В статье мы рассмотрим возможные варианты последствий ПИИ на экономики стран БРИКС. Как известно, БРИКС является аббревиатурой ассоциации пяти основных развивающихся национальных экономик: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Группа была первоначально известна как «БРИК» перед включением Южной Африке в 2010 году. Члены БРИКС – это, как правило, развивающиеся или новые индустриальные страны, отличающиеся своими большими, быстро растущими экономиками и значительным влиянием на региональных и глобальных рынках. Все пять участников БРИКС – члены G-20. Для начала обратимся к статистическим данным ЮНКТАД, для того, чтобы определить и обозначить уровень зарубежного инвестирования в страны БРИКС.
Таблица 1. Прямые иностранные инвестиции стран БРИКС, млн долл. США, 2008–2015 гг.
Страна |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Бразилия |
45058,2 |
25948,6 |
83749,0 |
96152,4 |
76098,0 |
53059,7 |
73085,5 |
64647,9 |
Китай |
108312,0 |
95000,0 |
114734,0 |
123985,0 |
121080,0 |
123911,0 |
128500,0 |
135610,0 |
Индия |
47102,4 |
35633,9 |
27417,1 |
36190,5 |
24195,8 |
28199,4 |
34582,1 |
44208,0 |
Россия |
75855,7 |
27752,3 |
31668,0 |
36867,8 |
30187,7 |
53397,1 |
29151,7 |
9824,9 |
ЮАР |
9209,2 |
7502,1 |
3635,6 |
4242,9 |
4558,8 |
8300,1 |
5770,6 |
1772,4 |
Источник: составлена автором, данные ЮНКТАД// Электронный ресурс. Режим доступа: http://unctad.org/
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что страны БРИКС пользуются популярностью среди иностранных инвесторов. Они привлекают инвесторов различными факторами и условиями. Прежде всего, эти страны – кладезь мировых трудовых и сырьевых ресурсов. Наряду с общими условиями, повышающими популярность стран БРИКС среди иностранных инвесторов, есть еще одно: международные инвесторы учитывают динамичное экономическое развитие, гарантирующее возврат вложенных средств и стабильную доходность. Безусловно, иностранный капитал оказывает влияние на состояние национальной экономики страны.
Широко распространено мнение о том, что ПИИ положительно сказываются на экономическом развитии страны и служат мощным рычагом на пути укрепления национальной экономики. ПИИ для принимающих стран являются не просто финансовыми потоками, а возможностью повысить качество жизни населения и в целом уровень благосостояния страны. Для стран БРИКС привлечение иностранных инвестиций является одной из наиболее важных и стратегически важных задач. Однако важно отметить, что последствия ПИИ могут носить как положительный, так и отрицательный характер для экономики страны-реципиента.
Существуют две альтернативные концепции, подхода к определению последствий ПИИ на экономику страны: первая делает упор на том, что иностранные инвесторы наращивают капиталовложения в производство, что в условиях конкуренции со стороны местных фирм приводит к увеличению производительности труда. Во второй концепции большое внимание уделяется тому, что ПИИ могут оказывать потенциально разрушительное воздействие, которое некоторые иностранные инвесторы могут оказать на национальные экономики в случае отсутствия конкуренции со стороны местных производителей. Безусловно, обе этих точки зрения имеют право на существование, т. к. обе располагают определенными аргументами в свою защиту (см. рис. 1).
Рис. 1 Два подхода к оценке последствий ПИИ на национальную экономику страны-реципиента
Источник: Сухарева О. И., Юсупова Н. Н. “Компрессор” для экономики — эффекты притока прямых иностранных инвестиций // Банковское дело. — 2013. — № 4. — C. 30–38.
Итак, самое распространенное и популярное мнение в отношении ПИИ заключается в том, что они выступают в роли дополнительного источника капитальных вложений в производственный потенциал страны. Иностранный капитал увеличивает и пополняет собственные источники принимающей страны, тем самым увеличивая ее производственную мощность и способность производить большее количество товаров и услуг. Иностранный инвестор, осуществляя свою деятельность, финансирует деятельность предприятия, что в свою очередь положительно влияет на кредитную сферу страны-реципиента. Это вызывает понижение процентной ставки банковских кредитов и служит еще одним стимулом к внутренним инвестициям. Однако здесь есть и ряд негативных факторов. В основном прямое инвестирование тесно связано с проникновением ТНК в экономику страны. Зачастую ТНК развивают в принимающей стране те отрасли, которые выгодны им, но не те, которые были бы выгоднее стране. Если речь идет о крупной и устойчиво развивающейся компании, то она, на правах монополии, полностью захватывает ту или иную отрасль, злоупотребляя своим положением. Если ТНК производят ПИИ в наиболее привлекательную для них отрасль, туда же будут направленные и многие другие инвестиционные потоки различных местных компаний и внутренних инвесторов. Последствия такой деятельности могут быть непредсказуемыми. Возможно, это может привести к эффекту так называемой «голландской болезни», когда реальный курс национальной валюты укрепляется из-за переизбытка инвестиций в отдельном секторе экономики1. Все это оказывает негативный эффект на экономическое развитие страны.
