ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА

Дмитриева И.С. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, г. Екатеринбург, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Cовременная система образования пытается решить главнейшую общественную задачу по cтановлению личности, которая реализуется в процессе целeнаправленного педагогического вoспитания.

Важными критериями продуктивности нынешней образовательной системы являются не только, его сoдержание и новые педагогические инновации, но и профеcсиональные компeтенции педагогических кадров. Развитие уровня профессионально-педагогической этики педагогов является актуальным для качества системы образования.

Развитие профессионально-педагогической этики педагога в сфере физической культуры и спорта оказывает положительное влияние на взаимоотношения спортивного педагога с учащимися, родителями, коллегами. Педагогическая практика педагога не всегда соответствует нормам профессиональной этики, так это вызвано ее сложностью и противоречиями, поэтому одна из главнейших задач профессионально-педагогической этики – в изучении состоянии нравственного сознания педагога.

К проблемам педагогической этики существенный вклад приложили Т.В. Мишaткина, Д.А. Бeлухин, П.К Хoлмогорцев, В.И. Андрeев, В.Н. Чернoкозова, Р.Г. Мамeдзаде, И.Я. Писaренко, П.К. Писарeнко, И.И. Чeрнокозов. По их мнению, нравственное сознание педагога воспитывается безотчетно, как и любого другого члена общества и отвечает эпохе. Они говорили, что повышение уровня профессиональной нравственности в высших учебных заведениях и на дополнительных курсах не влечет за собой постоянного целенаправленного развития профессионально-педагогической этики педагога в достаточной мере, но при этом нужно все равно повышать ее уровень, поскольку это развивает эффективность образования.

Деятельность педагога, действительно, важна современному обществу, поскольку он не только обучает, но и воспитывает подрастающее поколение. Поэтому, я считаю, что высокий уровень его владения нравственной культурой и этикой – это значимые компоненты этичной стороны профессиональной культуры педагога. Об этом еще утверждал российский педагог В.А. Сухoлимский. Он отмечал, что учитель, только тогда станет воспитателем, когда освоит тончайший инструмент – этику.

Профессионально-педагогической этикой педагога считают систему норм и правил поведения, которые формируют нравственный характер педагогической деятельности.

Цель нашего исследования заключается в выявлении и определении теоретических и практических положений профессионально-педагогической этики в сфере физической культуры и спорта.

Объект исследования – процесс профессионально-педагогической этики спортивного педагога.

Предмет исследования − средства и методы формирования уровня профессионально-педагогической этики спортивного педагога.

Задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по проблеме формирования профессионально-педагогической этики спортивного педагога.

  2. Изучить и охарактеризовать классификацию этических методов, которые используются в учебно-тренировочном процессе.

  3. Провести исследование по выявлению уровня сформированности развития профессионально-педагогической этики спортивных педагогов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА
  1.  
    1. История формирования профессионально-педагогической этики спортивных педагогов

Педагогическая этика начала появляться, когда обществу потребовалось передавать свои знания, опыт следующему поколению.

Еще в древности древнегреческий философ Дeмокрит считал, что процесс воспитание нужно строить, согласуясь с природой ребенка, используя при этом методы убеждения и взаимодействия, чем наказание и принуждение.

Римский ритор, педагог-практик М. Квинтилиан впервые поднял вопросы профессиональной этики. Так он говорил, что педагог, должен пробуждать только положительные чувства детей, поощрять его похвалами и радоваться его успехам. Для этого он не рекомендовал использовать принуждение в процессе обучения.

В 17 веке чешский педагог-гуманист Я.А. Кoменский начал подробно разбираться проблемами педагогической этики. Он утверждал, что нужно с детства в детях вырабатывать нравственные качества, правильные правила поведения, приручать их к полезным делам. Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» выделил 16 правил для развития нравственности.

Вопросам нравственности в педагогике, гуманного отношения к ребенку важное внимание уделили Ж.Ж. Руссo, И.Г. Пeсталоции, Я. Кoрчак. В своем труде польский педагога и писатель Я.Кoрчак «Как любить ребенка» подчеркивает, что главное в воспитании это любить детей и доброта учителя – это его главная черта личности и ведущее профессиональное качество.

Российский педагог и писатель В.А. Сухoмлинский поставил проблемы ценности человеческой личности, особенно личности детей. Он создал этико-педагогическую систему с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Особый вклад в развитии педагогической этики имеют педагогический опыт и литературное наследие К. Д. Ушинского. Он считал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Учитель, по мнению К.Д. Ушинского, должен быть образованным, теоретически подготовленным в области психологии и педагогики, иметь твердые, последовательные убеждения, без которых нельзя работать с творческим вдохновением, искренне любить детей.

