В связи с этим перед школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием у обучающихся устойчивых гражданских свойств.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др. Все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. Проблема патриотического воспитания находилась в поле зрения и советских педагогов (А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.С. Сухомлинского и др.). К этой проблеме обращаются в педагогике и в последние десятилетия (Н.В. Ипполитова, Л.В. Кокуева, Л.И. Мищенко, А.В. Вырщиков, Г.Х. Валеева).
Одним из первых о музее, как о средстве патриотического воспитания, заговорил Я.А. Коменский. Его «золотое правило» дидактики вполне совместимо с теми возможностями, которые предоставляют музейные собрания: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами. Чтобы знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» [9, с. 33]. Я.А. Коменский термин музей употребляет в дидактическом ключе – коллекционные Кабинеты (позднее получившие название «Кунсткамеры») должны ориентироваться на процесс познания: «Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений… Нужно учить так, чтобы люди, насколько это, возможно, приобретали знания не из книг…» [2, с. 3-23].Т.е. в функциональную составляющую музейных собраний уже с середины XVII в. включается образовательный аспект.
Гуманистическая философия эпохи Возрождения и Просвещения, высказанная в трудах М. Монтеня, Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Г. Лессинга, И. Гердера, И. Канта, И. Винкельмана, в XIX в. не просто привела к осознанию гражданско-патриотических ценностей и необходимости их сохранения, а представила интерес к знанию гражданского долга каждого человека, этической составляющей общества. На рубеже XVIII – XIX вв. актуализировалась образовательная и социокультурная функции музеев. Известные педагоги и философы не конкретизировали проблемы взаимодействие музейной среды и школьной аудитории. Но внимательное прочтение идей ведущих ученых Европы достаточно точно выявляет роль музеев в едином информационно-коммуникативном процессе общества.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач патриотического воспитания молодого поколения, так как «патриотизм», как сказал Президент РФ В.В. Путин, - это национальная идея. Музейная педагогика сегодня – это новая область в образовании, которая принимает активное участие в патриотическом воспитании школьников.
Анализ научной литературы и современного опыта организации работы по патриотическому воспитанию позволил выделить ряд противоречий между:
-назревшей общественной потребностью в повышении уровня патриотической воспитанности школьников и реально сложившейся практикой организации работы в данном направлении;
-наличием воспитательного потенциала, которым обладает музейная педагогика, и недостаточным использованием его в патриотическом воспитании школьников;
-необходимостью использования воспитательного потенциала музейных коллекций в процессе патриотического воспитания школьников и недостаточной разработанностью его научно-методического обеспечения.
Поиск путей разрешения названных противоречий обозначил проблему исследования: выявление потенциала музейной педагогики, способствующего формированию патриотических качеств школьников.
Вышесказанное обусловило выбор темы проекта «Патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики».
Патриот и патриотизм два близких по происхождению слова во все времена позволяли определить духовно-нравственное состояние общества.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля объясняет слово «патриот» так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его»[10, с.24]. Толковый словарь русского языка С.Ожегова дает следующее определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу»[3, с.496]. Словарь современного русского литературного языка дает такое толкование: «Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине»[9, с.296].
Определение «патриотизма» можно найти во многих словарях и все они сводятся к любви к Родине, Отечеству и своему народу [13 с.22]. В советской исторической энциклопедии дается следующее определение патриотизма: «Чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы Отечества, выражающееся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» [4, с.926].
Рассмотрим понятие «патриотизм» с точки зрения различных источников.
«Любовь к Отчизне». (Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского словаря языка) [10, с.24].
«Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». (ОжеговС.И. Словарь русского языка) [3, с.496].
«Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу». (Словарь современного русского литературного языка) [9, с.297].
«Любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». (Философский энциклопедический словарь) [2].
«Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к Отечеству, преданность ему гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». (Краткий словарь философии) [2, с.14].
«Любовь к Родине, к своему народу». (Российская педагогическая энциклопедия) [6, с.109].
«Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа» [2, с. 274].
Ученые, изучающие феномен «патриотизм», пришли к следующему обобщению:
1) Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот, данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.
2) Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.
3) Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников [4].
Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макро - уровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей [5].
Само понятие патриотизм связано с множеством идей: национальной, исторической, культурной, географической и т.д. Особо эта связь проявляется в России, общем доме для множества народов и языков, культур и верований. Поэтому российскому патриотизму присущи свои особенности, среди которых наиболее существенными являются гуманистическая направленность российской патриотической идеи; соборность и законопослушание; общинность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе [5].
Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.
Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине — деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма — воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям.
Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине — его финал.