Поэтому очень важно со стороны принимающей страны грамотно и четко сформулировать соответствующее законодательство, чтобы избежать подобного развития сценария и защитить отечественных производителей. Еще одним следствием осуществления ПИИ является передача эффективных методов управления. В процессе прямого инвестирования управленческий персонал отечественных компаний перенимает опыт иностранных специалистов-управленцев. Прежде чем давать оценку последствиям передачи опыта, следует учесть многие факторы: это и законодательная и налоговая системы страны, ее национально-культурная среда, особенности ее развития, менталитет, образовательный уровень и соответствующее технологическое развитие. Если перенимаемые методы в корне не подходят под условия, сложившиеся в принимающей стране, то результат может быть непредсказуем. В лучшем случае они просто не сработают, а в худшем – нанесут мощнейший урон на существующее производство и разрушат сложившуюся систему. Страна-реципиент может быть просто напросто не готова к серьезным изменениям, что может полностью разрушить институциональную систему, особенно если в этом принимают активное участие ТНК. Так же, в процессе инвестирования происходит передача новых технологий из страны-донора в принимающую страну. Привлечение иностранного капитала, вовлечение дополнительных ресурсов в национальное производство способствует смене типа развития производства в стране-реципиенте. Страны группы БРИКС развиваются по экстенсивному типу развития. После того, как в страну прибывает иностранный капитал и вместе с ним новые передовые технологии и инновации, на смену экстенсивному типу развития приходит интенсивный, когда увеличение объемов производства и наращивание производственных мощностей происходит за счет внедрения технологий высокого уровня. Однако и здесь есть обратная, отрицательная сторона. Вследствие передачи технологий из одной страны в другую может развиться технологическая зависимость от иностранных инвесторов. В принимающей стране пропадает необходимость национального технологического развития и разработок в сфере НИОКР, т.к. у отечественных исследовательских центров пропадает стимул к разработкам и внедрению новых технологий в производство. Чаще всего ТНК, следуя своей стратегии и задачам, всячески способствуют созданию условий оттока умов в пользу страны-донора.
Одним из следствий осуществления ПИИ является создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, качества социальной инфраструктуры в стране и влияет на общий уровень благосостояния населения. Со стороны как иностранных, так и местных предприятий наблюдается повышенный спрос на квалифицированную рабочую силу, что в свою очередь оказывает положительное влияние на уровень заработной платы. Конкуренция между работниками в данном случае положительно сказывается на общей картине и оказывает положительный совокупный эффект на качество труда. Однако и здесь есть один очень важный момент. В случае большой разницы между стоимостью квалифицированного труда в стране-реципиенте и стране-доноре, приток ПИИ может привести к увеличению социального неравенства из-за разных уровней заработной платы. Помимо этого, ПИИ оказывают значительное влияние на платежный баланс страны. Говоря о краткосрочной перспективе, можно с уверенностью отметить положительное влияние. Но в долгосрочном периоде возможна явная или скрытая репатриация капитала, а иногда и товарные потоки могут создать вокруг объекта ПИИ серьезные негативные последствия, путем оказания давления на него. Хотелось бы отметить, что если инвестиции осуществляются в отрасль машиностроения, то говорить о положительном влиянии ПИИ на платежный баланс нельзя. Причиной этому служит высокая доля импортных ресурсов и сырья, которые используются при производстве продуктов машиностроения.
Подводя итоги, обратимся к исследованиям воздействия ПИИ на экономику стран-реципиентов, проведенным ведущими учеными ЮНКТАД и ОЭСР, которые определяют положительное влияние ПИИ на экономику принимающей страны только при наличии грамотной политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций.При отсутствии такой программы и продуманной инвестиционной политики взаимодействия с прямыми иностранными инвесторами, осуществляющими финансовые вложения в страну, приток ПИИ может крайне негативно повлиять как на международную конкурентоспособность страны, так и на перспективы ее дальнейшего экономического роста.
Список использованных источников
1. Матраева Л.В., Ерохин С.Г. Прямые иностранные инвестиции в современной мировой экономике, - М.: Дашков и К. – 196 с.
2. Матраева Л.В., Филатова Ю.М., Ерохин С.Г. Иностранные инвестиции: учебник - 2014 с. 44.
3. Сухарева О. И., Юсупова Н. Н. “Компрессор” для экономики — эффекты притока прямых иностранных инвестиций // Банковское дело. — 2013. — № 4 — C. 30–38.
4. БРИКС Совместная статистическая публикация. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/BRIKS_RUS.pdf
5. Сайт ЮНКТАД// Электронный ресурс. Режим доступа: http://unctad.org/
6. Сайт Международного Валютного Фонда// Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.imf.org/
1 Матраева Л.В., Филатова Ю.М., Ерохин С.Г. Иностранные инвестиции: учебник - 2014 с. 44.