Также понятие «учётная политика» может трактоваться как политика, проводимая государством, в области бухгалтерского и налогового учета [7]. То есть, на простом языке, учетная политика есть инструкция, созданная государством или конкретной организацией, с целью ведения учёта (бухгалтерского и налогового).
Чрезвычайно важным элементом учетной политики является наличие цели, в рамках которой она реализуется. Необходимость учётной политики связана с:
обеспечением получения достоверной информации о финансовом и имущественном состоянии предприятия;
обеспечением достоверности результатов предпринимательской деятельности, которые необходимы для всех пользователей финансовой отчётности с целью принятия соответствующих решений;
ведением бухгалтерского и налогового учёта с соблюдением принципов, установленных законодательством и конкретной организацией;
отображением фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском и налоговом учёте;
рациональным ведением налогового и бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Тем не менее, формирование целей учётной политики не ограничивается получением максимального эффекта от деятельности предприятия. Выделяют главную цель деятельности учётной политики [2] – это предупреждение нарушений в сфере экономической (финансовой) безопасности, в рамках которой ведется соответствующий бухгалтерский и налоговый учёт о состоянии национальной экономики, включающей в себя:
национальные интересы;
инновационное развитие;
уровень социального, политического и оборонного развития;
внутренние и внешние угрозы.
Как известно, на уровне законодательства в Российской Федерации впервые тематика экономической безопасности была раскрыта в законе № 2446-1 от 05.03.1992 г. «О национальной безопасности». Следует учитывать, что тогда речь шла о безопасности как общей категории. В настоящее время существует большое количество трактовок понятия «экономическая безопасность». Рассмотрим некоторые из них:
Борисов А.Б., автор первого словаря по экономической безопасности, интерпретировал последнее, с одной стороны, как создаваемые государством условия, которые гарантируют недопущения непоправимого ущерба от внешних и внутренних экономических гроз, с другой, предотвращение утечки государственной конфиденциальной информации, нарушения предпринимательской тайны» [3].
Доктор экономических наук, профессор Российской таможенной академии, Кочергина Т.Е. интерпретировала экономическую безопасность фирмы как «количественную и качественную характеристики фирм, которые отражают способность «самовыживания» в условиях возникновения внутренней и внешней угрозы» [5].
Королёв И.М., лидер объединения «Глобал – Безопасность», определял экономическую безопасность как «состояние предприятия, которое означает, что изменение каких-либо качеств, параметров принадлежащего данному предприятию имущества невелика» [4].
Таким образом, обобщив вышеперечисленные определения понятия «экономическая безопасность», можно сформулировать общее определение, а именно, экономическая безопасность есть состояние защищенность экономических интересов государства или конкретной организации от внешних и внутренних угроз с целью получения прибыли и устойчивого развития. Можно сказать, что экономическая безопасность есть ядро правовых и экономических условий хозяйствования, которые обеспечивают эффективное развитие государства и организации в настоящем и будущем.
Как известно, главным условием эффективного и стабильного развития любого государства и любой организации является наличие системы учёта, способная противостоять негативному влиянию внешних и внутренних факторов [8,9,10]. Были случаи, когда экономическая безопасность подвергалась влиянию экологических, экономических и демографических кризисов. Так, например, с 2008 по 2010 г. экономическая безопасность Российской Федерации была подвержена воздействию мирового экономического кризиса. В этот момент снизилась финансовая независимость государства как одно из проявлений экономической безопасности. В этот период создание учетной политики (бюджетного и налогового учёта) как элемента экономической безопасность суть главный процесс при проверке и обработке всех факторов хозяйственной жизни страны.
Экономическая безопасность включает в себя такие виды, как:
научно-техническую безопасность;
интеллектуальную безопасность;
информационную безопасность;
инвестиционную безопасность и т.д.
Тем не менее, важной основой в сфере экономической безопасность является бухгалтерская информация (информация бухгалтерского учёта, полезная руководству для принятия конкретных управленческих решений) [11,12,13].
Следует выделить источники угрозы экономической безопасности в рамках бухгалтерской информации:
несоблюдение требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации;
создание учётных регистров;
защита и хранение бухгалтерских и налоговых данных;
создание бухгалтерской отчётности;
руководящий состав и прочие кадры [1].
Рисками в экономической безопасности можно управлять, то есть выполнять систему мер, главной целью которой является снижение внешних и внутренних гроз. Структурное построение бухгалтерского учёта даёт возможность уменьшить внутренние и внешние риски экономической безопасности. Данное структурное построение находит свое отражение в учётной политике. Учётная политика есть основа бухгалтерского и налогового учёта [14,15,16].
Учётная политика есть внутренний контроль экономической безопасности, который определяет контроль, законность и рациональность ведения бухгалтерской и налоговой отчетности [17,19,20]. Под системой внутреннего контроля следует понимать совокупность мер, используемых руководством какой-либо организации в качестве средств, необходимых для эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности и снижения внутренних и внешних рисков данной организации [6].