Исходя из нашей формулировки понятия патриотизм, мы определяем патриотическое воспитание как скоординированный процесс совместной деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Музейная педагогика - одно из наиболее значимых направлений современной педагогики. Музейная педагогика – это новое ответвление научных знаний на стыке музееведения, педагогики, психологии, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики [8, с. 30].
Важная черта музейной педагогики - сначала показать и описать музейный предмет и только потом давать сведения о его истории – определяет метод подготовки и проведения занятия [1, c.12].
Музейная педагогика – это педагогика открытой среды. Она не ограничена стенами музея и наиболее эффективно проявляет себя в условиях содружества школы и музея, единения культурно - досуговых и образовательных учреждений, создания педагогически целесообразно организованного культурного пространства [9, с.6].
В XIX веке, на пике развития различных педагогических школ, «случился» первый «музейный бум», начался бурный расцвет музейного дела. Музей в это время становится центром популяризации культурологических и естественнонаучных ценностей. Музеи становятся как центрами популяризации знания, так и образовательно-исследовательскими центрами. Уже в середине XIX в. развитие исторической науки и городской культуры приводит общество к осознанию того факта, что именно музей является наиболее приемлемой формой сохранения и передачи гражданско-патриотического опыта. Это приводит к формированию четкой музейной политики в направлении передачи знания.
Первый национальный музей, собирающий, хранящий и демонстрирующий памятники отечественной истории и культуры Государственный исторический музей (1873 г.) определил своей целью – служить наглядной историей и быть полезным пособием для патриотического воспитания.
После 1917 г. тема патриотического воспитания средствами музеев стала одной из центральных. Ученые советского периода обосновали идеи воспитания советского патриотизма в единственном ключе - верности марксистско-ленинским коммунистическим идеалам, в подчинении личности интересам коллектива (М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.) [3]. Советский патриотизм вдохновлял людей на военные и трудовые подвиги, помог победить в Великой Отечественной войне, а затем восстановить разрушенную экономику.
В.А. Сухомлинским выделялась важность патриотического воспитания музеями советского патриотизма, который затрагивал бы все стороны личности человека – его сознание, чувства и волю.
Взгляды педагогов на цели обучения и воспитания на современном этапе развития общества кардинально меняются в пользу развития индивидуальных способностей личности ребенка, развития его индивидуальности, самостоятельности, толерантности, инициативности. Известными представителями в области нравственного и гражданско-патриотического воспитания постсоветского периода являются: Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, О.С. Газман, Л.И. Новикова, М.И. Шилова, Н.В. Щуркова и другие.
В настоящее время в государственных программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» музей является одним из важных средств гражданско-патриотического воспитания, так как нацелено на воспитание личности патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытойэтносоциальной среде и защищать его интересы [4, 5, 6].
Каждый из музеев уникален и неповторим. Музей опирается только на подлинные памятники материальной и духовной культуры, и это обеспечивает достоверность и убедительность его экспозиций. Преобразуя документы истории и образцы культурной деятельности в средства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, музеи помогают людям XXI в. постигать непреходящие ценности человечества, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество. Современный музей интегрирует в себе научно-исследовательские, охранительно-реставрационные, художественно-экспозиционные, культурно-просветительные функции. Сложившиеся формы культурно-просветительной деятельности музеев, несомненно, способствуют пропаганде отечественной культуры, стимулируют общекультурное развитие разных групп населения, повышают интерес к музейным экспонатам. Но они далеко не исчерпывают его культуросозидающий потенциал, не используют в полной мере объективных возможностей информационной техники XXI в. и новых музейных технологий [8, с. 27].
Важнейшая особенность современного российского музея проявляется в том, что достижения, дополненные совокупным опытом лучших музеев мира, интегрировались в единую социально-педагогическую систему, в качественно новый уровень взаимодействия с обществом, малыми социальными группами и каждым конкретным человеком.
В целях выявления уровня проявления интереса школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявления уровня овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» было проведено констатирующее исследование, состоящее из трех методик.
В первой диагностике участникам экспериментального исследования были предложены тестовые вопросы на выявление мотивационно-потребностного критерия и на определение поведенческо-волевого критерия (Приложение 1).
Выводы об уровне патриотической воспитанности школьников по данным критериям показаны в виде диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты диагностики 1
По данным исследования можно сделать вывод, что преобладают школьники со средним уровнем патриотической воспитанности по данным критериям, а именно нравственные качества проявляются лишь под контролем учителя; проявляются чувства любви и внимательного отношения к своей семье, школе, дому; выражают желание беспокойства о других людях.
