В настоящий момент имеется много научных работ по проблеме эмпатии, но сам термин многозначен. Термин «эмпатия» пришел в психологическую науку из философии и в буквальном смысле означал процесс вчуствования. Американский психолог К.Роджерс называет эмпатию способом существования с другим человеком.
В советскую психологию это понятие введено в 70-х годах 20 века отечественным психологом Т.П. Гавриловым.
К.Роджерс исследовал педагогическую эмпатию и выделил положительную роль в воспитании и обучении детей. Другой психолог С.Б.Борисенко также выделяет значительную роль эмпатии в педагогических целях. Отечественный психолог Р.Б.Карамуратова в своих трудах описывает оценочную педагогическую эмпатию.
По результатам недавних исследований в 2015, 2016 годах, проведенных Т.А. Ахрямкиной, М.В. Манаковой, А.В. Хоботой и Н.А.Фоминой свидетельствуют о необходимости развития эмпатии будущих педагогов.
Эмпатия как способность человека понимать внутренний мир, эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему, значимое качество спортивного педагога, поскольку она облегчает процесс обучения и делает его индивидуальным. Действительно, понимание и сопереживание эмоциональному фону ребенка, понятие его настроения на предстоящий урок, отношения к педагогу помогает спортивному педагогу найти и применить соответствующий ребенку прием обучения. Эмпатия оказывает положительное влияние на взаимоотношения спортивного педагога с учащимися, родителями, коллегами. В настоящее время таких исследований недостаточно.
Представляется, что развитие профессиональных компетенций спортивных педагогов тесно взаимосвязано с уровнем развития у них эмпатии. Представляется, что уровень развития эмпатии у студентов может сильно различаться, что может оказывать отрицательное влияние на формирование ряда профессиональных компетенций.
В силу этого представляется актуальным проведение исследований по данной проблеме.
Список литературы.
Ахрямкина Т. А. Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом вузе :Автореф. дис. ... канд. наук. — Самара, 2003.
Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2006. – 494с.
Видякин М.В. Начинающему учителю физкультуры. – Волгоград: Учитель, 2004. – 154 с.
Карамуратова, Р. Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: Автореф. дис. ... канд. наук. — Алма-Ата, 1984.
Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс.-М., 1994
Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2013. – 368с.