ЭТИКА ТРЕНЕРА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭТИКА ТРЕНЕРА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дубинкина Ю.А. 1
1Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцинa
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Спортивная деятельность всегда сопровождается разногласиями и конфликтными ситуациями. Соревнования являются неотъемлемой частью спортивной деятельности. Высокая конкуренция между участниками соревнований нередко является источником разногласий среди команд, болельщиков, спортсменов, тренеров, судей и спортивных организаций. Конфликты в спорте бывают разного масштаба от мелких между членами команд до разногласий между государствами.

Одним из главных источников конфликтов в спорте является нарушение правил честной конкуренции, которое может быть, как неумышленным (связанное, например, с некомпетентностью арбитра), так и умышленным действием, направленным против других участников конкурентных отношений. Желание опередить соперников любыми методами заставляет отдельных спортсменов, тренеров, менеджеров и букмекеров прибегать к методам недобросовестной конкуренции, под которыми понимают поведение неэтичного характера, связанное с нарушением обычаев и традиций в спорте.

Недобросовестная конкуренция появилась в спорте очень давно; некоторые ее формы известны еще со времен античности. История знает немало случаев подкупа судей и соперников, сговоров участников состязаний и обмана зрителей, применения различных уловок с целью облегчения победы над соперником.

В современной спортивной практике используется большой набор методов недобросовестной конкуренции. Они чрезвычайно разнообразны в своих проявлениях и применяются везде, где имеется возможность каким-либо образом (прямо или косвенно) повлиять на своего соперника.

Можно выделить следующие методы недобросовестной конкуренции:

Допинг. В процессе развития соревновательной деятельности было установлено, что резервы человеческого организма используются, даже в моменты наивысшего напряжения, далеко не полностью. Поэтому тот спортсмен, которому удается каким-либо способом задействовать эти резервы, получает преимущество перед другими участниками соревнований.

Сговор. Суть данного метода – для достижения нужного результата следует вступить в переговоры с соперниками, арбитрами или букмекерами. В большинстве случаев в сговор вступают те соперники, которых устраивает определенный исход.

Коммерческий подкуп. Коммерческий подкуп – это серьезное экономическое правонарушение, которое можно квалифицировать как введение в заблуждение зрителей и злоупотребление их доверием (мошенничество), а также как взяточничество. Данные правонарушения характерны не только для отдельных атлетов, арбитров, национальных лиг, спортивных ассоциаций, но и международных спортивных федераций и даже самого МОК.

Силовые методы воздействия. Разновидностью методов недобросовестной конкуренции, является силовое давление. Имеются различные варианты оказания силового давления на соперника – начиная от самых мягких (так называемых «игровых» столкновений), до самых агрессивных.

Все формы нечестной конкуренции крайне вредны и разрушительны для спорта. Каждая победа спортсменов, добытая с помощью сомнительных с точки зрения морали и права методов, наносит удар по престижу спорта, имиджу, именам спортсменов и сборных команд.

При использовании методов недобросовестной конкуренции искажается весь смысл спортивного состязания, уходит на задний план принцип честного, соперничества. Спорт из арены честной и бескомпромиссной борьбы превращается в заурядное и неприглядное зрелище, и, следовательно, сам становится источником конфликтных ситуаций.

Прежде чем рассматривать этику тренера, на мой взгляд необходимо раскрыть сущность некоторых понятий.

Этика – философская наука, изучающая общие законы развития моральных отношений и представлений, формы морального сознания и регулируемую посредством их нравственную деятельность людей, объектом изучения которой является мораль.

Мораль – это форма общественного сознания, регулирующая поведение людей посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения.

Нравственность - это область субъективно индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности, когда общественные требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение действовать в соответствии с существующими моральными нормами.

Итак, этика - это наука, объектом которой является мораль; мораль - форма общественного сознания со строго фиксированными общественными нормами поведения, а нравственность – это субъективизированная форма усвоения морали и проявления.

Для лучшего раскрытия понятия этики тренера рассмотрим следующие термины: педагогическая этика, педагогическая мораль и педагогическая нравственность. Этика тренера включает в себя вышеперечисленные понятия.

Педагогическая этика - это относительно самостоятельный раздел науки. Она изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов универсальной общественной морали в сфере педагогического труда и обосновывает специфические принципы педагогической морали, раскрывает ее функции, особенности содержания этических категорий. Кроме того, педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в педагогической среде.

Педагогическая мораль - форма общественного сознания педагогических работников как социально- профессиональной группы, регулирующая поведение людей в сфере педагогической деятельности посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения.

Педагогическая нравственность – это область субъективно-индивидуальной деятельности педагога, сфера его моральной свободы, когда социально- профессиональные требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества специалиста, внутреннего самопринуждения, благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение действовать в соответствии с существующими педагогическими моральными нормами.

В педагогической морали есть два типа моральных требований:

  1. моральные требования, выработанные обществом в течение многих веков, относящихся к моральным качествам педагога или тренера (его отношение к обществу, к профессии, ученикам и их родственникам, коллегам).

  2. Моральные традиции и нормы, возникшие в сфере профессиональной деятельности. Их появлению способствует то, что социально обусловленные цели через практические действия сплачивают преподавателей в коллективы, вызывают общность их интересов, реализовывать которые можно только в результате объединённых усилий, слияния или, если это необходимо, подчинения личных интересов интересам всех участников педагогического труда.