Вторая методика основана на выявлении объёма знаний школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (Приложение 2).
Методика состоит из незаконченных предложений, которые участники исследования должны завершить, по их мнению, правильным ответом.
Выводы об объёме знаний школьников по истории «малой родины» показаны в виде диаграммы на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты диагностики 2
Таким образом, анализ результатов методики показал, что большая часть учащихся имеют средний уровень знаний. Они знают историю малой родины, но не на высоком уровне; из символов России, Марий Эл и Йошкар-Олы знают лишь некоторые (например, флаг).
Третья методика направлена на выявление проявления патриотических эмоций и чувств школьников по отношению к «малой родине» (Приложение 3).
Выводы по данной методике представлены в виде диаграммы на рисунке 3.
Рисунок 3 - Результаты диагностики 3
Результаты третьей методики показывают, что обучающиеся ярко проявляют гордость за свое Отечество и «малую родину».
Таким образом, сравнив все три диагностики, можно сделать вывод, что уровень патриотической воспитанности школьников находится на среднем уровне. Показателем является то, что обучающиеся частично знают историю своей страны и «малой родины», не полностью проявляют положительные чувства к Родине и людям, живущим в ней. Но заметна хорошая тенденция к проявлению патриотических чувств к «малой родине».
Музей – институт социальной памяти, хранилище национального богатства и принадлежащего обществу историко-культурного и природного наследия.
Задача музея – пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам сражений. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музей также призван стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся.
В создании системы патриотического воспитания немаловажную роль играет деятельность музея, который представляет собой одну из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганде материалов. Основными целями такого музея являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.
Самая распространенная форма воспитательной работы музея - это экскурсия. Экскурсия - коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Именно с помощью экскурсий учащимся можно познакомиться с экспозицией музеев.
Роль музея в образовательно-воспитательном процессе:
1) обзорные экскурсии для гостей школы: участников методических семинаров, студентов;
2) экскурсии для учащихся, для ветеранов школы, жителей микрорайона;
3) проведение уроков на базе музея;
4) использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке;
5) обучение членов совета музея;
6) подготовка учебно-исследовательских работ;
7) участие в учебно-исследовательских конференциях;
8) проведение учебы актива музеев;
9) проведение семинаров руководителей школьных музеев;
10) участие в Днях открытых дверей для родителей;
11) проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми.
Учитывая результаты констатирующего этапа исследования на формирующем этапе эксперимента была проведена подготовительная работа для использования потенциала музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников, а именно, классные часы: «Быть гражданином», «Государственная символика РФ», «История города в названиях улиц», «Женщины – герои войны».
В гимназии функционирует замечательный школьный этнографический музей. Экспонаты музея собраны учениками под руководством учителя по истории и культуре народов Марий Эл. Экскурсии для младших школьников проводят старшеклассники, члены музейного сообщества. После такой подготовительной работы, были совершены экскурсии в Национальный музей Республики Марий Эл им Т. Евсеева. Музей является ведущим научно-методическим центром. В музее три постоянно действующие экспозиции по этнографии, истории и природе марийского края. Специально для учащихся школ и дошкольников музеем разработаны музейно-образовательные программы, некоторые из них мы посетили с обучающимися:
Экологические программы:Птичий переполох. По страницам красных книг. Разноцветное чудо. Путешествие в прошлое Земли. Что таят кладовые земли Марийской? Времена года. По следам исчезнувших исполинов. Особо охраняемые природные территории нашей республики.
Этнографические программы: «Как рубашка в поле выросла». «Всем богам по сапогам». «Пропал бы дедушка, кабы его не подпоясала бабушка». «Умей дитя родить, умей и научить». «Кукла из бабушкиного сундука». «Живую одежду я шью божеству». «Марийские народные музыкальные инструменты». «По Сеньке и шапка». «Национальный герой в искусстве и народном эпосе». «Мы строим дом».
Программы по истории:Марийцы: традиции и современность.Дорога в вечность. Т. Евсеев – краевед и этнограф. Священные рощи – памятники духовной культуры народа мари. Первый Герой Советского Союза из МАССР – С.Н. Бутяков. Загадочные письмена. «Здесь будет город заложен…». «Приметы милой старины». Легендарное оружие времен революций и Гражданской войны. Письма с войны (1941-1945гг.) «Школьные годы чудесные» (взгляд в советскую эпоху).
С историей нашего небольшого города на Кокшаге обучающиеся познакомились в Музее истории города Йошкар-Олы, который расположен в старинном доме купца-лесопромышленника Чулкова. Экскурсия в данный музей включала коллекции этнографии, декоративно-прикладного искусства, предметов археологии и геральдики, художественных работ, фотодокументов, связанных с историей города Йошкар-Олы. Коллекция музея создавалась и создается по сей день во многом благодаря старожилам города и краеведам-любителям.
