РЕИНЖИНИРИНГ АВТОМАТИЗИРОВАНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (АИС) «АБИТУРИЕНТ» НА БАЗЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕИНЖИНИРИНГ АВТОМАТИЗИРОВАНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (АИС) «АБИТУРИЕНТ» НА БАЗЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Касс А.А. 1
1Сибирский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 21 веке сложно представить какую-либо сферу нашей жизни без информационных технологий. Люди выстраивают как малый бизнес, так и целые империи благодаря галопирующему развитию данного сегмента. Люди - пользователи имеют возможность получить практически любую интересующую их информацию с девизом «здесь и сейчас!». Однако мир не стоит на месте – тенденции, на основе спроса, отображают четкие потребности рынка и, в свою очередь, работникам ИТ сферы необходимо оперативно генерировать актуальные предложения для удовлетворения потребностей пользователей. Но, помимо прежде указанного, внедрение новых ИТ дает возможности к упрощенному управлению организацией, где происходит внедрение информационных технологий, а также делает компанию более конкурентоспособной. В данной научной статье будет описан принцип реинжиниринга информационной системы на примере Автоматизированной Информационной Системы (АИС) «Абитуриент».

Актуальность данной научной статьи: галопирующее развитие информационных технологий требует внедрения или же реинжиниринга Автоматизированной Информационной Системы (АИС) Абитуриент для удобного использования целевой аудитории и повышения престижности Сибирского Федерального Университета.

Цели: Произвести реинжиниринг Автоматизированной Информационной Системы (АИС) «Абитуриент» на базе СФУ.

Задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты;

  2. Сформировать Vision (образ-видение) (АИС) «Абитуриент», опираясь на уже имеющиеся стратегические цели;

  3. Изучить и проанализировать имеющуюся систему для выявления проблемных зон;

  4. Разработка новых процессов, концепций.

Объект исследования: Информационные технологии

Предмет исследования: Автоматизированная Информационная Система (АИС) «Абитуриент».

Реинжиниринг – это кардинальное перепроектирование и переосмысление имеющихся процессов в организации, для достижения современных показателей деятельности- таких как стоимость, качество, темпы и сервис. Большинство компаний до сих пор функционируют и выстраивают свой бизнес по принципу, описанному еще Адамом Смитом, где производственный процесс предполагается разбить на простые блоки (задания) с расчётом на узкую и незатейливую специализацию трудового ресурса. Но все это имело место быть в первоначальном виде в 18 веке, возможно в 19-20 веках, но точно непозволительно использовать в век информационных технологий. Компаниям для успеха необходимо быть гибкими, а руководителям уметь проводить оперативный анализ и внедрять инновации для повышения конкурентоспособности. В случае, если какой-то сектор не развивается или не содержится в тонусе долгое время, приходится производить реинжиниринг данного сектора.

Стратегические цели – это система долгосрочных ориентиров развития, которые руководство устанавливает для повышения уровня конкурентоспособности и укрепления деловых позиций организации.

Рассмотри такую информационную систему, как Автоматизированная Информационная Система (АИС) «Абитуриент». Это уникальная автоматизированная электронная база данных по всем абитуриентам СФУ, специально разработанная для проведения приемной кампании Сибирского федерального университета. [1] Данная система предполагает, что каждый абитуриент, после подачи документов на поступление в данный ВУЗ, автоматически заносится в базу, а также возможность составления электронного заявления. Способ визуализации – личный кабинет абитуриента.

Абитуриент – человек, поступающий в высшее или среднее специальное учебное заведение. Возрастная группа 15 – 21 или же их называют тинейджер (поздний подросток) [2]. Данная возрастная группа характеризуется психологами, как группа людей, испытывающих потребность в самосознании, самоопределении, наряду с высокой эмоциональностью и неопределенностью интересов [3] и импульсивностью.

Со стороны ВУЗа абитуриент – потенциальный клиент, который будет учиться за счет бюджетных средств или на договорной основе, следовательно, учитывая его особенности и конкуренцию ВУЗов в стране, необходимо создать благоприятные условия, которые повлияют на его выбор. Визитной карточкой каждого ВУЗа является сайт, на котором подробно рассказывается о деятельности, структуре и многом другом. Однако, изучаемый ВУЗ – СФУ огромен, и не смотря на достойный сайт и полноту изложения информации, абитуриенты очень часто находятся в замешательстве и дезориентированы. Актуальными вопросами, на которые абитуриенты и их родители разыскивают ответы на сайте являются:

  1. Направления подготовки условия зачисления;

  2. Рейтинги ВУЗа;

  3. Военная кафедра;

  4. Новости приемной кампании;

  5. Общежития;

  6. Внеучебная деятельность и многое другое.

