Первоначально сведения, формируемые в бухгалтерском учёте, использовались для целей государственного управления, работы министерств и ведомств.
При переходе к рыночной экономике основными пользователями бухгалтерской информации стали собственники и менеджмент.
Реформирование отечественного бухгалтерского учёта направлено на формирование достоверных и доступных данных, раскрывающих особенности и профиль деятельности организаций, и систематизацию сведений, понятных для иностранных инвесторов [4,6,10].
Преобразования в сфере бухгалтерского учета в России осуществляются на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283.
Одной из главных целей реформирования бухгалтерского учета является - ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с поставленной целью главные задачи реформирования системы бухгалтерского учёта, определены следующим образом:
- формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
- обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.
Развитие рыночной экономики, социальные преобразования в стране обусловили необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета и отчётности к международным стандартам финансовой отчетности для понимания и адаптации в российской практике учёта [1]. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это система принятых в общественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности.
В свете происходящих преобразований современный бухгалтерский учёт решает следующие задачи:
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, которая необходима для внутренних пользователей бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, собственникам имущества организации, а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. Развитие рыночных отношений, повлияло на рост числа хозяйствующих субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью. Эти субъекты выступают объектом гражданских прав. Каждая организация представлена имущественным комплексом, который располагает необходимым имуществом для осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Имущество хозяйствующего субъекта включает здания, сооружения, машины, материалы, готовую продукцию, обязательства и др. Так как любая организация имеет в своём распоряжении большое количество имущества, которое находится в постоянном движении, необходимо иметь постоянную информацию о его состоянии и обязательствах, которые отражены в бухгалтерском учёте, с целью эффективного управления производственно-хозяйственной деятельностью организации.
2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Отечественный бухгалтерский учет имеет ряд особенностей: является сплошным и непрерывным во времени, строго документальным, использует специфические приемы и способы обработки учетных данных, применяет три вида измерителей, но обобщающим является денежный измеритель, организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.
Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.
Развитие финансового рынка, установление объёма международного капитала, международное разделение труда, выход российских организаций на международный рынок и привлечение иностранных инвестиций, потребовали качественных преобразований в организации бухгалтерского учета.
Стартом реформирования бухгалтерского учета в России можно считать разработку и внедрение в учетную практику Плана счетов 1991 г., утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. № 56.
В соответствии с этим Планом счетов в учетную практику были введены новые объекты учета (нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.). Существенно изменена методология учета многих объектов учета - основных средств, капитальных вложений, прибыли и убытков и др.
Большой вклад в реформирование бухгалтерского учета в России внесли следующие документы:
- положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 №43н);
- положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н).
Данные изменения позволили предприятиям выбирать варианты оценки и учёта соответствующих объектов учёта, вся ответственность за ведение бухгалтерского была возложена на руководителей организации. Так же организации получили право поручать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям и лицам, минуя бухгалтерию. На предприятиях бизнеса было разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира.
Немаловажные изменения произошли в составе, содержании, сроках и в адресах представления бухгалтерской отчетности, формы отчетности в значительной мере соответствуют международной практике, так же разрешена её публичность и доступность для любых сторонних пользователей.
Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее - индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность.
Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности [2,5].
В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учётом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО [3,7]. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.
Программой реформирования бухучёта в соответствии с МСФО был установлен широкий комплекс мероприятий по её практической реализации, начиная с разработки нормативной базы и мер по повышению квалификации специалистов по бухучёту и заканчивая организацией международного сотрудничества [8,9].
В последние годы процесс реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности значительно активизировался. Наиболее важные шаги на пути сближения с МСФО следующие:
1. принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;
2. утверждено Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»;
3. утверждены новые формы бухгалтерской отчетности на основании Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Вновь введённым Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. установлены:
1.Понятие, объекты, задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования.
2. Состав и цели законодательства по бухгалтерскому учету.
3. Способы регулирования и организации бухгалтерского учета.
4.Полномочия и ответственность главного бухгалтера, его взаимоотношения с руководителем организации, внешними лицами.
5.Правила документирования хозяйственных операций, формирования учетных регистров, хранения документации.
6. Правила оценки инвентаризации имущества и обязательств.
7. Порядок составления, утверждения и публикации бухгалтерской отчетности.
8.Особенности организации и ведения бухгалтерского учета, формирования и представления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.
Официальное вступление в силу МСФО в России автоматически активирует следующие требования: организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, т.е. начиная с отчетности за 2012 год, при этом консолидированная финансовая отчетность должна составляться в полном соответствии с МСФО, т. е. стандарты должны применяться непосредственно и во всех аспектах составления отчетности, включая выбор и применение учетной политики, определение состава группы, методов консолидации, правил признания, классификации и оценки статей, соблюдение структуры представления и требований по раскрытию информации.