В 80-е годы появилось новое направление в педагогике, это «педагогика сотрудничества», которое подразумевает паритетное отношение сторон, взаимоуважение и взаимопонимание, учет морально-правовых норм в процессе общения.

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе.

Таким образом, выявились общие аспекты педагогической этики педагогов прошлого и настоящего: уважение к личности детей и их достоинствам, постоянное проявление любви к детям.

  1.  
    1. Профессионально-педагогические основы этики

      1. Мораль как источник этики

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегoв моралью называет нравственные нормы поведения, отношении с людьми и саму нравственность.

Мораль (термин введён Цицeроном, от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) – представления, принятые людьми о хорошем и плохом, правильном и неправильном, а также совокупность правил поведения на основе этих представлений.

Считают, что мораль состоит из следующих компонентов:

  • Нравственные отношения.

  • Нравственные мотивы действий.

  • Моральное сознание.

  • Нравственные чувства.

Морали присущи следующие характерные черты:

  • Универсальность законов нравственности.

  • Нравственное равенство.

  1.  
    1.  
      1. Функции, задачи, методы педагогической этики

Термин «этика» (древнегреч. «ethos» – «нрав», «обычай») был введен Ариcтотелем в IV в. до н. э. как учение о нравственности, морали.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегов этикой называет философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Профессиональной этикой является совокупность моральных норм и принципов, правил поведения человека в его профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическая этика представляет собой систему норма и правил поведения педагога, которая будет обеспечивать нравственный характер педагогической деятельности.

Наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности называется педагогической этикой.

Основные характерные черты профессиональной этики педагога: любовь к детям, уважение к ним, доброта, коммуникабельность, высокий профессионализм, умение найти индивидуальные подходы воздействия на личность и коллектив, склонность к эмпатии и аттракции, владение персептивными способностями, высокий уровень культуры человека.

Педагогической этики присущи функции. Одной из важных являются социальные функции, которые служат посредником между обществом и личностью. К ним относят поддержание принципов и норм гуманизма в педагогической деятельности; воспитание граждан отвечающих законам морали.

Профессионально-практические функции – это функции, которые регламентируют и контролируют педагогический процесс, с целью повышения качества образования и качества работы педагога.

Следующие функции нравственно-гуманистические, которые обеспечивают межличностные взаимоотношения педагога и ученика, и также в трудовом коллективе.

Педагогическая этика решает следующие основные задачи:

  • способствовать гуманизации отношений между всеми социальными группами людей, включенными в педагогическую деятельность;

  • развитие, углубление и пропаганда этических знаний с целью повышения уровня педагогической и нравственно-этической культуры учитeлей и всех педагогических работников;

  • способствовать выявлению конфликтов и способов их разрешения;

  • выявление общественного мнения, прогнозирование стабильности функционирования педагогического коллектива.

Кроме вышеперечисленных задач задачи педагогической этики классифицируют на теоретические, прикладные, практические. К важной теоретической задаче относят влияние морального поведения педагога на развитие духовных ценностей учащихся.

В педагогическом процессе могут возникать недочеты. Это издержки педагогического труда. Прикладные и практические задачи профессионально – прикладной этики должны выявлять причины этих издержек.

Основные методы исследования профессионально-педагогической этики: теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, анкетирование, социометрия, рейтинг и др.

  1.  
    1.  
      1. Основные категории педагогической этики

Категории педагогической этики – это основные ее понятия, показывающие наиболее важные аспекты морали и составляющие теоретический аппарат.

Рис. 1 Основные категории педагогической этики

Педагогическая справедливость – уровень честности, доброты, принципиальности педагога при его оценивании поступков детей, учебной деятельности и т.д. Справедливость в педагогической этике − это своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности, их отношения к учебе. Следовательно, справедливость, с одной стороны, воспринимается как нравственное качество педагога, с другой − как оценка мер его воздействия на учеников, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.

Профессиональный педагогический долг – система моральных требований общества к личности педагога, к его исполнению профессиональных обязанностей. Профессиональный педагогический долг есть не что иное, как наполненное социальным содержанием чувство ответственности учителя за результаты деятельности, связанной с обучением и воспитанием подрастающих поколений.

Педагогическая честь – это осознание учителем своей значимости, общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Каждое общество создает свой идеал педагога, исходя из которого и предъявляет требования к нему.

