ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Белоусова Т.К. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях обострения общественных противоречий сегодня возрастает роль семьи как фактора выживания, защиты и развития человека, его социализации. Семью признают в международных документах основной средой и естественной ячейкой общества. Однако в современных условиях семья переживает внешние и внутренние противоречия, которые не всегда может правильно решить, вследствие чего в ней возникают конфликты и проблемы, обусловливающие ее кризис. Фактически на сегодня много семей оказались не способны выполнять свои разнообразные функции и обязанности в обществе. Как результат  серьезные проблемы в семейном воспитании, разводы, факты ухода детей из семьи, насилие и жестокое обращение в семье, нарушение одними членами семьи прав других членов семьи, девиантное поведение и агрессия детей, уход их в «виртуальный мир» и т.д., что обуславливает ее неблагополучие для полноценного воспитания и развития ребенка.

Большинство авторов (Б.Н. Алмазов, Беличева С.А. Буянов М.И.М.А. Галагузова, В.М. Целуйко, В.Г.Юстицкис и мн.др) по различным признакам выделяют неблагополучную семью и благополучную. Благополучную семью можно определить как такую, которая решает задачи своего развития, проблемы, преодолевает противоречия, успешно воспитывает детей, выполняет свои функции, имеет демократические отношения и распределение власти в семье, удовлетворяет потребности свои и своих членов, создает условия для реализации прав каждым, регулирует исполнение обязанностей, имеет свои ценности, традиции, цель. В отличие от неё неблагополучная семья не выполняет своих функций, в ней не решаются права членов семьи и права семьи, преобладают неблагоприятные условия для воспитания и развития детей, других ее членов.

Одним из типов неблагополучных семей является неполная семья. Неполная семья – это семья, в которой одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность. Проще говоря, неполная семья – это семья с одним родителем (чаще матерью) и ребёнком (детьми). Она образуется вследствие внебрачного рождения, расторжения брака, раздельного проживания или смерти одного из родителей.

На основе анализа литературы по данной теме, нами было проведено исследование на базе детского сада.

Исследованием было охвачено 14 детей старшей и подготовительной групп из 14 семей, которые относятся к категории неполных. Для исследования детско-родительских отношения в неполных семьях нами был использован комплекс диагностических методик.

Нами были изучены данные социальных карт, в которых представлена основная информация по исследуемым неполным семьям, в ходе чего нами было определено следующее:

  1. Причины образования неполных семей: 9 семей, которые образовались вследствие расторжения брака (распавшиеся семьи), 4 семьи - вследствие внебрачного рождения ребенка (внебрачные семьи), 1 семья - вследствие смерти одного из родителей (осиротевшая семья). В связи с этим различают следующие виды неполных семей: осиротевшая, распавшаяся внебрачная, разведенная.

  2. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, нами выделены материнские и отцовские неполные семьи. В исследуемой группе семей выявлены 13 материнских семей и 1 отцовская неполная.

  3. По количеству поколений в семье мы выделили 3 неполные простые семьи (мать и один ребенок) и 11 неполных семей, которые проживают с другими родственниками (бабушка, дедушка, брат, сестра).

  4. Анализ материальной обеспеченности семей показал, что 8 семей имеют категорию «малообеспеченная семья», 4 матери получают пособие матери-одиночки. В целом материальное состояние семей удовлетворительное, материально-бытовые условия проживания в семьях – удовлетворительные.

  5. Все семьи состоят на учете у социального педагога-психолога.

С целью изучения направленности социально-педагогической помощи, необходимой членам неполных семей (детям и родителям), нами были изучены особенности детско-родительских отношений в них.

С детьми была проведена методика «Страхи в домиках», оптимальность использования которой обусловлена ее адаптивностью для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Детям было предложено подчеркнуть, чего они боятся.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что детям из неполных семей присущи различные виды страхов, что говорит о низком уровне их стрессоустойчивости. Особое внимание следует уделить страхам, связанным с общением с детьми и со взрослыми: высокий процент обозначенных страхов свидетельствует о непродуктивном общении взрослых с детьми.

Результаты диагностики также показывают высокий процент проявления страхов перед родителями, страх наказания. Также в ходе диагностики выявлено, что из 23 видов страхов у многих детей присутствует более половины (при норме для конца старшего дошкольного возраста-начала младшего школьного возраста  7-8).

Результаты диагностики тревожности детей из неполных семей по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) показывают высокие показатели тревожности у детей из неполных семей.

Диагностика детей дошкольного возраста из неполных семей по методике «Лесенка» предполагала определение самооценки детей как фактора, снижающего либо повышающего уровень дальнейшей социализации ребенка.

Результаты диагностики самооценки свидетельствуют о том, что адекватная самооценка характерна лишь приблизительно 1/5 части детей, что свидетельствует о необходимости нормализации случаев завышения и занижения для успешной социализации дошкольников из неполных семей.

Целью методики «Паровозик» явилось определение степени позитивного и негативного психического состояния у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.

Анализ степени позитивного и негативного психического состояния у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей показывает, что преобладает негативное психическое состояние разной степени у детей исследуемой группы; позитивное психическое состояние определено только у троих детей, что свидетельствует о повышенной агрессивности исследуемых группы детей.

