РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В СТАНОВЛЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В СТАНОВЛЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Игдисамов Р.И. 1, Склярова О.Н. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Много десятилетий в нашей стране иностранный язык практически не был востребован. "Железный занавес", ограничения на выезд граждан за границу, запреты на ввоз в СССР прессы и значительной части литературы на иностранных языках, монополия государства на экономические связи с зарубежными партнерами, оторванность нашей системы образования от зарубежных и невозможность для рядовых граждан получить образование в другой стране - все эти и многие другие факторы (плюс, разрыв традиций знания россиянами иностранных языков, связанный с физическим истреблением или вытеснением в эмиграцию как раз тех социальных групп, которые эту традицию прежде всего воплощали, привели к тому, что уровень практического владения иностранным языком в России упал до катастрофической отметки (по разным оценкам - от 1,3 до 3% граждан; при 23% - в Италии, а в других странах ЕС еще больше, вплоть до 100% - в Люксембурге).

В наши дни Российские граждане получили реальную возможность выезда за рубеж, в том числе для получения образования. Резко выросли экономические связи. В целом ряде профессий владение языком стало необходимой частью профессиональной подготовки (английский язык - для программиста, итальянский - для певца). Выяснилось, что невладение иностранными языками затрудняет исполнение государственными служащими своих прямых служебных обязанностей, вплоть до фактического срыва важных международных переговоров (которые далеко не всегда могут полноценно обслужить профессиональные переводчики, обычно плохо ориентирующиеся в тонкостях предмета обсуждения). Этот перечень можно продолжить и далее.

В итоге система обучения иностранным языкам в России оказалась не готовой к новым задачам, вставшим перед ней. Более того, оказалось, что такой системы - именно как системы - нет вообще. Ее надо было создавать заново, что и привело к рождению Федеральной программы «Система языкового образования в России».

Основной проблемой современной системы образования является противоречие между стремительным нарастанием объема знаний в современном мире и ограниченными возможностями его освоения обучающимися. Это противоречие обусловливает отказ современной педагогики от абсолютного образовательного идеала, то есть воспитания всесторонне развитой личности, в пользу новой цели – максимальному развитию способности человека к саморегуляции и самообразованию.

В исследованиях такой специфической группы, как военные, недостаточно обращается внимания на роль самообучения. В условиях стремительного нарастания объема информации, изменения характера несения службы формирование самостоятельности будущего военного становится залогом его успешной реализации как личности, так и в профессиональной деятельности.

Специфика военной службы, которая характеризуется высоким уровнем ответственности, ограниченным временем для принятия решения, ее динамичность, использование новейших информационных технологий, эксплуатация новых образцов вооружения и техники, применение современных форм и методов ведения боевых действий предъявляют особые требования к профессиональной компетентности военных и обуславливают необходимость совершенствования сложившейся системы их подготовки.

Реформирование военного образования с опорой на государственную политику в области обороны и образования определяет соответствующий Государственный образовательный стандарт. В стремлении преодолеть имеющиеся недостатки требуется создание антропологической детерминированности парадигмы подготовки будущего офицера, готовой к самоактуализации своей деятельности, саморазвитию, личностному самоопределению. Образовательная стратегия делает упор на подготовку разносторонне развитых, идейно убежденных, морально и психологически устойчивых офицерских кадров, способных творчески и эффективно выполнять возложенные на них задачи, грамотно принимать решения в нестандартных ситуациях, постоянно совершенствовать свои компетенции.

В соответствии с новыми требованиями к подготовке офицеров в новых учебных планах по лицензированным специальностям предусмотрена организация сквозной гуманитарной и информационной подготовки. Такое сочетание разностороннего гуманитарного образования с профессиональной подготовкой способствует ускоренной социально-психологической и профессиональной адаптации будущих офицеров в различных сферах своей деятельности, более раннему профессиональному самоопределению и успешной карьере. Тогда как недостаток гуманитарных знаний и соответствующих коммуникативных и перцептивных умений и навыков подчас ограничивает свободу деятельности военного, становится тормозом в решении его профессиональных задач.

Потребность в военных, владеющих как минимум одним иностранным языком - это одна из сложившихся реакций современного общества, которая меняет понимание конечного результата обучения иностранному языку в военном вузе. В современном обществе иностранный язык представляет собой средство общения, познания, получения и накопления информации. Уровень владения будущего офицера иностранным языком определяется практикой иноязычного общения, при чтении литературы по специальности, при обмене письменной информацией, такой как статьи и аннотации к ним, тезисы для международных конференций, деловые бумаги. В современных условиях прохождения службы, сложившихся в результате возникновения инновационной быстро развивающейся поликультурной среды деятельности, офицеру приходится использовать иностранный язык, самостоятельно получать необходимую иноязычную информацию, пользоваться ею, самостоятельно решать проблемы дальнейшего развития языковой компетенции. В этой ситуации особый смысл приобретает повышение качества языковой подготовки будущего офицера с ориентацией на практическую ее реализацию в повседневной профессиональной деятельности, в армейской службе.

Н.Д. Гальскова также полагает, что языковая подготовка на принципах межкультурности обеспечивает социальную мобильность и является инструментом творческого развития активной самостоятельной личности, осознающей себя гражданином собственной страны, а также субъектом динамичной и поликультурной среды современной цивилизации.

Приоритетным направлением для существующей российской армии является организация партнерских отношений и стратегических взаимодействий с армиями нового типа других стран путем общения. Строительство отношений и связей между армиями стран союзников и противников требует от военных готовности и способности вести профессиональную коммуникацию с представителями других культур как полноценный член данного полилингвального поликультурного профессионального объединения.

Процесс значительных изменений в доктрине военной безопасности, постоянного роста инвестиций в армии, стремительного обновления вооружения стран союзников и противников делает актуальным в процессе подготовки военного специалиста в рамках дисциплины «Иностранный язык»

Совместные учения требуют от военных способности обмениваться опытом с представителями других культур, что обеспечит долговременную готовность к профессиональной деятельности в условиях продолжающей глобализации.

Именно в процессе формирования иноязычной самостоятельности будущий военный приобретает умения и навыки, необходимые для осуществления самостоятельной, как учебной, так и профессиональной, деятельности независимо от условий ее осуществления; личностно значимые качества, которые будут являться «необходимым условием развития его потенциальных возможностей»; приобретает опыт решения учебных задач и творческой деятельности, рефлексии результатов.

Таким образом, особый интерес представляет иноязычная самостоятельность курсантов, которая в современных условиях является одним из факторов, влияющих на готовность выпускника военного вуза выдержать конкуренцию и занять достойное место не только в профессиональной среде, но и в международном сообществе.

Список используемой литературы

  1. Склярова О.Н. Формирование профессионально-образовательной среды при обучении курсантов неязыковых военных вузов иностранному языку [Текст]/О.Н. Склярова//Монография – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017. – 220 с.: ил.

  2. Безукладников К.Э. Лингвоинформационный подход к высшему иноязычному образованию: методика формирования лингводидактических компетенций / Безукладников Константин Эдуардович, Крузе Борис Александрович. – М. :LennexCorp, 2013.

  3. Военная дидактика : учебник. – 2-е изд., переработ. / под общей ред. В.Г. Михайловского. – М. : ИД «Куприянова», 2010.

  4. Гальская Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М. : Академия, 2005.

  5. Павлюкевич Л.В. Лингвометодическая самостоятельность будущего учителя иностранного языка // Педагогическое образование и наука. - 2011.

  6. https://science-education.ru

Просмотров работы: 331