Достоинство − это, с одной стороны, совокупность социально значимых качеств, которые соответствуют запросам и требованиям обществом, предъявляемым к людям, а с другой стороны, это самооценка человеком социальной значимости своей личности (чувство собственного достоинства). Чувство собственного достоинства основано на осознании человеком моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его, обедняет как личность.

И если учитель своим поведением, межличностными отношениями нарушает эти требования, плохо выполняет свой долг, он тем самым демонстрирует пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Отсутствие у педагога профессиональных достоинств уже само по себе свидетельствует о наличии профессиональных недостатков, хотя не означает отсутствия человеческих достоинств вообще.

Педагогическая совесть − моральная ответственность личности перед самим собой и внутренняя потребность поступать справедливо. Совесть учителя является выражением его внутренней этической культуры. Как отражение личного отношения к собственным поступкам она носит действенный характер и активно влияет на формирование представлений детей о трудовой совести и чести. Поэтому совесть учителя должна быть чистой и неподкупной, чтобы он имел право пресекать недостойное поведение других.

Авторитет учителя − это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Авторитет следует рассматривать как форму проявления нравственно-психологических связей учителя с педагогическим коллективом и родительской общественностью. Он зависит от всего комплекса личных и профессиональных качеств педагога и отношения его к общественным ценностям.

  1.  
    1. Спортивная этика как специфичная сторона педагогической деятельности спортивного педагога. Классификация этических методов в учебно-тренировочном процессе

Профессионально-педагогическая этика спортивного педагога включает в себя еще одну сторону – это спортивную этику.

Спортивная этика – это совокупность знаний о морали спорта, которая изучает моральное сознание, нравственные отношения и закономерности их формирования занимающихся физической культурой и спортом.

К основным структурным элементам морали спорта относят: нравственную деятельность, нравственные отношения и моральное сознание. Нравственная деятельность – это сама мораль, которая реализуется на деле. А нравственное поведение – это совокупность правил поведения, отвечающих этическим законам.

Нравственные отношения в спортивной деятельности – это нравственные межличностные связи людей. Они организуют, выстраивают в определенную систему моральные ценности, принятые в спорте.

Р.Ф. Нeзвицкий выделил виды нравственных взаимоотношений в учебно-тренировочном процессе и в соревновательной деятельности:

  • Отношение спортсмена к самому себе.

  • Спортсмен-тренер.

  • Спортсмен-спортсмен.

  • Спортсмен-зритель.

Рассмотрим по подробнее взаимоотношения в системе спортсмен-тренер. Тренер, для своих учеников, это идеал смелого честного человека. Моральный авторитет тренера - это синтезированное выражение его профессионально-деловых и нравственных качеств. Личный моральный авторитет завоевывается напряженным повседневным трудом и предполагает наряду с другими качествами, наличие определенных нравственных достоинств, отражающих отношение тренера к своим воспитанникам, самому себе, работе.

Самообладание и требовательность тренера, по мнению спортсменов, это одно их характерных качеств хорошего тренера. Как считаю спортсмены, тренер должен уметь идти на разумный риск и обладать высоким интеллектом.

Спортивный педагог, зная моральные стороны взаимоотношений в спорте, сможет продуктивно и целенаправленно влиять на нравственное воспитание учеников. Существуют методы этического воспитания, которые важны в деятельности тренера.

И. П. Подласый выделил методы этического воспитания.

Рис.2 Методы этического воспитания

Методы убеждения способствуют к конкретизации моральных, этических понятий, в т.ч. спортивной этики, как честь, долг и т.д. Интересным рассказом, беседой, как, например, спортсмены защищают честь своей страны на соревнованиях, можно увлечь подрастающих спортсменов.

Как действуют методы убеждения на учеников по классификации М.И. Стaнкина, мне кажется удачной. По его мнению, методы убеждения делятся на группы:

  • Информационные методы.

  • Пoисковые методы.

  • Дискуссионные методы.

  • Методы взаимного просвещения.

Информационный метод помогает при помощи слова тренеру на учебных или учебно-тренировочных занятиях донести до учеников нравственную информацию. Это могут быть этические или эстетические беседы, лекции на моральные темы.

Следующий метод убеждения – поисковый. Он предполагает самостоятельный поиск учеником информации на нравственную тематику. Спортивный педагог, таким образом, может задавать домашние задания. Это может быть поиск биографий, выдающихся спортсменов. Такая поисковая работа может проводиться в связи с созданием музеев спортивной славы.

