре. Они стремится к глубокому личностному восприятию информации, идентифицирует себя с героями произведений, перенося события на себя, предпочитают зрелищные виды искусства, такие как кино, телевидение, т.д.

Нравственное воспитание необходимо в самом трудном и сложный возрасте становления личности. Это самый ответственный период, так как именно в это время складываются основы нравственности, формируются социальные нормы, отношение к себе, к людям, к обществу. В этом возрасте формируются и стабилизируются черты характера и основы поведения в обществе. Главной мотивацией этого возраста, связанны с активным стремлением к самосовершенствованию и выражению себя: самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Все познавательные процессы достигают высокого уровня именно в подростковом возрасте, проявляется большинство жизненно необходимых, личностных и деловых качеств. В детстве это механическая память, образуется вместе с развитым мышлением, это предпосылки для дальнейшего развития логической и смысловой памяти. У подростков же они функционируют на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным обучение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности, с возможностью использования множества иных средств и приемов.

Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми людей.

Для подросткового возраста увлечения и досуг это большая составляющая их развития личности. Увлечения необходимы им для становления личности, именно благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, поведении, индивидуальные способности.

Особенностью подросткового возраста является стремления к познанию самого себя.

В наше время молодое поколение имеет искаженное, не достаточно правильное видение и представление о культуре поведения. Этому способствует положение, в котором оказалась наша страна, системный и кризис в целом приводит к смене ориентиров, происходит переоценке традиционных ценностей. Конкуренция советских, нацио­нальных и западных ценностей не могла не повлиять на становление новых социальных и культурных установок молодого поколения.

Необходимо изучение ценностей молодого поколения в сфере досуга, что даст возможность выявить степень адап­тации к новым социальным условиям и ценностям, а так же их потенциал.

Молодое поколение зачастую забывает о своем поведение в общественных местах, не задумывается, что и как говорит. Проблема нравственного воспитания поднимается в деятельности всех социально-культурных институтах и учреждениях досуга. Это подтверждают многочисленные публикации в средствах массовой информации, материалах конференций, законах об образовании Российской Федерации. К примеру, эта проблему выделил ректор Смоленского университета Виктор Петров. Он утверждает, что ситуация с каждым годом усугубляется, процветает в бескультурье и откровенное хамство. Так же он считает, что самое большое влияние оказывает современные технологии, телевидение, кино, интернет. Сложившуюся ситуацию лоббируют средства массовой информации. Петров считает, что необходимо решать эту проблему, в противном случае мы потеряем не одно поколение.8

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что молодой человек, который обладает своей творческой и интеллектуальной индивидуальностью, имеет высокий уровень культуры общения и поведения, обладает правильным пониманием моральных и нравственных норм общества, то только тогда он становиться способным к самосовершенствованию и совершенствованию общества в целом.

§1.3 РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

В настоящее время в сфере культурной жизни выделяется целый ряд негативных процессов: утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение детей и молодежи от культуры и искусства детей, так же нельзя не заметить сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры и досуга, а ведь именно из-за этого и снижается деятельность современных культурно-досуговых центров.

И во всей сложившейся ситуации необходима организация досуга молодого поколения. Но к сожалению, из-за социально-экономических трудностей государства, недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти, развивается неформальный молодежный досуг. А ведь свободное время является очень важным средством формирования личности. Как проводит свой досуг молодой человек, показывает уровень его культуры, духовных ценностей и потребностей, интересов.

Досуг привлекает свободным и добровольным выбором, множеством различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать как физическую, так и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.

Практика досуга для молодого поколения показывает, что самыми привлекательными формами для них являются музыка, танцы, разные формы игр игры, телевидение. И для успешной работы досугового центра надо знать культурные запросы современных детей и уметь быстро реагировать и реализовывать их, суметь превнести новые виды и формы, которые не останутся без внимания и будут интересны.

Среда протекания досуга это тоже одна из особенностей молодежного досуга. Общество родителей зачастую, не является приоритетным выбором проведения свободного времени. Большинство предпочитают проводить досуг вне дома, в компании своих сверстников. Эта необходимость в общении, можно объяснить потребностью в эмоциональном плане.

