Конечно, далеко не в каждом учебнике курса биологии встречается тема о поведении животных. Но в некоторых учебниках (например, под ред. Пономаревой И.Н.) предусмотрена тема «Поведение животных». Именно в рамках этой темы необходимо обратить внимание детей на такую важную проблему городов как бродячие собаки.
Цели урока:
образовательные – формирование представлений о поведении бродячих собак;
развивающие - развитие умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, умений анализировать и оценивать свою работу;
воспитательные – формирование чувства ответственности, формирование гуманного, ценностно-нравственного отношения к бродячим собакам.
Задачи урока:
1) Закрепить у учащихся систему знаний об основных формах поведения животных на примере бродячих собак и значении приобретённых форм индивидуального поведения, позволяющих особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной среды.
2) Научить школьников различать типы поведения животных, используя свои знания при работе с конкретными биологическими объектами.
3) Развить умения последовательно излагать и пользоваться полученными знаниями в процессе изложения материала.
4) Раскрыть проблему бездомных животных на улицах города и ее решение с помощью гуманного отношения человека к животным.
5) Показать влияние животных на экологию города.
Планируемые результаты:
Личностные: формируется ценностно-нравственное отношение к бродячим собакам.
Метапредметные: развиваются умения делать выводы.
Предметные: учащиеся смогут назвать основные типы бродячих собак, их опасность и значение для человека.
В начале такого урока для обучающихся дается небольшая вводная историческая часть, где учитель сообщает о том, как и когда впервые одомашнили собак, и как они, в настоящее время, всё чаще попадают на улицу. Обучающимся необходимо дать сведения о биологических особенностях бродячих собак, а также об их поведенческих отличиях от своих домашних собратьев. Предлагается оформление основных типов бродячих собак в таблицу (тип/основные характеристики), для большей наглядности, а также для анализа всех типов в целом, чтобы в результате выявить, какой тип представляет наибольшую опасность для человека. Также на уроке обращается внимание обучающихся на то, что же такое агрессия и как она проявляется у бродячих собак. В настоящее время учеными выделяются более 9 типов агрессии бездомных животных, но достаточным будет изучение только тех типов, что направлены на человека.
Для закрепления полученных знаний обучающимся предлагается командная работа с инструкционными карточками. Например,
Карточка №1:
Как вы понимаете высказывание «Заботливое отношения к животным убережёт город от бездомных животных и проблем связанных с этим?» Докажите на примерах
Что такое Агрессия? Приведите примеры из своих наблюдений за жизнью животных.
Домашним заданием может быть любое творческое задание: сочинение от любой бродячей собаки на тему «Мои друзья, враги, соседи», викторина, загадки, интересные вопросы.
Таким образом, в ходе данного урока у обучающихся складывается гуманное отношение к бродячим животным. Они осознают, что с бездомностью животных нужно бороться, но только именно с бездомностью, а не с животными.
Список использованной литературы:
1. Рыбалко В.А. Проблема бездомных животных. Цикл статей. [Электронный ресурс] - http://feralan.narod.ru/contentcad1.html
2. Снегирёв C. И., Мистер Д. А. Закономерности пространственного распределения вида Сanis familiaris L . в условиях крупного промышленного города и обоснование норм изъятия бродячих бездомных собак из состава популяции // Аграрная наука — сельскому хозяйству:сборник статей: в 3 кн. / IV Международная научно-практическая конференция (5-6 февраля 2009 г.). Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. Кн. 3. С 368 - 372.
© Н.А. Кошутина, 2017