ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С КОНФЛИКТНЫМИ СЕМЬЯМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С КОНФЛИКТНЫМИ СЕМЬЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья – важнейший социальный институт, агент первичной социализации ребенка. Именно в семье передаются культурные, нравственные ценности, человек чувствует себя под защитой, находит заботу и внимание. Крепкая семья - залог стабильности и здорового развития общества.

Состояние современной семьи обусловлено общественным развитием. Процессы глобализации, экономические и социальные преобразования имеют не только положительное, но и отрицательное значение.

По оценкам специалистов, в 80 - 85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам. Семейные конфликты специфичны по возникновению и протеканию. Их воздействие особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов [7].

Конфликтная семья является разновидностью криминогенной семьи, наличие конфликтов в которой способствует совершению того или иного вида преступлений как внутри семьи, так и за ее пределами.

Основу семейного конфликта составляют: психологический инфантилизм, половое невежество и воспитательная неграмотность супругов - незнание основ воспитательного процесса и детской психологии. Эти элементы составляют содержание внутрисемейных конфликтов [5, с. 508].

Проблемные ситуации, которые связаны с различиями членов семьи в потребностях, мотивах, интересах, называют семейными конфликтами.

Конфликт имеет не только отрицательные, но и положительные качества. Это не только фактор разрушения отношений, прежде всего это важнейший процесс сохранения целого и стимул к дальнейшему развитию. Конструктивное преодоление кризиса обеспечивает выход на новый уровень отношений, обеспечение жизненных возможностей, что говорит о ценности и важности конфликта [6, с. 50].

Причины конфликта многообразны. Психолог О. А. Карабанова выделяет такие причины, как:

  1. Неадекватная мотивация брака. Зачастую желание вступить в брак связано со стремлением удовлетворения потребностей, находящихся вне сферы брачно-семейных отношений, то есть когда один или оба супруга вступают в брак из-за желания перестать ощущать недостаток любви, общения, заботы, тепла, внимания, хотят избежать чувства одиночества и ненужности.

  2. Нарушения и искажения чувства любви. Возникают в связи с отсутствия взаимопонимания и дефиците эмоциональной поддержки со стороны своего партнера.

  3. Сексуальная несовместимость, в основе которой лежат глубокие психологические причины, связанные с нарушениями и искажениями чувства любви.

  4. Девиантное поведение одного из членов семьи. Зависимость от алкоголя, наркотиков, склонность к насилию, агрессии.

  5. Низкий уровень материального благополучия. Неудовлетворение материальных и духовных потребностей членов семьи создает конфликтные ситуации [3, с. 98].

По моему нашему мнению, важнейшей причиной семейного конфликта является неподготовленность к семейной жизни. Индивид должен достигнуть личную независимость, чтобы стать способным к созданию собственной семьи. Психолог Хоффман выделяет четыре вида независимости. Во-первых – эмоциональная, то есть освобождение от общественной и психологической зависимости от родителей, любви и поддержки; во-вторых, аттитюдная независимость, заключающаяся в сформированности собственной системы взглядов, убеждений, ценностей, отличающихся от родительской. В-третьих, материальная независимость, способность содержать себя. В-четвертых, конфликтная независимость, отделение от родителей, при которой отсутствует чувство вины и ощущение предательства.

Молодые люди вступают в брак, не задумываясь о своей готовности к семейной жизни, ни об эмоциональной, ни о материальной. Основу супружества составляет эмоциональный настрой. Следовательно, в большинстве случаев в будущем молодая пара столкнется с разногласиями, претензиям в быту, которые приведут к конфликтным ситуациям.

Мы считаю, что, важную роль играет установка на разрешение конфликта. В успешных семьях супруги объединяют усилия для нахождения точек соприкосновения и выхода из конфликтной ситуации, а в неуспешных – желание доказать правоту своей точки зрения превосходит желание добиться согласия и мира. В центре внимания находится не проблема, а личность, превалирует эгоизм [4, с. 194].

Выйти из конфликтной ситуации, не обращаясь за помощью к специалистам, сложная задача. Поэтому получение профессиональной помощи, в первую очередь психосоциальной, должно быть доступно для каждой семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Психосоциальная работа является направлением в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента

Главной целью психосоциальной работы является продуктивная социализация личности в изменившихся условиях.

К основным функциям психосоциальной работы относятся информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая и терапевтическая.

Одной из главных технологий психосоциальной работы с конфликтной семьей является диагностика семейных взаимоотношений, которая может осуществляться с помощью основных методов сбора информации: наблюдения, опроса. Эти основные эмпирические методы психологического исследования позволяют оценить степень психологического климата в семье, семейную атмосферу, выявить основные причины конфликта [1, с. 258].

Важную роль играет технология семейного консультирования, которое помогает супругам повысить уровень взаимной информированности, культуры общения, моральной мотивации. Ведь каждый член семьи должен осознать ответственность перед семьей. Клиент в результате консультирования должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Особенностью консультирования состоит в активизации резервов и внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций [5, с.73].

Социальная коррекция подразумевает исправление особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым стандартам поведения.

Коррекционное воздействие может осуществляться в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание качеств, которые преобладали до появления отклонения. Компенсирование заключается в усилении качеств объекта, которые могут заменить утраченное в результате конфликта. Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, создание благоприятного эмоционального фона.

Немаловажную роль играет семейная дискуссия. Цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти истину. Все стороны должны быть активными в спор, спор должен касаться только предмета спора, не переходить на личности [5, с.79].

Эффективной психосоциальной технологией, также является семейная арт – терапия, которая сочетает арт - терапию и семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства при работе с семьей и опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии. Как и семейная психотерапия, семейная арт - терапия занимается диагностикой и терапией внутрисемейных проблем, но при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет визуально - пластические средства. Именно изобразительная деятельность членов семьи в процессе семейной арт - терапии дает основной материал для исследования и решения внутрисемейных проблем [2].

Для того, чтобы разногласия не накапливались, превращаясь в семейные кризисы, желательно постоянно общаться друг с другом и решать проблемы по мере их возникновения. Предотвращение возникновения возможных нарушений в семейных отношениях возможно с помощью профилактической работы с семьей, которая направлена на выработку адекватных способов разрешения семейных конфликтов и кризисных ситуаций, что, в свою очередь, предохраняет от патогенного повышения уровня психологического напряжения в семье.

Семья, как и любая социальная система, не защищена от возможности наступления конфликтной ситуации. Задача психосоциальной работы с конфликтными семьями заключается в организации помощи выхода из кризисной ситуации без негативных последствий посредством разнообразных технологий.

Литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. — 526 с.

  2. Бибикова Н.В. Арт-терапия как инновационная технология социальной работы // Поволжский педагогический поиск. 2013. № 2 (4). С. 92-94.

  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006. -320 с.

  2. Колесникова Г.И., И.А. Кабарухина, В.Н. Мирошниченко. Социология и психология семьи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. -512 с.

  3. Теория и методика социальной работы: Учебно-методическое пособие по подготовке государственному академическому экзамену для студентов формы обучения экстернат по социальной работе / Отв. ред. А.Ю. Левагина. – Ульяновск: УЛГУ, 2002. – 214 с.

  4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под. ред. Е. Г. Силяевой. – М., 2004. — 192 с.

  5. Понятие семейного конфликта, его особенности и классификация. Электронный ресурс URL: [http://psyera.ru/ponyatie-semeynogo-konflikta-ego-osobennosti-i-klassifikaciya-218.htm] дата обращения: 06.01.2017

Просмотров работы: 791