Наконец важной составляющей является развитие и функционирование соответствующих учреждений: клубов, творческих объединений, дворцов культуры, культурно-досуговых центров, центров народного творчества, кинотеатров, театров, стадионов, библиотек и т.д. И особое значение имеет творческая деятельность и подход к работе самих работников данных учреждений, потому что многое зависит именно от них, требуются их умения предложить интересные и новые формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь, развлечь людей. Нужно привить культуру проведения досуга, как желание развитие и обогащение личности, приобретение новых знаний, умений, способностей, приобретение новых впечатлений.

Необходимо в организации досуга молодого поколения учитывать эмоциональную потребность, возможность заниматься интересным для них делом, которое впоследствии станет любимым и может направить их в дальнейший выбор профессии, поможет им завести новые знакомства, посещать новые интересные места, узнавать о них, принимать непосредственное участие в деятельности и различных мероприятиях.

В ситуации, которая складывается в стране, социально-культурная проблема общества нравственное воспитание в учреждениях культуры и досуга является осознанной необходимость. С раннего детства необходимо прививать нормы поведения, объяснять и показывать на примерах что можно, а что нельзя, культура общения, поведения, все это требуется для культурного роста общества в целом.

На сегодняшний день в досуге требуется самореализация и развитие творческого и духовного потенциала личности.

Постоянный и устойчивый характер носит интерес к проблемам молодежи и молодежного досуга. Все восклицания о деградации и упадке уровня общения и культуры поведения молодого поколения призваны приобщением их к нравственным нормам общества. И виной всей сложившейся ситуации является отнюдь не сама молодежь, а руководители культуры общеобразовательных учреждений, правительство, общественность, все они допускают существование низкого уровня воспитательной деятельности, а ведь это способствует недопустимому развитию поведения молодежи и уровня ее развития.

При решении проблемы культурного поведения, нужно и необходимо усиливать роль нравственного воспи­тания, но самое главное – решать задачи воспитательного развлечения. Ведь развлекая можно и обу­чать, развивать личность, идейно, нравственно и этически воспитывать. Для успешной досуговой деятельности надо сделать развлечение позитив­ной ценностью. Художественная культура должна формировать национальное самосознание. Имеет место быть «социо­логическая пропаганда», которая будет ориентировать ориентированная на образ жизни, успешная реклама вещей, ценностей, обычаев, традиций, привычек и соответству­ющие им идей и представления. Эта задача не может быть решена в короткие сроки, но, если мы хотим в будущем иметь великую здоровую и здравомыслящую на­цию, незамедлительно нужно приступать к решению сейчас.

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

§2.1 ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОГО ПОВДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МБУ ДО ДДТ № 3 Г. ИВАНОВО

Рассмотрев теоретические основы культурного поведения современного молодого поколения, мы сделаем анализ технологии деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества № 3 по нравственному воспитанию обучающихся.

Учреждение было создано в апреле 1967 года на основании решения исполкома Ивановского областного Совета депутатов трудящихся № 270 от 14.04.1967 года об открытии с 1 апреля 1967 года в Ленинском районе г. Иваново городского дома пионеров. По типу организации, которому учреждение относиться: организация дополнительного образования.

Учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование городской округ Иваново. Функции и полномочии учредителя учреждения от имени городского округа Иваново осуществляет управление образования Администрации города Иванова.

Цель учреждения: Осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Предметом деятельности учреждения является:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом совершенствовании;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

  • выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а так же лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • профессиональная ориентация обучающихся;

  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

  • формирование общей культуры обучающихся;

  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству РФ, осуществляемых за пределами государственных стандартов и федеральных государственных требований.

Основными видами деятельности учреждения являются:

  • реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

  • организация отдыха детей в каникулярное время;

  • реализация сквозных программ;

  • организация районных и городских мероприятий.

Учреждение вправе осуществлять следующие виды деятельности, не являющиеся основными:

  • социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, педагогических работников и иных специалистов, работающих с несовершеннолетними;

  • адаптация обучающихся к жизни в обществе, профессиональная ориентация;

  • приносящая доход деятельность, предусмотренная Уставом.