Последние мировые финансовые кризисы заставили задуматься о необходимости новой экономической модели, которая могла бы защитить бизнес, инвесторов, сотрудников и общество от серии последующих все более глубоких кризисов, одной из главных причин которых является то, что многие компании делают выбор в пользу агрессивного и рискового бизнес - поведения для достижения краткосрочной выгоды. При этом долгосрочные задачи улучшения жизни общества просто игнорируются.
В значительной мере этому способствует и существующая модель финансовой отчетности, к которой в последнее время возникает много претензий, среди которых выделяют формирование ложного впечатления о компании у пользователей, потому что она отражает результаты прошлых событий, количественная и «только финансовая», и неадекватное отражение нематериальных активов - большинство нематериальных активов, созданных «внутри» компании, не проходят тест на признание активов в соответствии с МСФО и поэтому не показываются на балансе компании, и несостоятельность оценок по текущей стоимости - в период финансового кризиса и после него были высказаны большие сомнения в правомерности использования оценок по справедливой стоимости или по рынку, хотя это не совсем одно и то же.
Отмечается, что оценка по справедливой стоимости, по крайней мере, финансовых инструментов, приводит к усилению финансового кризиса.
Последние нововведения в сфере бухгалтерского учета касаются разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг. согласно Приказу Минфина РФ от 23.05.2016 г. Суть программы реформирования нормативных документов в сфере бухгалтерского учета касается разработки и внедрения совершенно новых стандартов бухгалтерского учета, к примеру документы и документооборот в бухгалтерском учете, аренда, финансовые активы и обязательства, реорганизация юридических лиц и прочие. И кроме того, будут внесены изменения в ранее действующие положения по бухгалтерскому учету, к примеру учетная политика организаций, учет государственной помощи и прочих.
В заключении хотелось бы отметить, что переход на международные стандарты финансовой отчетности может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия для компаний. Среди положительных аспектов - повышение прозрачности, увеличение возможностей для анализа их деятельности и облегчение доступа к международным рынкам капитала, а также улучшение сопоставимости показателей.
К отрицательным факторам внедрения МСФО можно отнести сложность перехода с РСБУ на МСФО, рост управленческих затрат на ведение параллельного учета по национальным и международным требованиям, а также трудности трансформации бухгалтерской отчетности и другие.
Главным аргументом в пользу перехода к составлению отчетности на основании МСФО для российских компаний является то, что такой переход должен стать важным шагом на пути обеспечения открытости и прозрачности российских компаний, снижения стоимости привлекаемых ими заемных средств, повышения их конкурентоспособности.
Вышеназванные проблемы, связанные с реформированием Российского бухгалтерского учета, требуют своего разрешения не только со стороны государственных органов, но и со стороны профессионального сообщества бухгалтеров, что и является, залогом успешной реализации реформы и преобразований в сфере бухгалтерского учета.
Библиографический список:
Николаева О.А. Международные стандарты финансовой отчетности: учебное пособие/ О.А. Николаева, Т.В. Шишкова. - Мск.: Ленанд, 2014.- 240 с.
Лытнева Н.А., Парушина Н.В. Развитие методического инструментария в управлении оценкой эффективности персонала // Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (32). С. 101-106
Лытнева Н.А., Парушина Н.В. Аффилированные лица: учет и отражение в бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. 2001. № 15. С. 3
Парушина Н.В., Руднев Р.В. Методика экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности строительной организации в целях подтверждения непрерывности развития // Аудитор. 2012. № 9. С. 47-54
Парушина Н.В., Сучкова Н.А., Губина О.В. Концепция профессиональной подготовки кадров для инновационной экономики на основе современных информационно-аналитических технологий, алгоритмов, методик и программ // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-5. С. 1112-1116
Парушина Н.В. Использование пояснительной информации в управлении и прогнозировании деятельности организаций // Аудитор. 2009. № 10. С. 13-25
Парушина Н.В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет. 2002. № 4. С. 46
Парушина Н.В., Лытнева Н.А. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы организации //Аудитор. 2012. № 9. С. 30-35
Региональное управление экономикой //Сибирская Е.В., Парушина Н.В., Лытнева Н.А., Строева О.А., Сухорукова О.А., Ершова И.Г., Ляпина И.Р., Илюхина Н.А., Боброва Е.А., Кыштымова Е.А., Ефименко И.С., Семенов С.Г., Климошенко М.И., Казора О.Л., Иванеева Е.В., Федорова С.Н., Гонюкова Е.В., Положенцева Ю.С. коллективная монография / под общей редакцией Сибирской Е. В.. Воронеж, 2010.
Суровнева А.А., Полянин А.В. Особенности функций и методов менеджмента в некоммерческих организациях // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 6 (41). С. 238-240.
7