Федеральный Закон № 323 от 03.07.2016г. «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» (Далее – ФЗ № 323) излагает ст.116 УК РФ в новой редакции, дополняя её фразой «в отношении близких лиц» (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, опекуны, попечители и иные близкие лица).[1]
При нанесении побоев впервые, в отношении виновного применяется ст.6.1.1. КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния и не повлекли последствий, указанных в ст.115 УК РФ. Санкция за данный вид правонарушения предусмотрена в виде штрафа от пяти до тридцати тысяч рублей, ареста, либо обязательных работ.[2] За повторное нанесение побоев в отношении близких лиц, из хулиганских побуждений, либо по мотивам ненависти и вражды лицо будет подвергнуто уголовному наказанию уже по ст.116 УК РФ, санкция за которую предусмотрена вплоть до лишения свободы на срок до двух лет, [3] а повторное нанесение побоев в отношении иных лиц, не содержащихся в ст.116 УК РФ без квалифицирующих признаков – по ст. 116.1 УК РФ с санкцией от штрафа в размере до сорока тысяч рублей и вплоть до ареста до трех месяцев. Как видно санкция по ст.116 УК РФ является более «суровой», нежели санкция ст.116.1 УК РФ.
Чем аргументирована необходимость декриминализации побоев, ведь данный вид деяния является весьма распространенным в нашей стране? По данным МВД РФ, в 2015 году за побои в семье были привлечены свыше 6,7 тыс. человек, но наказание было вынесено в отношении 4,5 тыс. обвиняемых, что составляет 35% от общего количества осужденных в прошлом году по ст. 116 УК РФ.[4]
Ранее по данной категории дел до принятия соответствующих изменений по ст.116 УК РФ, было возможно освобождение от уголовной ответственности на основании ст.ст. 75 и 76 УК РФ (в связи с деятельным раскаянием либо примирением с потерпевшим) или в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ – в силу обнаруживающейся малозначительности (например, при единичных актах щипания, заламывания рук и т.п.). Теперь же уйти от ответственности у виновных лиц не выйдет.
Принятие данного закона, в народе названного «Законом о шлепках», вызвало общественный резонанс. У закона имеются как сторонники так и противники. Так, по мнению противников, при принятии закона, пострадавшие от насилия лишатся последнего средства защиты. Так, руководитель проекта «Насилию.нет» Анна Ривина утверждает, что побои в любом случае должны оставаться в числе уголовно наказуемых. Перевод их в разряд административных правонарушений, развяжет руки домашним тиранам.Некоторые эксперты полагают, что закон может отрицательно повлиять на ситуацию с семейными побоями.[5]
Сторонники же утверждают, что закон направлен на защиту и сохранение семьи. Сторонники декриминализации побоев уверены – насилие в семье не останется безнаказанным. С принятием закона, виновные лица, позволяющие себе применять рукоприкладство в отношении своих близких, в любом случае будут наказаны. Один из авторов законопроекта – Ольга Баталина уверена, что документ никак не усугубит ситуацию с семейным насилием. «Двухэтапная» ответственность достаточно серьезная: с одной стороны, происходит профилактика подобного рода правонарушений, и если виновный продолжает применять силу, то в отношении него будет применена уже уголовная ответственность.[5]
При изучении статистических данных, мнений экспертов, действующего законодательства и других материалов по теме научной работы, автор пришел к следующего выводу: положительной стороной принятого закона является то, что теперь домашнее насилие не будет безнаказанным. Виновный, после совершения им побоев впервые, уже будет на контроле у правоохранительных органов. При совершении повторного преступления, виновного уже ждет уголовная ответственность и это неотвратимо. Ранее, когда побои относились исключительно к уголовным преступлениям, довольно мало дел возбуждалось, а ещё меньше – доходило до суда. По некоторым данным, на сегодняшний день 78% случаев семейных побоев остается в тени, то есть жертвы не обращаются в полицию. Еще меньше случаев доходит до суда. Есть вероятность, что с принятием закона количество людей, готовых рассказать о домашнем насилии, может еще сократиться. Отрицательной стороной данного закона является в частности и то, что в случае назначения в качестве санкции административного штрафа, его придется уплачивать из средств семейного бюджета, а в случае назначения ареста, виновный снова вернется к своей жертве в ещё более агрессивном состоянии. Однако, если внесенные изменения в законодательство будут правильно приниматься и исполняться правоохранительными органами, то декриминализация насилия может стать действенным инструментом в борьбе с данным видом преступления и жертв, пострадавших от домашнего террора станет значительно меньше.
Литература:
Федеральный закон от 03.07.2016 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» // Российская газета, № 149, 08.07.2016
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета, № 256, 31.12.2001
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
Министерство Внутренних дел. Статистика и аналитика. [сайт]. URL: https: //мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 07.02.2017)
Российская газета. Законопроект о декриминализации побоев прошел второе чтение. [сайт]. URL: https://rg.ru/2017/01/25/zakonoproekt-o-dekriminalizacii-poboev-proshel-vtoroe-chtenie-v-gosdume.html (дата обращения: 07.02.2017)
6. Биккинин И.А., Долгополов К.А., Зырянов В.Н., Саруханян А.Р., Назначение наказания несовершеннолетним и освобождение их от него: теоретические, законотворческие и правоприменительные аспекты: монография. -Ростов – на - Дону, 2016.