Обучение в учреждении осуществляется по программам различной направленности:

  • технической

  • естественнонаучной

  • физкультурно-спортивной

  • художественной

  • туристско-краеведческой

  • социально-педагогической

В МБУ ДО ДДТ № 3 существует пять различных отделов:

  • Спортивный отдел

  • Хореографический отдел

  • Музыкальный отдел

  • Отдел интеллектуального развития

  • Художественный отдел

Деятельность учреждения так же наравлена на ряд сквозных программ:

  • «Мы и наша семья» – Организация и проведение мероприятий обучающиеся-родители разной тематики, психолого-педагогическое просвещение родителей, семейная педагогика;

  • «Это волнует всех» – Организация работы с детьми и подростками, относящихся к категории «трудные», «группы риска», дети девиантного поведения;

  • «Талант» – Выявление, поддержка одаренных детей и подростков. Циклы мероприятий художественно-эстетической направленности;

  • «Творчество против наркотиков» – Пропаганда здорового образа жизни среди подростков, профилактика и предупреждение употребления наркотических средств, профилактика социально-опасных заболеваний, вредных привычек;

  • «Через творчество и духовность к воспитанию души» – Духовное и нравственное воспитание детей и подростков в условиях быстро меняющегося мира и глубоких христианских традиций народной культуры Иванова и Ивановской области;

  • «Сыны Отечества» – Организация деятельности в объединениях ДДТ № 3 по гражданско-патриотическому воспитанию;

  • «Дорога в пятый океан» – Организация работы в летний период профильного лагеря для курсантов ВПША «Высота» и подростков, состоящих на учете в ИДН;

  • «Школа инструкторов безопасности» – Организация работы летнего профильного лагеря по обучению детей и подростков безопасности жизнедеятельности;

  • «Особые дети» – Организация деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

  • «Азбука дорожных наук» – Организация деятельности с детьми и подростками Ленинского района по пропаганде безопасности дорожного движения, предупреждению детского травматизма, по соблюдению правил дорожного движения;

  • «Экокультура детства» – Деятельность учреждения по экологическому образованию и воспитанию;

  • «Новое поколение – дорога к здоровью» – Организация деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся и педагогов ДДТ № 3;

  • «Школа искусств предотвращать пожары» – Организация мероприятий по основам противопожарной безопасности;

  • «Шагаем вместе» – Организация деятельности по ФГОС совместная работа со школами Ленинского района и города

  • «Путешествуем по губернии» – Организация деятельности в объединениях ДДТ №3 по реализации проекта путешествие по губернии.

Помимо сквозных программ учреждение реализует пилотные проекты в средних общеобразовательных школах ленинского района г. Иваново:

  • «Азбука природы» – экологическое воспитание обучающихся;

  • «Островок здоровья» – здоровьесбережение обучающихся;

  • «Безопасная жизнь» – безопасность жизни и деятельности обучающихся;

  • «Этика и эстетика» – нравственное воспитание обучающихся.

В течение прошедшего года МБУ ДО ДДТ № 3 было проведено множество мероприятий для всех аудиторий и различной тематики. Мероприятия учреждения охватывают все виды деятельности и потребности зрителей и участников. Учреждение работает со всеми возрастами, организовывает досуг младших, подростковых, так и старших групп. Работа со старшими и младшими группами в основном просветительного или развлекательного характера, но для молодежи большое внимание уделяется воспитательной работе. Учреждение ежегодно охватывает 4900 обучающихся, это не считая районных и городских мероприятий.

Формы работы различны: театрализованное представление, тематические игры, конкурсные программы, исторические часы, экскурсии, квэсты, акции, литературные прогулки, беседы, вечера памяти, интеллектуальные программы, литературные вечера, конкурсы чтецов, концертные программы, диспуты, турниры и состязания, познавательные игровые программы, патриотический час и многое другое. Внимание уделяется всем направлениям, проводятся мероприятия направленные на культуру поведения.

Проанализиров деятельность МБУ ДО ДДТ № 3 в городе Иваново мы можем сказать, что детям, подросткам и молодежи уделяется достаточное внимания по организации ее досуга, их потребительские желания получают полное удовлетворение. Мероприятия, проводимые учреждением, являются популярными, зачастую дети принимают непосредственное участие. Формы работы разнообразны, что позволяет привлекать молодежь в учреждение. Обучающиеся активно принимают участие в концертах, мероприятиях, конкурсах, залы полны, и на мероприятиях царит дружеская теплая атмосфера. Все мероприятия проводятся с целью воспитания культурной, всесторонне развитой молодежи, для ориентации её жизненных ценностей.

