ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Попова Д.С. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящие время проекты стали довольно распространенной формой образовательной, экологической и общественно значимой деятельности обучающихся. Их педагогический потенциал очевиден: повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение важнейших методов научного познания и практических навыков, развитие ответственности за общее дело, самодисциплины, способностей целеполагания, коммуникативных, организационных и рефлексивных умений.

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с01.01.2015)отмечается следующая обязанность педагогического работника: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью создания условий формирования активизации учебно-познавательной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения является одной из ключевых проблем дидактики и частных методик. Современный уровень школьного образования требует от учащихся овладения довольно сложными теоретическими понятиями и идеями, умениями проникать в сущность глубинных явлений развития природы и общества. Естественно, что все это требует от учащихся большого умственного напряжения и упорства в преодолении тех трудностей, которые встречаются в процессе усвоения знаний.

Метод проекта -это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проблема активизации познавательной деятельности нашла отражение в трудах многих педагогов и психологов прошлого и настоящего: А.Я. Герд, В.В. Давыдов, А. Дистервег, Л.В. Занков, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.З. Половцев, Ж.Ж. Руссо, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин.

Идея активизации познавательной деятельности имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В педагогике и психологии проблему активизации познавательной деятельности серьезно разрабатывали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.Я Герд, С.Т. Шацкий, М.И. Махмутов, В. Оконь, Д.Д. Дроздов, М.И. Лисина, А.В. Петровский, Г.И. Щукина, А.М. Матюшкин и др.

Проблема активности учащихся в обучении разрабатывается в педагогике давно. Однако изменяющиеся условия учебной работы в школе значительно расширяют и обогащают ее содержание и вносят ряд новых аспектов в раскрытие ее сущности и важнейших закономерностей.

В классическом понимании умственная активность сводилась главным образом к внимательному восприятию объяснения материала учителем, к умению анализировать и обобщать изучаемые явления и факты и проявлять творческую самостоятельность при выполнении учебных заданий.

В настоящее же время это понятие трактуется гораздо шире. Оно включает в себя ряд органически взаимосвязанных положений.

На основе экспериментальных данных физиологической науки установлено, что всякое познание, мыслительные процессы связаны с раздражением определенных центров коры больших полушарий головного мозга.

Органичное сочетание и тесная взаимосвязь внешних воздействий учителя, выражающихся в изложении программного материала и организации учебной работы учащихся, с «внутренним» умственным напряжением последних создают основу для успешного обучения.

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования, нашей неспособностью целенаправленно и оперативно решать острые социальные вопросы. Разрушение прежней системы образования, централизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного социального заказа, привело в условиях разгосударствления общественной жизни к состоянию растерянности многих и многих педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием.

Познавательная активность – это интенсивная аналитико-синтетическая мыслительная деятельность учащихся в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний. Она зависит от мотивации учения, работоспособности ученика, привычки трудиться и выполнять требования взрослых, всестороннего осмысливания изучаемого материала, когда усваиваемые выводы и обобщения являются результатом собственных мыслительных усилий и эмоциональных переживаний учащихся; от стремления к более глубокому познанию изучаемых предметов и явлений. Познавательная активность теснейшим образом связана с мотивами и учебными интересами школьника, с его интеллектуальными умениями и навыками.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Просмотров работы: 237