Дискуссионный метод характеризуется групповым обменом мнений, спором, обсуждением нравственных вопросов. В ходе дискуссии оцениваются такие качества как уважение к мнению товарищей, честность, признание своих ошибок и т.д. В работе спортивного педагога это могут быть запланированные дискуссии или непреднамеренно-возникающие, например, после соревнований, в дороге на сборы.

Четвертый метод убеждения – это метод взаимного просвещения. Он ставит учеников в носителей нравственной информации. Тренер может задать ученикам, приготовить праздник, сделать доклад и представить информацию коллективу.

Метод формирования положительного опыта поведения реализуется именно в процессе занятий физической культурой и спортом. В деятельности ученик может показать трудолюбие, ответственность, побороть плохие стороны и т.д.

В этой методе я выделила:

  • Педагогическое требование.

  • Упражнение и приучение.

  • Поручение

  • Соревнование.

  • Создание воспитывающей ситуации.

Педагогическое требование подразумевает научить учеников правильному поведению. Справедливая требовательность педагога содействует дисциплинированности, воспитанию ответственности за свои поступки, трудолюбию, организованности учеников. Педагог не должен допускать грубости и оскорбления к воспитанникам.

Следующий метод – приучение. Он характеризуется приучением к преодолению сложностей (сложностей на спортивной тренировке), приучением к действиям в коллективе и для коллектива (ответственное выступление на спортивных соревнованиях), приучением к организованности и дисциплинированности (соблюдение устава школы или правил соревнований), приучением к правильным поступкам (оказать помощь в беде), приучением к самоанализу своего поведения.

Поручение предполагает помощь ученика в общественной деятельности своего коллектива или класса.

Создание воспитывающей ситуации принуждает ученика поступать в соответствии с правилами поведения. Главное в них - создать воспитывающую обстановку, чтобы она способствовала пониманию таких нравственных истин, как надо, нельзя, можно и заставляла бы поступать в соответствии с этими истинами.

Подвижные и спортивные игры помогают воспитанию сдержанности, организованности, смекалки. Соревновательные методы повышают эмоциональное состояние занимающихся, формируют ответственность и трудолюбие.

Таким образом, умелое применение методов воспитания в процессе спортивной деятельности обеспечит ее большой воспитательный эффект. Изложенные методы воспитания широко применимы в спортивной практике. Ими должен в полной мере владеть каждый тренер и учитель физической культуры.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ СПОРТИВНЫХ ПЕДАГОГОВ
  1.  
    1. Анализ экспериментального исследования

Актуальность исследования:

Важными критериями продуктивности нынешней образовательной системы являются не только, его сoдержание и новые педагогические инновации, но и профессиональные компетенции педагогических кaдров. Развитие уровня профессионально-педагогической этики педагогов повысит качество системы образования.

К проблемам педагогической этики существенный вклад приложили Т.В. Мишaткина, Д.А. Бeлухин, П.К Хoлмогорцев, В.И. Андрeев, В.Н. Чернoкозова, Р.Г. Мамeдзаде, И.Я. Писaренко, П.К. Писарeнко, И.И. Чeрнокозов. По их мнению, нравственное сознание педагога вопитывается безотчетно, как и любого другого члена общества и отвечает эпохе. Российский педагог и писатель В.А. Сухoмлинский поставил проблемы ценности человеческой личности, особенно личности детей. Он создал этико-педагогическую систему с учетом индивидуальности каждого ребенка. По его мнению, учитель, только тогда станет воспитателем, когда освоит тончайший инструмент – этику. В.В. Белорусова и И.Н. Решетень были раскрыты и охарактеризованы основные категории педагогической этики.

Деятельность педагога, действительно, важна современному обществу, поскольку он не только обучает, но и воспитывает подрастающее поколение.

Повышение уровня профессионально-педагогической этики спортивных педагогов, несомненно, окажет положительное влияние на взаимоотношения спортивного педагога с учащимися, родителями и коллегами.

Цель исследования:

Выявить уровень сформированности профессионально-педагогической этики спортивных педагогов.

Объект исследования:

Профессионально-педагогическая этика спортивного педагога.

Предмет исследования:

Развитие профессионально-педагогической этики спортивного педагога.

Гипотеза исследования:

Предполагается, что уровень сформированности профессионально-педагогической этики спортивных педагогов будет высоким, поскольку специалисты имеют высшее педагогическое образование и опыт педагогической работы более 10 лет.