Данная информация отображена на сайте, но она идет в расчет на весь университет, и потому не всегда абитуриенты могут ее найти в подходящем для них содержании. Возвращаясь к Автоматизированной Информационной Системе (АИС) «Абитуриент», следует отметить, что абитуриенты прошлых лет либо не использовали систему в силу некорректного отображения в браузере телефона, либо выделяли такие недостатки как нерациональное выведение информации (не нужная информация), постоянные баги – ошибки. Практика показывает, что многие абитуриенты лишились возможности обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по причине того, что (АИС) «Абитуриент» отображает много непонятной для восприятия студентов информации – внутренние данные, сами абитуриенты путаются, не отслеживают свои реальные позиции в рейтингах, становится не информированным и не могут принимать оперативных рациональных решений, касательно зачисления. Таким образом выявлен сектор, который имеет ряд проблем, требующих решение.

Если рассматривать абитуриента, как потребителя, то следует отметить, что данная целевая аудитория является активным пользователем информационных технологий. Каждый абитуриент владеет в пользовании смартфоном, планшетом или ПК и выход в интернет: личный или общественный. На основе выше изложенного рационально создать информационную систему, которая будет являться квинтэссенцией необходимой информации касательно вопросов части поступления и вопросов части зачисления в виде самостоятельного программного продукта, а именно – создать мобильное приложение. После выявления потребностей, необходимо последовательно сформировать мобильное приложение.

Последовательность формирования мобильного приложения состоит из:

  1. Определение вида мобильного приложения исходя из его назначения;

  2. Формирование и согласование технического задания (ТЗ);

  3. Отрисовка и согласование макета дизайна;

  4. Программирование;

  5. Официальное размещение в магазине цифровой дистрибуции;

  6. Апробация;

  7. Отслеживание багов.

Первообразно необходимо выделить существенную информацию с официального сайта для абитуриентов и сократить поля, выводимые в ЛК в (АИС) «Абитуриент». Для того, чтобы данный процесс носил инновационный характер, после анализа уже имеющихся приложений на рынке медиа продуктов подобного контента и соотношением потребностей и проблематики, рациональными инновационными решениями, которые повысят показатели эффективность организации, здесь будут:

  1. Кроссплатформенность;

  2. Объединение двух информационных источников, таких как сайт СФУ и (АИС) «Абитуриент»;

  3. Возможность просмотра приложения в режиме гостя для всех установивших приложение или через авторизацию для абитуриентов СФУ с расширенными функциями;

  4. Возможность подбора направления подготовки обучения по сдаваемым дисциплинам и иным параметрам отбора через фильтрацию;

  5. Внедрение алгоритма, который из всего списка будет просчитывать вероятность зачисления абитуриента на выбранную им форму обучения на основании его результатов ЕГЭ, иных параметров и приоритетов;

Так-как абитуриент находится в роли пользователя, то необходим сервер, с которого будет поступать информация, а это значит, что вид мобильного приложения будет клиент-серверным. Далее, двигаясь по пунктам концепции необходимо сформировать ТЗ. Этот документ представляет собой описание возможностей приложения в рамках функциональности отдельных экранов приложения.

Основными пунктами, которые должны содержаться в техническом задании являются:

  1. Наименование работ – описание вида разработки;

  2. Сроки выполнения работ – установление временных ограничений на разработку продукта;

  3. Термины и понятия – перечень и определения всевозможной используемой терминологии в ТЗ. Чаще всего используемые термины:

    1. Action Bar – компонент пользовательского интерфейса, позволяющий выполнять действия в рамках всего приложения;

    2. Home – кнопка в Action bar, в виде иконки приложения, нажатие на которую ведет на главный экран приложения. В iOS аналогичную роль выполняет компонент Navigation Bar;

    3. Layout – пользовательский интерфейс отдельного экрана приложения или его части;

    4. Overflow – кнопка Action bar в виде трех точек. Располагается справа в Action bar и содержит дополнительную функциональность, которая не поместилась или не была отражена в Action bar;

    5. Pitch-To-Zoom – жест двумя пальцами по экрану телефона, который увеличивает или уменьшает масштаб выбранного компонента на экране;

    6. Pull-to-refresh – шаблон поведения в Android и iOS, позволяющий обновлять контент путем вертикальной прокрутки и отпускания контента на экране;

    7. Sharing - публикация информации о чём-либо в социальных сетях и блога;

    8. Splash screen – заставка приложения. Открывается перед главным экраном приложения при старте. Во время отображения экрана происходит загрузка данных. Скрывается по окончанию загрузки;

    9. Swype - движение пальца вправо или влево по экрану устройства;

    10. Tap - нажатие пальцем на экранный элемент интерфейса с touch-дисплеем[4];

4. Общие сведения – описание особенностей реализации клиентского приложения для платформы, на которой будет разрабатываться мобильное приложение, взаимодействие с веб-сервисом системы, веб-клиентом и базой данных сервиса, а также возможности приложения по взаимодействию со сторонними сервисами, основная задача приложения.

