Анализ результатов исследований как отечественных, так и зарубежных исследователей по изучению эмоционального интеллекта спортсменов выявил, что данная проблема находится на стадии начальных разработок.
Так, в работе М.К. Гасанпур выявлено, что уровень эмоционального интеллекта выше у спортсменов по сравнению с людьми, не вовлеченными в спортивную деятельность [3]. В исследовании Илясова Н.В., Агавелян Р.О. выявлены особенности развития эмоционального интеллекта у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.
В то же время в исследованиях ряда авторов получены противоречивые сведения относительно влияния занятий спортом на развитие эмоционального интеллекта спортсменов. По данным одних авторов спорт оказывает положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта спортсменов [10], а по данным других авторов выявлено, что у большого количества спортсменов уровень эмоционального интеллекта находится на среднем и низком уровнях [2,6]. Это и определило выбор проведения нашего исследования.
Цель исследования: изучить влияние занятий спортомна развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) студентов-спортсменов.
Экспериментальная база исследования студенты спортсмены 18-25 лет, обучающиеся на направлении Физическая культура Уральского федерального университета, всего в исследовании 22 студента-спортсмена.
Для изучения уровня ЭИ у студентов-спортсменов нами был использован опросник «ЭмИн» (Д.В. Люсин). Автор дает определение эмоционального интеллекта, как:
• умение распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
• умение идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
• умение понимать причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт
• способность контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
• способность контролировать внешнее выражение эмоций;
• способность при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию [6].
В ходе исследования выявлено, что 23 % студентов-спортсменов имеют очень высокий уровень развития эмоционального интеллекта, 18 % - высокий, 45 % - средний, 5 % - низкий, 9% очень низкий.
Таким образом, наше исследование доказывает, что развитие эмоционального интеллекта прямо не связано со спортивной деятельностью, поэтому занятия спортом еще не являются залогом у них формирования эмоционального интеллекта.
Данные по изучению межличностный эмоционального интеллекта, который включает в себя понимание чужих эмоций, а так же управление чужими эмоциями показало, что очень высокий и высокий уровни имеют 9 и 27 % студентов соответственно, эти студенты способны предугадать действия собеседников, распознать их потребности, что дает им возможность организовать наиболее эффективную деятельность; в то время как 41 % имеют средний уровень, низкий и очень низкий уровень имеют 14 и 9 % студентов.
Следовательно, межличностный эмоциональный интеллект развивается не только в ходе включения в спортивную деятельность.
Полученные данные на наш взгляд дают основание для проведения дальнейших исследований влияния спорта на развитие эмоционального интеллекта студентов-спортсменов. Это важно в двух аспектах, как с позиции выявления роли эмоционального интеллекта на успешность спортивной деятельности, так и в связи с профессиональной подготовкой специалистов в сфере физической культуры, поскольку их будущая профессиональная деятельность связана с работой в сфере «человек-человек».
Список литературы
Бобкова Н.Г. Эмоциональный интеллект как ключевая компетенция современного менеджера//Бизнес-образование в экономике знаний. 2016. № 2 (4). С. 7-11.
Берилова Е.И. Эмоциональный интеллект как фактор стрессоустойчивости у спортсменов разного пола // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2015. № 2. С. 144-145.
Гасанпур М.К. Сравнение эмоционального интеллекта у студентов-спортсменов и неспортсменов с точки зрения его роли в управлении индивидуальными и социальными эмоциями //Вектор науки ТГУ. серия: педагогика, психология. 2014. №1(16). С. – 46-48.
Вахрушева Л. Н. Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Л. Н. Вахрушева. - М., 2011.
Гоуман Д. Эмоциональный интеллект: Ценное практическое руководство по развитию и совершенствованию эмоций человека (пер. с анг. А. П. Исаевой). – М.: Хранитель, 2008. С. 478
Илясова Н.В., Агавелян Р.О. Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 105-108
Киселева Т.С., Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс человека //Инновации и инвестиции. 2015. № 4. С. 45-49.
Лёшенко А.А Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими особенностями личности.. Альманах современной науки и образования. 2013. № 2 (69). С. 104-107.
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. С. 29–39.
Петровская Т. Эмоциональный интеллект и соревновательная тревожность спортсменов//Наука в олимпийском спорте. 2015. № 4. С. 60-63.