Результаты исследования рисуночного теста «Моя семья» также позволили выявить ряд особенностей детей из неполных семей. В результате исследования было отмечено, что 5 детей отказались от рисования. Наиболее типичными ответами на просьбу нарисовать свою семью при отказе были ответы «я не знаю, что рисовать», «не умею», «не могу». Таким образом, у дошкольников из неполных семей нередко отсутствует понятие семьи и они затрудняются выполнить задание (либо их условия жизни в семье настолько плохие, что они не хотят это вспоминать и рисовать). На рисунках 9-и детей, которые согласились нарисовать семью, выявляются явные признаки повышенной тревожности, неблагоприятности семейной ситуации, чувства отверженности у детей. Так, в 6-и рисунках из 9-и выполненных явно отмечается диспропорция в размерах родителей (матери) и детей: родители по размерам значительно больше, дети маленькие, находятся в отдалении от родителей, мать не держит их за руки, не улыбается. 7 рисунков из 9-и (которые были выполнены) не раскрашены, выполнены простым карандашом. Линии на 4-х рисунках прерывистые, неуверенные, характерна мелкая штриховка деталей. Еще на 5-и рисунках линии контуров фигур рваные, часто ломаные, местами карандаш прерывает бумагу, что свидетельствует об эмоциональной напряженности рисовавших. На 3-х рисунках дети нарисовали у матери большой круглый рот (вероятно, дома на них часто кричат), а себе на одном рисунке ребенок не прорисовал лицо (видимо, не может или не хочет отразить свои чувства по отношению к семье). На другом рисунке мальчик рядом с фигурой матери четко и тщательно прорисовал только одну деталь – компьютер. Мать значительно удалена от мальчика, повернута к ребенку спиной, фигурка ребенка значительно меньше, на лице нет улыбки, но его руки протянуты к матери. При этом лицо матери не изображено (в беседе мальчик сказал «мама работает»). Такой рисунок свидетельствует о том, что из-за постоянной занятости мать не уделяет достаточно внимания ребенку, ребенок же очень ждет любви и заботы матери. На 4-х рисунках, кроме родителей и себя, дети нарисовали родственников (дедушек, бабушек, сестер и братьев и т.д.). Следует отметить, что на этих рисунках лица изображены более радостные, что свидетельствует о большем значении именно этих родственников для ребенка, чем родителей. На одном из этих рисунков ребенок изобразил только себя и младшего братика, родителей нет. В комментарии сказал: « Мы все время сами». Анализ основных показателей рисунка семьи детей позволяет отметить низкий балл по шкале «благоприятная семейная ситуация», высокие показатели тревожности, враждебности и чувства неполноценности детей. Таким образом, анализов выполненных рисунков свидетельствует о неблагоприятной семейной ситуации в группе детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Согласно проведённому исследованию по методике диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) были получены следующие результаты:

 средний балл по шкале «Принятие-отвержение» в группе детей из неполных семей составляет лишь 7,5 баллов, что свидетельствует о том, что в неполных семьях матери нередко испытывают по отношению к детям негативные эмоции: раздражение, злость, досаду. При таком отношении мать не считает ребенка равным себе, не верит в потенциал ребенка, низко оценивает его способности, зачастую прибегает к физическому или психологическому насилию над ребенком.

 по шкале «кооперация» 60 % семей имеют средний балл, что свидетельствует о том, что взрослые в неполных семьях уделяют недостаточно внимания своим детям, не очень высоко оценивают их способности, однако иногда стараются поощрять их действия и инициативу. По результатам исследования было выявлено, что 40% матерей демонстрируют низкий балл по шкале «кооперация», т. е. эти матери практически не проявляют интереса к тому, что интересует их детей, недооценивают их способности, редко поощряют самостоятельность и инициативу. Высокого балла по шкале «кооперация» в данной группе не получено. Таким образом, в неполных семьях редко готовы к совместным действиям с ребенком, мало видят в нем партнера по совместной деятельности и межличностным отношениям.

 по шкале «симбиоз» получены средние значения, что свидетельствует о том, что матери в неполных семьях стараются быть ближе к детям, удовлетворять их основные потребности, оградить их от неприятностей.

 данные по шкале «авторитарная гиперсоциализация» («контроль») позволяют отметить, что у 40% родителей определена низкая оценка этой шкалы, что свидетельствует о том, что контроль за детьми со стороны этих матерей практически отсутствует, дети предоставлены сами себе, о их воспитании и безопасности никто особо не заботится; 60% родителей набрали среднее количество баллов. Эти семьи в меру контролируют своих детей, что наиболее оптимально для ребёнка.

 результаты исследования по шкале «маленький неудачник» находятся в пределах средних значений, что свидетельствует о том, что родители верят в своих детей и стараются поддерживать их в каких-то вопросах, однако они не всегда всерьез воспринимают мысли и чувства ребенка, зачастую относятся к нему как к несмышленому существу.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что детям из неполных семей не хватает родительского внимания и ласки, часто они предоставлены сами себе, отсутствует стремление к сотрудничеству, партнерству с ребёнком, также отмечается снижение контроля за ребенком, то есть ребенок часто предоставлен сам себе, что может стать источником опасности для его жизни и здоровья. Выявленные проблемы в построении детско-родительских отношений показывают необходимость организации психолого-педагогического сопровождения неполных семей.

Просмотров работы: 579