Воспользовавшись современными информационно-коммуникационными технологиями, для детей проведена интерактивная экскурсия по музею современной истории России в городе Москве.
Очные и заочные экскурсии по музеям Марий Эл и страны способствовали повышению уровня знаний о патриотизме и патриотических качеств школьников. Об этом говорят результаты повторной диагностики. Уменьшилось количество респондентов с низким уровнем, соответственно увеличилось количество обучающихся со средним уровнем патриотической воспитанности. У респондентов расширился кругозор по истории малой родины, повысился интерес овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности. Таким образом, с воспитания любви и привязанности к семье, школьному коллективу, школе, городу, родному краю, государству начинается становление патриота. Патриот бережно относится к родной природе и всему живому, интересуется традициями и обычаями народов, он уважительно относится к другим народам, проживающим в его окружении. Решению вопроса патриотического воспитания молодого поколения на современном этапе помогает музейная педагогика.
Музейная педагогика является одним из наиболее значимых направлений современной педагогики и способна внести большой вклад в организации работы по патриотическому воспитанию школьников. Изучение истории родной земли, Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа средствами музейной педагогики по мнению многих исследователей является эффективной формой работы по патриотическому воспитанию в связке «школа-музей». Подрастающее поколение в стенах музеев приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству. Существуют различные формы работы музея со школьниками в патриотическом воспитании. Главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали воспитанию гордости за историю своего края, формированию гражданских и патриотических качеств.
Список использованной литературы
1. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: 1992.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fgovernment.ru%2Fmedia%2Ffiles%2F8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf&name=8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf&lang=ru&c=56f6f7035ede
3. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.
4. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.
5. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 2011.
6. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
7. Юренева Т.Ю.Музееведение: учебник для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2013.
8. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org
9. Архангельский С. И. // Советская историческая энциклопедия: В 16 т. Т.1.-М., 1961.
10. Ахмедьянова А. Г. Опыт, проблемы и перспективы гражданского воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 3. - С. 38 - 42.
11. Колина Е.А. Школьные музеи в системе патриотического воспитания учащихся и молодёжи / Е.А. Колина // Дополнительное образование. – 2014. - № 10. – С. 18-20.
12. Кондаков А. М. Патриотическое воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2012. - № 9.
Приложение 1
Методика «Я – патриот»
Выбери один из вариантов ответа: «да», «нет» или «не уверен».
1) Хотел бы ты знать о своем городе больше?
2) Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше об Йошкар-Оле?
3) Часто ли ты гуляешь по историческому центру города?
4) Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?
5) Часто ли ты ходишь в музеи Йошкар-Олы?
6) Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории Йошкар-Олы?
7) Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «История и культура марийского народа»?
8) Любишь ли ты читать о нашем городе?
9) Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Йошкар-Оле?
10) Считаешь ли ты, что необходимо беречь исторические памятники города?
11) Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?
12) Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?
13) Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?
14) Участвуешь ли ты в них?
15) Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?
16) Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?
17) Любишь ли ты свою семью?
18) Заботишься ли ты о своих близких?
19) Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?
Приложение 2
Методика «Незаконченное предложение»
1. Патриот – это…
2. Гимн – это…
3. Флаг нашего государства состоит из следующих цветов (снизу вверх):…
4. 9 мая Россия отмечает день…
5. В какой стране, государстве мы живем?
6. Какой город является столицей нашей Родины?
7. В каких городах нашей Родины ты уже успел побывать?
8. Ты знаешь цвета флага РМЭ?
9. Ты знаешь, что такое национальность?
10. У тебя есть друзья другой национальности?
11. Что такое памятник?
12. Зачем нужны памятники?
13. Какие памятники ты знаешь?
14. Какие ты знаешь стихи и песни о Родине?
Приложение 3
Методика «Мое отношение к малой Родине».
1) Любишь ли ты свою страну?
2) Гордишься ли ты своей Родиной?
3) Любишь ли ты свой город?
4) Восхищаешься ли ты его красотой и культурой?
5) Хотел бы ты жить в Йошкар-Оле всегда?
6) Влияет ли Йошкар-Ола на твои мысли?
7) Влияет ли он на твои поступки?
8) Испытываешь ли ты чувство гордости оттого, что живешь в нем?
9) Есть ли у тебя любимые места в городе?
10) Часто ли ты вспоминаешь Йошкар-Олу, если надолго уезжаешь из него?