ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ.

Шабаркина А.С. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время проблема гиперактивности детей младшего школьного возраста привлекает большое внимание специалистов – психологов и педагогов.

Что же такое гиперактивность?

Как говорится в большом психологическом словаре «Активный» – от латинского «aktivus» деятельный, действенный. «Гипер» – от греческого «hyper» – над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью»[3].

Основными причинами, которые лежат в основе возникновения гиперактивности детей, являются:

  1. Патологии беременности, родов.

  2. Интоксикация первых дней жизни малыша.

  3. Минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая приводит к появлению проблем связанных с неуспеваемостью младших школьников.

В.М. Астапов в своем труде «Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии» говорит, что в критические периоды развития организм ребенка, в особенности мозг, чувствителен к неблагоприятным воздействиям. Особенно в период от 3 до 10 недель влияние различных воздействий может стать причиной формирования грубых пороков развития нервной системы. На более позднем этапе развития проявление дефекта может выражатьсяв разной степени от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития. Также В.М. Астапов утверждает, что отклонения возникают не только в процессе внутриутробного и послеродового развития, но и в результате наследственных факторов. В зависимости от причин появления нарушения в развитии их делят на врожденные и приобретенные. Врожденные нарушения подразделяют на две группы. К первой группе врождённых нарушений относят патологические факторы, которые вызвали заболевания матери во время беременности. Такими являются заболевания токсикозы, интоксикация, нарушения обмена веществ, именно – патологическое состояние и акушерская патология. К этой группе также относят химические вещества, радиоактивное излучение, несовместимость резус-фактора матери и плода. Ко второй группе врожденных нарушений относятся наследственные генетические поражения, вызванные алкоголизмом и употребление наркотиков родителями. Приобретенные нарушения возникаю при разнообразных отклонениях в развитии, которые были вызваны природными и послеродовыми поражениями организма ребенка. Послеродовые поражения – это аномалии, возникающие у ребенка после того, как оно перенес заболевание в раннем детстве или черепно-мозговую травму [2].

Большинство придерживаются такого списка факторов возникновения гиперактивности, которые могут взаимодействовать между собой:

  • Органическое поражения мозга (черепно-мозговая травма);

  • Перинатальная патология (нарушения во время беременности, асфиксия новорожденного);

  • Генетический фактор;

  • Пищевые факторы (содержание углеводов в пище);

  • Социальные факторы (воспитательные воздействия).

Как же проявляется гиперактивность у детей младшего школьного возраста? И каково ее влияние на успеваемость учащихся?

По мнению многих родителей и педагогов, гиперактивность – это всего лишь проблема поведения, объясняющаяся «распущенностью» ребенка и его неумелое воспитание. Такие поспешные выводы не всегда оправданы, так как гиперактивность – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только квалифицированный специалист. Данный диагноз ставится после специального обследования.

У детей младшего школьного возраста гиперактивность проявляется:

  1. Нарушением внимания.

  • Дети не способны сосредоточить внимание на долгое время на одном предмете, поэтому не способны выполнить задание полностью.

  • У таких детей снижается избирательность внимания.

  • Они часто забывают, то о чем их просят или что им нужно сделать.

  • Дети суетливы.

  • Частая переключаемость с одного предмета на другой.

В связи с этим у детей пропадает интерес и упорство, как в учебной, так и в игровой деятельности. Порой такие дети не могут спокойно досидеть до конца мультфильма, который показывают по телевизору, даже если он идет около получаса.

  1. Импульсивностью

  • Неряшливость в выполнении различных действий и заданий.

  • Шумное поведение, выкрикивание с места во время урока.

  • Влезание в разговор и в работу других учащихся и учителя.

  • Торопливость, не может дождаться свей очереди в играх, на уроке.

На основе импульсивности ребенок может попадать в драки. Основными причинами этих драк являются излишняя активность учащегося, которая мешает как учителю, так и учащимся.

  1. Другими признаками.

  • Нарушение координации движения тела. Потеря равновесия.

  • Ребенок не может выполнить движений с мелкими предметами (завязывание шнурков).

  • Заторможенность эмоционального развития ребенка.

  • Парциальная задержка развития (письмо, счет, чтение).

  • Одиночество, причинами которого становится стремление быть как сверстники, но активное желание ими руководить.

Коррекция – это исправление недостатков, неправильностей, не требующих конечных изменений [3]. Коррекция гиперактивности детей младшего школьного возраста должна проводиться в комплексе по различным методикам, которые есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно пользуются немедикаментозными методиками. Лечебными пользуются только в том случае, когда другие методики не принесли эффективного результата.

Основным направлением коррекции гиперактивности является правильная двигательная активность ребенка. Гиперактивным детям противопоказаны игры и спортивные занятия с соревновательным характером, поэтому рекомендуются легкие аэробные тренировки (плаванье, езда на велосипеде, лыжи).

К коррекции также относится работа с психологом. Психолог на основе методик может уменьшить тревожность и повысить способность к коммуникации ребенка. Также помогает и дает упражнения на развитие речи, внимания и памяти. Психолог работает не только с ребенком, но и сего родителями. Родителям он помогает изменить микроклимат в семье, который благоприятно влияет на ребенка.

Для педагога так же важно знать гиперактивных детей своего класса, диагноз которых подтвержден специалистом. В свою очередь учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы учитывать индивидуальные особенности развития и поведения ребенка. Педагог в работе с гиперактивными детьми должен использовать три основных направления:

  • По развитию дефицитарных функций (внимание, память, координация).

  • По отработке навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

  • Работа с гневом, которая проводится при необходимости.

Таким образом, нами была проанализирована проблема гиперактивности и причины ее возникновения. Также мы показали влияние этой проблемы на успеваемость детей младшего школьного возраста. Указали работу по коррекции гиперактивности детей. В современное время продолжается работа в данной области.

Список использованной литературы:

  1. Альтхерр П. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития/ П. Альтхерр., Л Берг, А. Вельфль, М. Пассольт. – Москва: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.

  2. Астапов В.Н. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В. Н. Астапов.- Москва: Международная педагогическая академия, 1994г. – 216 с.

  3. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова. — 4-е изд., дополн. и испр.– Москва: АСТ, 2008. — 868 с.

5

Просмотров работы: 444