Я считаю, что сформированность профессионально-педагогической этики зависит от таких факторов, как личностные качества человека, наличие высшего педагогического образования, опыта работы.

Экспериментальная база исследования:

В исследовании приняли участие 7 человек. Средний возраст составил: 38 лет.

Методы исследования:

Для выявления уровня сформированности профессионально-педагогической этики использовалась диагностическая методика О.Л. Жуковой «Сформированность профессионально-педагогической этики» 2004г.

Результаты исследования:

Средний балл по компонентам исследования сформированности профессионально-педагогической этики спортивных педагогов представлены в табл.1.

Компонент оценки

Средний бал

  1. Обладание личностными качествами в спортивной педагогике

4,4

  1. Сформированность категорий спортивной этики

4,6

  1. Сформированность категорий профессионально-педагогической этики

4,5

  1. Умения решать задачи физического воспитания в предстоящей педагогической деятельности

4,7

  1. Умение пользоваться методами этического воспитания

4,8

По результатам компонентов оценки профессионально-педагогической этики было выявлено, что в среднем спортивные педагоги оценивают свой уровень сформированности профессионально-педагогической этики на 4,6 балла.

Результаты, приведенные в рис. 3, показывают, что средний уровень комплексной отметки сформированности профессионально-педагогической этики составил 102 из 130 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне сформированности профессионально-педагогической этики спортивных педагогов.

Таким образом, проведенное мною исследование подтвердило гипотезу и доказало, что у спортивных педагогов, имеющих высшее педагогическое образование, опыт педагогической работы более 10 лет уровень сформированности профессионально-педагогической этики на высоком уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в главе 1 были проанализированы литературные источники и выявлены основные понятия профессионально-педагогической этики спортивных педагогов и ее история развития; в главе 2 проведено практическое исследование.

Профессионально-педагогическая этика − относительно самостоятельный раздел этической науки − изучает особенности педагогической морали, выясняет реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Педагогическая этика выделяет из всей совокупности нравственных проблем наиболее важные для деятельности педагога, дает ответ на вопрос об источниках профессиональных представлений, о нравственных основах педагогической деятельности.

Исключительное значение в развитии педагогической этики имеют педагогический опыт и литературное наследие К. Д. Ушинского. Он отмечал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

Умелое применение этических методов воспитания в процессе спортивной деятельности, выявленные И.П. Подласым, обеспечит ее большой воспитательный эффект. Изложенные методы воспитания широко применимы в спортивной практике. Ими должен в полной мере владеть каждый тренер и учитель физической культуры.

Результаты исследования, приведенные в главе 2 показали, что спортивные педагоги оценивают свою сформированность профессионально-педагогической этики на 102 балла, что свидетельствует о их достаточно высоком уровне профессионально-педагогической этики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Безрукова В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. − Екатеринбург: ОИРРО, 1994. – 338с

  2. Бордовская Н.В. Педагогика : учебн. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. − Спб. : Питер, 2001. – 304 с.

  3. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. –М.: ВХУ, 1985. – 271 с.

  4. Дергач А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Дергач, А.А. Исаев. − М.: Физкультура и спорт, 1981. − 324 с.

  5. Жукова О. Л. Педагогика: Технология и теория обучения: учеб. пособие / О. Л. Жукова, Л. В. Быкова. − Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. − 140 с.

  6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. − М.: Издательский центр «Академия», 2002. − 208 с.

  7. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность / А.Я. Корх. − М.: Терра спорт, 2000. − 370 с.

  8. Криличевский В. И. Педагогика физической культуры: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. В.И. Криличевского, А.Г. Семёнова, С.Н. Бекасовой. − М.: КНОРУС, 2012. − 320 с.

  9. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие / Т.В. Мишаткина. − Ростов на Дону: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с.

  10. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта : учебник / С.Д. Неверкович [ и др.]. – М. : Физич. культура, 2006. − 528 с.

  11. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Сенько. − М.: Издательский центр «Академия», 2000. − 240 с.

  12. Сластёнин В. А. Педагогика: учеб. пос. для студ. пед. вузов / В. С. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. М. Мищенко, Е. Н. Шиянов. − М.: Школа − Пресс, 1998. − 512 с.

  13. Хозяинов Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. − М.: Академия, 2005. − 208 с.

  14. Хозяинов Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г. И. Хозяинов. − М.: Физич. культура, 2006. − 224 с.

  15. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /Ж.К. Холодов. − М.: АСАDЕМА, 2001. − 472 с.

Просмотров работы: 1881