В педагогической морали отражаются нравственные отношения, пронизывающие все стороны деятельности преподавателей, тренеров. Педагогическая мораль возникла как объективная необходимость корректирования поведения преподавателей в рамках педагогической деятельности. В профессиональных учебных заведениях это положение вытекает из стремления общества охранять духовный и физический мир учащихся, которые из-за отсутствия жизненного опыта и физических сил могут стать жертвой несправедливости со стороны взрослых. Кроме того, в педагогической морали существует требование оберегать авторитет педагога как важнейшее условие успешной работы учебного заведения (спортивной школы). Следовательно, в ней закрепились те нормы и правила, без которых невозможен учебно-воспитательный процесс и нормы, поддерживаемые силой традиций и спецификой педагогического труда.

Для плодотворной работы с обучаемыми, педагог должен обладать этическими знаниями.

Этические знания являются базовым структурным элементом нравственного сознания личности, они определяют его содержание и направленность.

Нравственное сознание - осознание людьми норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности. Профессиональная педагогическая этика рассматривает нравственное сознание педагога как совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств и потребностей, отражающих моральные отношения в сфере профессионально - педагогической деятельности. Структурный элемент нравственного сознания- этические знания. Этические знания- это распространенные мнения и суждения о моральных идеалах, личностных образцах, принципах, качествах и нормах, регулирующих поведение людей в обществе.

Существенными элементами этических знаний профессионально-педагогического работника являются осознание им моральных ценностей и осмысление того, как эти ценности воспринимаются другими людьми. Понимание тренером моральных основ профессиональной педагогической деятельности и сущности таких моральных ценностей как добро, справедливость, долг и честность формируется в соответствии с моральными установками общества.

Педагогическую деятельность относят к тем видам деятельности, для которых содержание и характер отношений между её участниками являются залогом её успеха. Воспитательное влияние спортивного педагога определяется теми отношениями, которые сложились с учениками: у одних -ученики открыты и правильно реагируют на требования, у других - наблюдаются конфликты, замечания вызывают возражения.

Педагогическое влияние может быть успешным только в том случае, если рассматривать воздействие педагога как взаимодействие, а основным средством влияния является общение с учениками при организации различных видов деятельности.

Виды конфликтных ситуаций в спортивно-педагогической деятельности:

  • конфликты учебно-тренировочной деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником тренировочных заданий;

  • конфликты поведения, возникающих по поводу какого-либо поступка ученика;

  • конфликты отношений, возникающие на эмоциональном уровне в сфере спортивно-педагогического взаимодействия.

Педагогические конфликты имеют и свои особенности. Суть их сводится к следующему:

  • участники конфликтов имеют различный социальный статус тренер - ученик, чем определяется их разное поведение в конфликте;

  • разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

  • профессиональная позиция тренера в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, так как ошибки порождают новые ситуации, в которые могут быть включены другие ученики.

Содержание ситуаций и конфликтов с учениками изменяется в разные возрастные периоды психологического и физического развития.

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение тренера к самому себе, к спортивно-педагогическому труду, к спортсменам и другим тренерам.

Этический кодекс педагога.

В отношениях с родителями:

• Отношения тренера с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей;

• Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к спортсменам;

• В общении с родителями недопустимо обсуждение спортсменов команды и их родителей.

В отношениях со спортсменами:

• Тренер в своей работе не должен унижать честь и достоинство спортсменов ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

• Тренер должен адекватно оценивать деятельность и поведение спортсменов.

В отношениях с коллегами:

• Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;

• О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо. Не стоит ни с кем обсуждать профессиональные и личностные качества коллег.

Спортивная школа – не место для сплетен;

• Любая критика, высказанная в адрес другого тренера, должна быть объективной и обоснованной;

• В решении конфликтных ситуаций применять конструктивные методы, не унижая свое достоинство и достоинство партнера.

Таким образом, соблюдение педагогического этикета помогает укреплению авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в спортивном и педагогическом коллективе.

Предупреждение конфликтов предполагает снятие источников, причин и условий их возникновения с помощью мер воспитательного характера. Пересечение достигается применением каких-либо организационных мер, конкретных педагогических санкций. Под разрешением конфликта понимается нормализация взаимоотношений между спортсменами на основе сближения их мотивационных устремлений. Этика тренера играет немалую роль в предотвращении конфликтов.

Среди тренерского состава встречается разное отношение к конфликтам. В частности, есть две крайние позиции. Первая - ее сторонники недооценивают возможности отрицательных последствий острых конфликтных ситуаций, их влияния на взаимоотношения, общую атмосферу в команде. Сторонники другой позиции проявляют излишнюю боязнь конфликтов, стремятся любой ценой смягчить противоречия, удовлетворить любое требование во избежание обострения противоречий. Обе эти крайние позиции дают не лучший результат. Наиболее целесообразная стратегия по отношению к конфликтам заключается не в стремлении избежать их любой ценой, а в умении обратить их по возможности на пользу группы, тем более, что разногласия бывают часто и весьма конструктивными.

Практика подтверждает, что спортивный педагог вовлекается почти в каждый значительный конфликт в коллективе или команде, или в качестве участника, или судьи, задачей которого является регулирование образовавшейся ситуации. Очевидно, что стратегия и тактика его поведения в такой ситуации, поиск и выбор оптимального решения, играют весьма существенную роль как в общем совершенствовании психологической атмосферы и регулировании отношений конкретных людей, так и в укреплении своего авторитета.

Предельно важно, чтобы спортивный педагог не только сам не был источником конфликта с отрицательной направленностью, но и прежде всего умел правильно их преодолеть, если они возникнут в команде.

Таким образом, в результате анализа научно-методической литературы и практики было выяснено, что этика тренера играет огромную роль в разрешении конфликта, потому что спортивный педагог вовлекается в большинство противоречий.

Просмотров работы: 1602