ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Петрова С.Ю. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В жизни каждого ребенка с поступления в школу начинается новый период жизни. С уверенностью можно сказать, что с приходом в школу начинается социальная жизнь человека. Школьник – это первый социальный статус ребенка. Данный статус связан с новой системой требований, которые предъявляются ребенку, с совокупностью социальных обязанностей и прав. Ребенок должен ходить в школу, заниматься учебными предметами, делать на уроке то, что требует учитель, следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения.

Что же такое социальный статус? Социальный статус – положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями. С понятием социального статуса неразрывно связано понятие «социальная роль». Социальная роль – ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.

Выделяют следующие виды статусов: 1) Прирождённый статус (национальность, сословие, пол, раса). 2) Достижимый статус (президент страны, академик, генерал).

Т. Парсонс представил классификацию социальных ролей:

1. Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга, поэтому на эти роли лучше всего походит техники. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах, поэтому для исполнения этих ролей лучше всего подходят психологи.

2. По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).

3. Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.

4. Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей – роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу. К первым ролям имеют склонность техники. Ко вторым ролям – психологи.

5. Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель – ради общего блага, учёный – ради служения истине.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Известно, что младший школьный возраст рассматривается как сензитивный период для усвоения социальных норм и правил. Л. И. Божович отмечает, что младший школьный возраст – это период рождения социального «Я» ребенка. В концепции развития А. В. Петровского младший школьный возраст отнесен к этапу адаптации, в течение которого происходит усвоение социальных норм.

Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по своей функции деятельность – учебная деятельность. Их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками определяются теперь тем, как он выполняет свои новые, общественно значимые обязанности. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее характер его поведения, открывающее новые возможности развития его познания и сознания, его способностей, личности.

В школе возникает новая структура связей и отношений с действительностью, складывается новая форма событийности. Центральное место в новой событийности несомненно принадлежит учителю. Позиция Учителя принципиально отличается от позиции Воспитателя и Родителя. В глазах ребенка учитель выступает как полномочный представитель общества, вооруженный всеми средствами контроля и оценки, действующий от имени и по поручению общества. С приходом в школу отношения «ребенок – взрослый» разделяются на две системы отношений: «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Ведущая роль принадлежит структуре «ребенок – учитель», которая определяет все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к самому себе.

Система «ребенок – учитель» становится центром его жизни, от нее во многом зависят и благоприятные и неблагоприятные условия жизни ребенка. Учитель выступает для учащихся носителем общественного мнения, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися. Школа выполняет функцию обособления ребенка. Это обособление происходит в контексте социального содержания, где ребенок обретает свою социальную определенность. Иная функция и логика развития отношений в системе «ребенок – родитель». В новой жизни отец и мать, все близкие призваны помочь сыну или дочери успешно войти в школьную обстановку, освоить новые правила, овладеть новыми умениями и навыками. Ребенок нуждается в любви и поддержке родителей. Он ждет уважение к его новым обязанностям.

Свою линию развития имеют взаимоотношения младших школьников между собой.

Первоначально дружба среди детей основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, имеют общие увлечения и т.п.). Мнения и оценки сверстников не выступают еще критерием оценки самого себя. Главным для них является оценка их дел и поступков учителем. Учебная деятельность постепенно становится той формой совместности, на основе которой завязываются детские взаимоотношения: среди школьников возникают интересы, связанные с делами класса, с внеклассной работой, с общественной жизнью школы. Впервые возникает подражание сверстникам. Отношения между детьми в классе строятся преимущественно через учителя. Учитель выделяет кого-то из учеников как образец для подражания, он комментирует их суждения друг о друге, он организует их совместную деятельность и общение.

Для того, чтобы выявить социально – психологические отношения в группе, для определения статуса людей в группе, сплоченность в группе используются разные методы диагностики. Особое место среди этих диагностик занимает метод социометрических измерений или, как его ещё называют, социометрия.

С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Нами была проведения диагностика межличностных отношений учащихся 2 класса в МБОУ «CОШ №2» г. Чебоксары. Исследование проводилось следующим образом. Учащимся необходимо было ответить на вопрос «С кем бы ты хотел продолжить обучение, если бы вас перевели в другую школу?». Каждый ребенок имел право выбрать трех членов класса.

На основе ответов школьников составляют таблицу (Таблица 1), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в классе в системе межличностных отношений. Знаком “+” обозначен выбор.

Таблица 1

Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе таблицы составляется карта групповой дифференциации, которая состоит из четырех концентрически расположенных окружностей.

В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором – получившие более половины или половину максимального числа выборов; в третьем – менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.

На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками, а девочки кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в таблице.

Треугольники или кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.

Рис. 1. Социограмма

В социальной психологии принято обозначать положение личности в группе в следующих категориях:

“Звезда” – член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен. Однако, “звезд” в группе немного – 1-2, реже – 3-4 человека.

“Предпочитаемый” – член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.

“Оттесненный” – термин, обозначающий члена группы, получающего менее половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).

“Изолированный” – лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в IV зоне.

Из социограммы (Рис. 1.) видно, что статус «Звезды» имеют 2 человека, статус «Предпочитаемый» – 4 человека, «Оттесненные» – 21 человек, «Изолированные» – 4 человека.

Вывод. Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, “Звезда” умеет устанавливать контакт с одноклассниками. “Популярные” часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.

В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.

Причин непопулярности также может быть немало. В одних случаях – это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих одноклассников. В других – бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.

Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два – три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.

Использованная литература:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. [и др.] : Питер, 2008. – 398 с.

2. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.

3. Кравченко, А. И. Основы социологии. Учебное пособие / А. И. Кравченко. – М., 1999.

4. Фридман, Л. М. Психология для детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480 с.

5. Эфендиев, А. Г. Основы социологии. Курс лекций / А. Г. Эфендиев. – М., 1995.

Просмотров работы: 2420