§2.1 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ

МБУ ДО ДДТ № 3 Г. ИВАНОВО

Мы рассмотрели, что в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Доме детского творчества проводится большая работа по нравственному воспитанию обучающихся, она направленная на формирование ценностей поведенческой культуры. Конкретные особенности своей работы специалисты и педагоги выбирают сами, исходя из аудитории и ее потребностей, и от этого зависит эффективность и качество работы.

Дом творчества располагает огромным арсеналом средств воспитательно-эмоционального воздействия на молодежь, имеющих общечеловеческий характер. Педагогам не всегда легко добиться гармонии в использовании выразительных средств, таких как: печатная, наглядная инфор­мация, профессиональное и самодеятельное искусство, ра­диовещание и телевидение, технические средства. Все это имеет огромные возможности воздействия на молодое поколение, так до них легче можно донести нужную информацию. Работа с подрастающим поколением является самой ответственной. На протяжении всех периодов становления личности, формируются свои ценности, традиции, нормы и правила, и необходимо направлять детей на каждом этапе их взросления. Закладывать правильные основы нравственности, формировать социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Именно в учреждении культуры и досуга формируется основная часть этического поведения. От того, какое влияние работа специалиста культуры и досуга окажет на молодого человека, во многом будет зависеть его положение в обществе, его нравственное воспитание, отношение окружающим людям и вещам, культура общения, манеры речи.

Педагоги Дома творчества подходят к работе творчески, вносят инновационные разработки, совмещают интеллектуальную, воспитательную, просветительную и развлекательную формы работы. Обучающиеся МБУ ДО ДДТ № 3 принимают активное участие во всех предложенных мероприятиях, открывают свои таланты именно на таких организационных моментах, создавая совместное дело в стенах учреждения, они приобретают «привычку» говорить культурно, уважать мнения окружающих и старшего поколения. Дом детского творчества № 3 всегда открыт для всех желающих, он всегда востребован, с каждым годом репертуар увеличивается, привносится что-то новое, расширяются формы и методы работы. Проводится достаточное количество концертов, театрализованных представлений, организовывают выступления обучающихся, регульрно проходят отчетные концерты коллективов.

Летом организуется дневной профильный лагерь, для обучающихся на базе учреждения, где проходят ряд мероприятий по нравственному воспитанию личности.

Педагогом необходимо постоянно следить за современными тенденциями, использовать новые интересные методы и формы в работе, потому что современные дети развиваются все стремительнее и получают большинство знаний из интернета. Мероприятия в Доме творчества всегда различны, ориентированы на праздники, каждый раз это творческое мероприятие, имеющее свою актуальностью, спрос, свое содержание, оно удовлетворяет потребности обучающихся. Концерты, тематические вечера, театрализованные представления, познавательно-игровые программы, состязания, акции, квесты, флешмобы и многое другое направлены на воспитание культуры поведения детей. Можно с уверенностью сказать, что работа по формированию ценностей поведенческой культуры детей и подростков в МБУ ДО ДДТ № 3 проходит.

Педагоги МБУ ДО ДДТ № 3 своими формами и методами и подходами к работе, какими бы качественными, творческими и интересными они не являлись, не в силах решить проблему культуры поведения современного молодого поколения в одиночку. Дом творчества нуждается в поддержке вех социально-культурных институтов, учреждений культуры и досуга, центров, которые будут создавать, формировать, развивать и сохранять нравственное поведение и ценности поведенческой культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день одной из важных проблем общества, является нравственное воспитание детей и подростков. Данная тема является актуальной среди всех учреждений культуры и досуга. Для выявления качества воспитания культуры поведения молодого поколения средствами социально-культурной деятельности, была рассмотрена теоретическая и практическая деятельность учреждений культуры и досуга.