Таким образом, можно выделить следующие операции в рамках учётной политики, используемых при предотвращении нарушений в сфере экономической безопасности [18]:
наличие внутренней службы аудита в организационной структуре экономической безопасности;
выделение должности внутреннего аудитора;
отражение в организационно-техническом аспекте учётной политики контроля хозяйственных операций, осуществляемых внутренним аудитором;
наличие положения о штабном подразделении экономической безопасности, в котором должны быть определены задачи внутреннего аудитора;
определения перечня (плана) и процедур проведения проверок отдельно по каждому сегменту экономической безопасности;
разработка внутренней управленческой отчётности, которая способствует эффективному контролю и отражению результатов экономической безопасности.
Таким образом, можно сделать вывод: слаженная система учётной политики (бухгалтерской и налоговой отчётности) позволяет:
вовремя определять проблемы организации;
предупреждать внешние и внутренние угрозы в кризисной ситуации;
обеспечивать эффективную деятельность организации;
составлять полную бухгалтерскую информацию в целях эффективного функционирования организации;
обеспечивать экономическую безопасность на уровне хозяйствующего субъекта.
Учётная политика способствует формированию бухгалтерской информации, что позволяет в свою очередь повысить уровень экономической безопасности и хозяйствующего субъекта.
Литература:
Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А., Власков В.А. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы. М.: Ось-89, 2007. -208 с.
Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: «Бухгалтерский учет» 2010. -308 с.
Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М: Книжный мир, 2003.-206 с.
Королёв М.И. Система экономической безопасности предприятия. М.: Маска, 2011. -353 с.
Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность Ростов н/Д.: Феникс, 2007.-438 с.
Максимов Д. А. Рыночная устойчивость, экономическая безопасность и инновационная стратегия предприятия в условиях трансформируемой экономики / Д. А. Максимов, М. А. Халиков // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 21
Нестерова Е.А., Балакирева Н.М., Гущина И.Э. Учетная политика — 2003: бухгалтерская и налоговая. Организационный, методический и технический аспекты. Учебное пособие. — М.: ФБК-Пресс, 2003. — 232 с.
Лытнева Н.А., Парушина Н.В. Развитие методического инструментария в управлении оценкой эффективности персонала // Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (32). С. 101-106
Лытнева Н.А., Парушина Н.В. Аффилированные лица: учет и отражение в бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. 2001. № 15. С. 3
Парушина Н.В., Баркова Т.А. Планирование аудита //Аудитор. 2003. № 2. С. 36-41.
Парушина Н.В. Системное представление бухгалтерской отчетности: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Российский государственный торгово-экономический университет. Москва, 2007
Парушина Н.В., Губина О.В. Особенности аудита ликвидности баланса коммерческих организаций //Аудитор. 2009. № 5. С. 17-23.
Парушина Н.В., Лытнева Н.А., Кулик И.О. Контроль управления эффективностью труда работников сферы предпринимательства: оплата труда //Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 6. С. 329-336. Парушина Н.В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет. 2002. № 4. С. 46
Парушина Н.В., Лытнева Н.А. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы организации // Аудитор. 2012. № 9. С. 30-35
Парушина Н.В. Методология экономического анализа развития субъектов малого и среднего бизнеса: практическая реализации и профессиональная подготовка кадров //Вестник ОрелГИЭТ. 2011. № 3 (17). С. 3-9.
Парушина Н.В., Баркова Т.А. Формирование корпоративной социальной отчетности в современных условиях //Вестник ОрелГИЭТ. 2010. № 4 (14). С. 12-19.
Парушина Н.В., Ефимина О.А. Управление оборотным капиталом предприятия на основе применения экономико-математических моделей //Научные записки ОрелГИЭТ. 2010. № 2. С. 149-152
Петренко И. Н. Безопасность экономического пространства хозяйствующего субъекта. М.: Анкил, 2005. -277 с.
Овчинникова О.А., Парушина Н.В. Трансформация отчетности для отражения интеллектуального капитала //Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 4 (126). С. 77-79
Региональное управление экономикой //Сибирская Е.В., Парушина Н.В., Лытнева Н.А., Строева О.А., Сухорукова О.А., Ершова И.Г., Ляпина И.Р., Илюхина Н.А., Боброва Е.А., Кыштымова Е.А., Ефименко И.С., Семенов С.Г., Климошенко М.И., Казора О.Л., Иванеева Е.В., Федорова С.Н., Гонюкова Е.В., Положенцева Ю.С. коллективная монография / под общей редакцией Сибирской Е. В.. Воронеж, 2010.
Учётная политика организации: шаг за шагом Кирилл Пляс – Петербургский правовой портал: Пб. 2015. - С.5.