Но современные младшие школьники имеют зависимость от интернета, социальных сетей и сетевых игр, и практически никогда данный род занятий не направлен на самообразование и развитие у них умственных способностей.
Многие родители, как правило, заняты работой, карьерой и семейными обязанностями, но нередко забывают о развитие своего ребенка вне школьной деятельности, довольствуясь исключительно школьным образовательным процессом, а именно: проверка домашнего задания, школьного дневника и т. д.
Следовательно, актуальность данного проекта обусловлена тем, что он позволяет максимально привлечь младших школьников к самостоятельной познавательной деятельности, помогает расширить образовательный кругозор обучающихся и повысить их уровень грамотности.
Цель проекта: создание зоны уголка предметно – развивающей среды для развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи проекта:
Изучить психолого – педагогическую литературу по теме проекта.
Подобрать диагностический материал, направленный на выявление уровня познавательной активности, интересов младших школьников, выявить и проанализировать полученный результат.
Разработать дидактические игры, направленные на развитие познавательной активности, которых будут применяться во внеурочной деятельности.
Создать зону уголка предметно – развивающей среды «Занимательный мир Всезнаек», которой обучающиеся смогут воспользоваться во внеурочной деятельности и на переменах; привлечь родителей.
Ожидаемый результат:
Уголок предметно – развивающей среды «Занимательный мир Всезнаек» и сборник дидактических игр и упражнений.
Участники проекта: студент – практикант, педагог, обучающиеся, родители.
Возрастная группа детей: 3 класс (9 – 10 лет).
Возможность реализации данного проекта в ОУ с использованием различных путей его предоставления или распространения: изучение психолого – педагогической литературы и определение актуальной образовательной проблемы, определение цели и задач проекта, определение содержания проекта, оставление плана работы, определение продукта деятельности, проведение внеурочных занятий, анализ результатов работы.
Методы исследования:
Анализ и синтез психолого-педагогической и научно-методической литературы;
Методика выявление уровней познавательной активности А.А. Горчинской.
Материально – техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, уголок предметно – развивающей среды для создания зоны.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Особенность зоны уголка предметно – развивающей среды в процессе познавательного обучения и воспитания в «Занимательном мире Всезнайке» состоит в том, что он строится не на основе принужденного развития, а непринужденного усвоения информации. Развитие познавательной активности достигается путем сочетания игр и упражнения, и познания во время внеурочной деятельности.
Создание информационных памяток для уголка предметно – развивающей среды, и применение дидактических игр и упражнений – это одна из форм работы в системе познавательного образования и воспитания подрастающего поколения. Если её правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои умственные способности, сочетать творческий и умственный труд по изучению и оценке собственных навыков работы с информацией, что в свою очередь даст возможность применить знания детей, почерпнутые из школьных курсов математики, литературного чтения, русского языка и других. Итог – выход на важнейшее свойство личности – убеждённость в необходимости развивать свои умственные способности, обогащать свои знания и саморазвиваться, с опорой не только на знания, полученные на уроках, но и с учетом умений самостоятельного добывания информации. В процессе развития познавательной активности в рамках данного проекта, у ребёнка вырабатываются умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно – следственные связи, доказывать свои суждения.
Дидактические игры и упражнения – это наиболее доступные средства развития познавательной активности для восприятия их младшими школьниками.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы проекта |
Содержание |
Срокиреализации |
|
||
1.1 |
Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности младших школьников: |
Октябрь |
1.2 |
Подбор диагностического методик, с целью выявления уровня сформированности познавательной активности младших школьников 3 класса.
|
Ноябрь |
1.3 |
Подбор учебно – дидактического материала: дидактические игры и упражнения. (Приложения) |
Декабрь |
|
||
2.1 |
Наблюдение за обучающимися во внеурочной деятельности, с целью выявления выраженности познавательной активности.
|
Январь (1 – 2 недели) |
2.2 |
Проведение и интерпретация результатов диагностики А. А. Горчинской «Уровень познавательной активности младших школьников на детях. |
Январь (3 – 4 недели) |
2.3 |
Проведение родительского собрания «Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника». Цель: актуализировать и обогатить практический опыт родителей по созданию ситуаций успеха для младшего школьника. Участники: студент – практикант, педагог, родители. |
Февраль (4 неделя) |
2.4 |
Привлечение родителей к оказанию помощи в подборе иллюстраций, картин, сбора информации.