5. Мобильное приложение – описание поддерживаемых особенностей (портретный экран), локализация приложения (версия пользовательского интерфейса), версия устройств, которые могут воспроизводить данное мобильное приложение, разрешения экранов (к примеру mdpi (320x480 px), hdpi (480x800px), xhdpi (720x1280px)).

6. Требования к клиентскому приложению – описание требований касательно дизайна, особенностей регистрации при ее наличии и авторизации, имеются ли аналоги для анализа и выявления недостатков и преимуществ со стороны разработки и многое другое.

7. Серверное приложение – это требования, касательно реализации серверного приложения (к примеру REST API), которое обеспечивает работу мобильных приложений системы. Также необходимо указать формат сериализации данных (к примеру JSON), возможные языки реализации (например PHP, Python, Java, ASP.NET, X-Code), расписать роли в системе и их возможности

8. Требования к документации – список документов, на основе которых начинается процесс разработки мобильного приложения. Если приложение разрабатывается по заказу, то списком таких документов является:

8.1. Техническое задание;

8.2. Руководство администратора системы;

8.3. Руководство модератора системы;

8.4. Программа и методика испытаний.

9. Требования к публикации приложений – пункт, который определяет от чьего лица публикуется разработка: от лица заказчика или разработчика.

После составления ТЗ, оно согласовывается сторонами процесса и далее происходит формирование схемы приложения, отрисовка и согласование макета дизайна.

Рисунок 1 – Схема меню мобильного приложения (АИС) «Абитуриент».

Последним этапом разработки мобильного приложения является написание программного кода. На данном этапе необходимо учитывать особенности ОС устройств, на которые в дальнейшем будет загружаться приложение, чтобы не возникло сбоев, возможно потребуется кастомное написание отдельных функций.

Благодаря финальным этапам, таким как официальное размещение в магазине, апробация и отслеживание баг, организация может начать анализировать экономическую эффективность после внедрения данного продукта.

Почему реинжиниринг, а не совершенствование Автоматизированной Информационной Системы (АИС) «Абитуриент»? Для большинства людей различия в двух данных терминах не существует, однако, совершенствование – это доработка на основе старого, доведение до максимально возможной на данном этапе полезности, когда реинжиниринг – есть переосмысление уже имеющихся инструментов и создание нового способа улучшения положения организации. Данное мобильное приложение есть результат реинжиниринга Автоматизированной Информационной Системы (АИС) «Абитуриент» на базе Сибирского Федерального Университета, а его доработки и видоизменения будут считаться совершенствованием мобильного приложения (АИС) «Абитуриент».

Рисунок 2 – Скрин мобильного приложения (АИС) «Абитуриент»

Подводя итоги данной работы следует отметить, что процесс, на базе которого написана данная статья, находится в фазе завершения. Оценить эффективность не пройдя волну наборов и поступлений конечно же сложно, однако после выхода информации о том, что данный медиа продукт в скором времени будет доступен для общего скачивания, динамику спроса и заинтересованности абитуриентов можно оценить уже сейчас по многочисленным вопросам в соцсетях, а также сравнить на ряду с другими приложениями других ВУЗов.

Таким образом процесс реинжиниринга Автоматизированной Информационной Системы (АИС) «Абитуриент» на базе СФУ можно считать успешно выполненным и изученным. Все задачи были выполнены в хронологическом порядке и имеют логическое обоснование. Разработана последовательность формирования мобильного приложения, а также сформулированы основные пунктами, которые должны содержаться в техническом задании. «Информационные технологии должны не облегчать существование ленивым, а улучшать жизнь заинтересованным».

Библиографические ссылки:

  1. Автоматизированная информационная система (АИС) «Абитуриент» Сибирского федерального университета [Электронный ресурс]. URL: http://abiturient.sfu-kras.ru/Default.aspx

  2. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedu.ru/expdic/16/

  3. Тинейджер [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80

  4. Мобильные приложения [Электронный ресурс]. URL: https://eradv.ru/blog/mobilnye-prilozheniya/

Просмотров работы: 663