С целью изучения основных тенденций развития сферы среднего общего образования в Республике Мордовия, необходимо проанализировать показатели, характеризующие развитие данной сферы.
Первым показателем, характеризующим развитие сферы образования в регионе, является число общеобразовательных организаций (таблица 1) [1].
Т а б л и ц а 1 – Число общеобразовательных организаций на начало учебного года (без вечерних общеобразовательных организаций) в Республике Мордовия
Показатель |
2010/ 2011 учебный год |
2011/ 2012 учебный год |
2012/ 2013 учебный год |
2013/ 2014 учебный год |
2014/ 2015 учебный год |
2015/ 2016 учебный год |
Общеобразовательные организации |
453 |
439 |
419 |
404 |
378 |
371 |
Государственные и муниципальные общеобразовательные организации |
453 |
439 |
419 |
404 |
378 |
371 |
По данным таблицы видно, что число общеобразовательных учреждений, в которых возможно получение среднего общего образования по итогам прохождения предшествующих образовательных ступеней, подвергается сокращению в последние годы. При этом частный сектор в данной сфере не развивается, то есть все общеобразовательные учреждение государственные и муниципальные.
Кроме числа учреждений важным является показатель, характеризующий численность обучающихся (таблица 2) [1].
Т а б л и ц а 2 – Численность обучающихся общеобразовательных
учреждений в Республике Мордовия
Учебный год |
Численность обучающихся общеобразовательных учреждений (на начало года; тысяч человек) |
2010/2011 |
69,0 |
2011/2012 |
69,0 |
2012/2013 |
67,9 |
2013/2014 |
67,4 |
2014/2015 |
67,9 |
2015/2016 |
68,8 |
Численность обучающихся общеобразовательных учреждений к 2014-2015 учебному сократилось на 1,1 тысяч человек, что абсолютно соотносится с сокращением числа учреждений, предоставляющих услуги общего образования. Однако, несмотря на дальнейшее снижение предыдущего показателя, за последний учебный год число обучаемых не коррелировало с ним и повысилось на 0,9 тысяч человек. Это объясняется в первую очередь выпуском классов, ученики которых были рождены в период демографического кризиса в России и прихода школьного возраста детей, рожденных в уже более благоприятный демографический период.
Важно исследовать наполняемость классов на различных этапах общего образования (таблица3) [1].
Т а б л и ц а 3 – Средняя наполняемость классов в общеобразовательных организациях (в среднем на один класс, человек) В Республике Мордовия
Показатель |
2015/2016 учебный год |
Всего |
14 |
1-4 классы |
14 |
5-9 классы |
14 |
10-11 классы |
13 |
Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях – 14 человек. Такая же наполняемость наблюдается в классах начального и основного общего образования. В 10 и 11 классах средняя численность меньше – 13 человек. Это объясняется выбором большинства выпускников девятых классов продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования, а не в 10 классе.
Отследить долю обучающихся в 10-11 классах можно с помощью изучения данных о выданных аттестатах основного общего образования и среднего общего образования (таблица.4) [1].
Т а б л и ц а 4 – Выпуск обучающихся общеобразовательными организациями в Республике Мордовия
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Выпуск обучающихся с аттестатом об основном общем образовании, тысяч человек |
8,2 |
7,3 |
6,5 |
6,5 |
6,4 |
Выпуск обучающихся с аттестатом о среднем общем образовании, тысяч человек |
4,3 |
3,6 |
4,5 |
4,1 |
3,4 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод: выпуск обучающихся с аттестатом об основном общем образовании превышает число обучающихся с аттестатом о среднем общем образовании.
В среднем 52 % учеников за анализируемый период после 9 класса продолжают обучение в школе и получают среднее общее образование. Оставшаяся часть, покидая школу после 9 класса, поступает в учреждения среднего профессионального образования или заканчивают процесс обучения в целом, лишаясь возможности получения высшего образования. В то же время, происходит сокращение числа выпускников с аттестатом о среднем общем образовании от общего числа выпускников с аттестатом об основном общем образовании.
Значимую роль в процессе получения среднего общего образования и прохождения обязательных предшествующих ступеней играет педагогический состав.
Учитель – ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений (учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.
В таблице 5 представлена динамика численности учителей в школах Мордовии [1].
Т а б л и ц а 5 – Численность учителей в общеобразовательных организациях Республики Мордовия
Год |
Численность учителей в общеобразовательных организациях, тысяч человек |
2010/2011 |
7,3 |
2011/2012 |
6,9 |
2012/2013 |
7,0 |
2013/2014 |
6,9 |
2014/2015 |
6,9 |
2015/2016 |
6,9 |
За рассматриваемый период численность педагогов в общеобразовательных учреждениях сократилась на 0,4 тысяч работников, что связанно с сокращением численности обучающихся.
Проведенный анализ показал, что развитие в сфере общего образования в Республике Мордовия не всегда однородно. Сложно выделить очевидные однозначные тенденции, характеризующие отрасль в целом, так как основные показатели, характеризующие сферу образования, не всегда коррелирует между собой.
Однако в общем и целом, исходя из анализа представленных данных, можно заключить о позитивной динамике отдельных показателей, влияющих на развитие общего образования. Так же, очевидна тенденция к стабилизации и устойчивости в исследуемой сфере.
Библиографический список
1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по республике Мордовия [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа : http://mrd.gks.ru/
ANALYSIS OF THE SITUATION IN THE FIELD OF GENERAL EDUCATION IN REPUBLIC OF MORDOVIA
MukhinaYu.V..
4th year student of economic faculty field of training 38.03.04 «State and municipal management»
e-mail: yuliya.mukhina.07@gmail.com
Ogarev Mordovia State University
Saransk
The article reflects the situation in the field of educational development in the Republic of Mordovia. The 6 years dynamics of the key indicators for this sector. The author reveals basic problems and trends.Key words: education, basic general education, primary school education, educational institutions, students.