|
Февраль (4 неделя) |
2.5 |
Подбор разнообразных форм обучения и воспитания по реализации развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности. |
Февраль (4 неделя) |
2.6 |
Проведение внеурочных занятий с опорой на развитие познавательной активности обучающихся:
Цель: создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, для становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. |
Март (1 неделя) |
2.7 |
Цель: создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, для становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. |
Март (1 неделя) |
2.8 |
Цель: создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, определение самобытности каждого ребёнка через раскрытие его увлечений, создание условия для знакомства детей с увлечениями их сверстников. |
Март (2 неделя) |
2.9 |
Цель: создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, для становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. |
Март (2 неделя) |
2.10 |
Цель: создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, для становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. |
Март (3 неделя) |
2.11 |
Цель: создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, определение самобытности каждого ребёнка через раскрытие его увлечений, создание условия для знакомства детей с увлечениями их сверстников. |
Март (3 неделя) |
2.12 |
Наблюдение за обучающимися во внеурочной деятельности, с целью выявления повышенности уровня познавательной активности.
|
Март (4 неделя) |
2.13 |
Проведение и интерпретация результатов диагностики А. А. Горчинской «Уровень познавательной активности младших школьников на детях, с целью с целью выявления повышенности уровня познавательной активности. |
Март (4 неделя) |
|
||
3.1 |
Предоставление продукта деятельности проекта: сборник дидактических игр и упражнений; сборник методических рекомендаций по развитию познавательной активности младших школьников средствами внеурочной работы. |
Апрель (1 неделя) |
Проект предметно – развивающей среды «Занимательный мир Всезнаек».
Тема: Занимательный мир Всезнаек.
Класс: 3
Цель проекта: создание зоны уголка предметно – развивающей среды для развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
Способствовать развитию у обучающихся умений анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно – следственные связи, доказывать свои суждения, самостоятельно добывать знания и применять их.
Развивать внимательность, мышление, воображение, память и речь.
Воспитывать толерантность, любовь к знаниям, интерес к самообразованию.
Ожидаемые результаты:
Формирование продуктивных , репродуктивных и творческих форм мышления.
Повышенный уровень развития познавательной активности, навыков самостоятельной деятельности.
Продукт деятельности:
для учителя – сборник дидактических игр и упражнений, уголок ПРС «Занимательный мир Всезнайка»
для обучающихся – информационный памятки.
Направления работы с родителями:
Стартовое родительское собрание.
Постановка проблемы перед родителями, и ее решение.
Привлечение родителей к созданию учебно – информационных памяток.
Направления работы с детьми: Внеурочная деятельность.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Основной этап.
Заключительный этап.
Срок реализации проекта: 27 февраля 2017 г. – 25 марта 2017 г.
Участники проекта: дети, родители, учитель.
Описание этапов реализации проекта
На подготовительном этапе
Производится анализ психолого – педагогической литературы с целью выявления разнообразных форм, методов, средств, и других теоретических аспектов по развития познавательной активности младших школьников, пути решения проблемы познавательной активности перспективных идей, нуждающихся в воплощении. Так же, подбор диагностического материала, который помогает выявлять и отслеживать уровень познавательной активности младших школьников.
Производится сбор и статистическая обработка полученного материала, показывающая существующие закономерности развития актуальной ситуации. На основе выявленных особенностей развития познавательной активности младших школьников, строиться дальнейшая реализация проекта.
Таким образом, подготовительный этап обеспечивает направленность в подборе дидактических игр и упражнений для создания зоны предметно – развивающей среды в кабинете начальных классов.
На основном этапе
Происходит выработка плана практической реализации проекта: практических занятий по реализации проекта на преддипломной практики.
Реализуется план и намеченные внеурочные занятия. На данном этапе обычно проводится текущий контроль, путем диагностирования, дающий информацию о процессах изменения, происходящих в классе.
План и тематика внеурочных занятий соответствует цели проекта программе внеурочной деятельности и требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников, а так же возрастным особенностям обучающихся.
Учитывая структуру и содержание основного этапа реализации проекта, оформлены дидактические игры и упражнения, которые обогащают содержание зоны уголка предметно – развивающей среды.
На заключительном этапе
Осуществляется защита проекта и предоставления конечного продукта деятельности. Продуктом деятельности является сборник дидактических игр и упражнений, направленных на развитие познавательной активности младших школьников, а так же зона предметно – развивающей среды «Занимательный мир Всезнайка».
Обучающиеся младшего школьного возраста могут использовать дидактические материалы на переменах, а так же во внеурочной деятельности, так как уголок включает в себя: математическое направление (математическое домино, математические раскраски и лабиринты), литературное направление (анаграммы), русский язык (различные орфограммы), патриотическое направление (информационные памятки, которые будут помещаться в зону уголка ПРС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного проекта является – создание условий для развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности через использование дидактических материалов предметно – развивающей среды.
Реализация данного проекта очень актуальна для младшего школьного возраста, так как он направлен на развитие познавательной активности детей в соответствии с их возрастными особенностями, что прививает ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор.
Прежде, чем приступить к реализации продукта деятельности, необходимо выявить уровень развития познавательной активности, учитывать возрастные особенности младших школьников, четко понимать цель и задачи проекта.
Таким образом, выше изложенное – определяет всю сущность создания продукта деятельности для зоны уголка предметно – развивающей среды в кабинете начальных классов.
13