Рассмотрев воспитание поведенческой культуры и детей и подростков средствами социально-культурной деятельности, можно сказать, что поставленные цель и задачи в начале курсовой работы решены. Были рассмотрены все вопросы курсовой работы, выявив одну из главных проблем, которая состоит в том, что культура поведения и воспитания молодежи находится на низком уровне. Современные молодые люди имеет свою специфику поведения, общения, это диктует ритм жизни, их сфера общения. Для полного понимания данного сложившегося положения в обществе с низким уровнем культуры, было необходимо изучить специфику характеристики поведенческой. Напрашивается вывод, что культура поведения для молодого человека очень важна и необходима. В результате должного нравственного воспитания молодой человек будет обладать творческой и интеллектуальной индивидуальностью, высоким уровнем культуры и знаний, моральных и нравственных норм, способным к совершенствованию себя всего общества в целом.

Для выявления роли социально-культурных и досуговых учреждений в нравственном воспитании молодого поколения анализировалась деятельность учреждений культуры и досуга. В результате курсовой работы и сопутствующего ей исследования, были сделаны выводы:

  • необходимо усиливать роль нравственного воспи­тания во всех учреждениях культуры и досуга;

  • уделять проблеме культуры поведения должное внимание;

  • решать воспитательного задачи с использованием форм развлечения;

  • сделать мероприятие ценностью, которая обязательно несет положительные эмоции;

  • необходимо формировать общественное национально сознание;

  • необходима «социо­логическая пропаганда», которая будет ориентировать на здоровый образ жизни, нравственное поведение.

Проблема поставленная в начале курсовой работы была подтверждена, когда мы рассмотрели технологию деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества № 3 по нравственному воспитанию обучающихся. Проанализировав деятельность учреждения, можносказать, что детям и подросткам уделяется большое внимания по организации ее досуга, мероприятия проводятся с целью воспитания культурной, всестороннеразвитой молодежи, для формирования правильных жизненных ценностей и традиций. Этой проблеме необходимо уделять больше внимания, увеличение мероприятий будет способствовать повышению уровня культуры поведения.

В ходе анализа деятельности МБУ ДО ДДТ № 3 по формированию нравственного воспитания, изучив особенности работ, я пришла к выводу, что педагоги МБУ ДО ДДТ № 3 своими формами, методами и подходами к работе, какими бы качественными, творческими и интересными они не являлись, не в силах решить проблему культуры поведения современного молодого поколения в одиночку. Дом творчества нуждается в поддержке вех социально-культурных институтов, учреждений культуры и досуга, центров, которые будут создавать, формировать, развивать и сохранять нравственное поведение и ценности поведенческой культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  3. Брюсов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга// Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. – Свердловск, 1991. – с. 55.

  4. Петров В. Копируем худшее // Российская федерация сегодня. – 2006. - № 10. – с. 44.

  5. Соловьева, О.Н. Деятельность учреждений культуры как фактор формирования современного молодежного досуга / О.Н. Соловьева // Приоритетные технологии и практические реалии социально-культурной деятельности: сб. науч. тр. по матер. межрегион. научно-практич. конф. (декабрь 2006) : вып. 3. – Белгород, 2006. – С. 48-49.

  6. Словарь Википедия [Электронный ресурс] – www.wikipedia.org

  7. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – www.russianculture.ru

  8. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс] – www.galactic.org.ua

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Азарова, Р.Н. Досуг современной молодежи / Р.Н. Азарова // Внешкольник. - 2003. - № 10. - С. 19-21

  2. Арнольдов А.И. Общество и культура: современный портрет. – М.: МГУКИ, 2007. – с. 112.

  3. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры / Л.С. Жаркова – М.: МГУКИ, 2003. – 234 с.

  4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. – М.: МГУКИ, 2004. – с 404.

  5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - 1871. Перевод А. И. Першиц, 1989. – с. 32.

1 См.: Брюсов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга// Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. – Свердловск, 1991. – с. 55.

2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3 Словарь Википедия [Электронный ресурс] – www.wikipedia.org

4 Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – www.russianculture.ru

5 Словарь психологических терминов [Электронный ресурс] – www.galactic.org.ua

6 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - 1871. Перевод А. И. Першиц, 1989. – с. 32.

7 Арнольдов А. И. Общество и культура: современный портрет. – М.: МГУКИ, 2007. – с. 112.

8 Петров В. Копируем худшее // Российская федерация сегодня. – 2006. - № 10. – с. 44.

Просмотров работы: 1259