Фитнес-аэробика – это массовый, эстетически увлекательный и поистине зрелищный командный вид спорта. Так как данный вид спорта является командным, то деятельность каждого члена команды должна быть направлена на достижение общего результата, т.е. предполагает максимальный вклад своих сил и возможностей в командную работу. В процессе формирования сборной команды необходимо учитывать два компонента: уровень физической подготовленности и психологическая совместимость членов команды.
Рассматривая второй компонент, нами было проведено исследование с целью определения психологической совместимости членов сборной команды университета по фитнес-аэробике (дисциплина степ-аэробика). Исследование было проведено на базе Уральского федерального университета .
В процессе исследования были применены 4 психологических теста:
Тест № 1 «Умение работать в команде». Испытуемому необходимо было в каждом пункте определить, какое из утверждений наиболее ему подходит и какое из них наименее ему подходит; далее необходимо было выбрать из оставшихся двух утверждений то, которое ближе к наиболее подходящему, и то, которое ближе к наименее подходящему. Таким образом из полученных данных можно сделать вывод на сколько каждый спортсмен является «командным игроком». Тест № 2 «Оптимист или пессимист». Тревожные времена заставляют нас нервничать и действовать наугад. Оптимисты никогда не опускают рук, однако, розовые очки зачастую мешают им принять стратегически верное решение. Пессимисты, напротив, во всем видят подвох, и нередко именно это спасает их от совершения ошибок. Тест был проведен, для того, чтобы определить восприятие реальности каждым спортсменом. Тест № 3«Индивидуальное восприятие о работе в команде». Ключевое понятие при формировании любой команды — это мотивация, а ключевой вопрос, который все члены будущей команды должны себе задать: «Что заставляет нас сделать это дело?». Есть несколько факторов, которые мы должны рассмотреть, говоря о том, как складывается «хорошая команда» и кто способен стать целеустремленным членом команды. Тест включал следующие вопросы:
Тест № 4 «Определение психологической совместимости в коллективе и уровень творчества, мышления и коммуникабельности» (рис.1). Испытуемому необходимо было посмотреть на композицию, составленную из четырех геометрических фигур и одной произвольной. Он должен был закрасить одну фигуру, часть фигуры или несколько таким образом, чтобы рисунок приобрел законченность.Каждая из представленных в тесте фигур является символом, который в дальнейшем был расшифрован. Рис. 1 «Определение психологической совместимости в коллективе и уровень творчества, мышления и коммуникабельности» |
В процессе проведения исследования мы разработали критерии и шкалу оценки тестов, определяющих показатель благоприятного уровня психологической совместимости членов команды. Анализируя полученные данные, нами были предложеныоптимальные количественные и качественные показатели тестов, которые необходимо выполнить спортсменам, чтобы тренер понимал, готов ли данный спортсмен к работе в сборной команде. По результатам психологического тестирования были определены пороговые показатели: по тесту № 1 количество набранных баллов должно соответствовать 30 баллам и выше из 72 максимальных, по тесту № 2 необходимое количество баллов 27 и выше из 60 максимальных. В тесте № 4 испытуемому необходимо закрасить у одной, двух или более фигур «наползающих» на прямоугольник хотя бы часть фигуры, находящейся внутри прямоугольника, что соответствует тому, что черты характера человека целиком или частично, раскрываются непосредственно в коллективе, а именно коммуникабельность, твердость, гибкость и творчество.
Тест № 3 направлен на развернутый ответ, который дает понять какое индивидуальное восприятие у каждого спортсмена о работе в команде, поэтому для данного тестирования нет никаких количественных показателей. Данный тест помогает понять тренеру, какую цель ставит перед собой каждый из спортсменов,работая в команде, на кого он будет ровняться, важным ли для него является работа в команде и с какими, по его мнению, трудными задачами столкнется команда. Проанализировав ответы по тесту № 3, были сделаны следующие выводы:
Для каждого в команде главной целью является достижение высоких спортивных результатов.
Товарищем по команде почти у каждого был написан определенный человек, исходя из этого, можно понять, что во время тренировки и соревнований на спортсменов можно влиять через его товарища, но при этом не хватает идиллии, то есть единства, которое позволяет не выделять товарища, а относиться ко всем с одинаковым уважением и интересом.
Работа в команде для каждого испытуемого является очень важным и интересным делом, что очень хорошо, для фитнес-аэробики.
Каждый написал свои трудные задачи, с которыми может столкнуться команда, но почти все отметили, что это конфликты из-за разных характеров каждого спортсмена. Если каждый испытуемый понимает, с какими трудными задачами может столкнуться команда, то это очень хорошо, ведь признание задач, ведет к их быстрейшему решению.
Педагогическое исследование проводилось на подготовительном этапе, являющимся важнейшим, напряженным и очень ответственным периодом работы команды. На данном этапе проходила разработка и совершенствование соревновательной композиции, которая требует максимальной концентрации и психологической устойчивости всех членов команды.
Проанализировав в комплексе все тесты, мы отметили, что тестируемые набрали не только пороговые баллы, но и частично превысили средние показатели, что в целом говорит о том, что спортсмены позитивно настроены на совместную работу в команде с целью достижения высокого спортивного результата.
Литература
Китаева, М. В. Психология победы в спорте: учебное пособие / М. В. Китаева. – Ростов н /Д : Феникс, 2006. – 208 с.
Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой спортсмена: учеб пособие/ В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалёва. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 136с.
Ильин Е.П. Психология спорта/ Е.П. Ильин, СПб.: Питер, 2008. – 352с.
Малкин В.Р., Рогалева Л.Н. Психология физического воспитания: учеб. пособие/ В.Р.Малкин. Екатеринбург, 2007. – 258с.