ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Бобина О.В. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня для самосовершенствования личности школьников необходимо сформировать у них потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, овладению обширным комп­лексом двигательных умений, навыков и специальных знаний, вос­питанию нравственных, эстетических и других качеств. Данный процесс может успешно реализоваться лишь в том случае, если он будет основываться на мотивационно-ценностном подходе к физическому воспитанию и необходимых для этого психолого-пе­дагогических условий.

В настоящее время в философских, социологических, психо­лого-педагогических исследованиях появился целый ряд фундамен­тальных работ, отражающих различные аспекты данной проблемы (Л.И. Божович, В.0. Васиденко, А.Г. Здравомыслов, Н.В. Кузьмина, Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Тугаринов, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.).

Анализ имеющейся литературы показал, что хотя содержа­ние и классификация ценностей - предмет острых дискуссий, всеми исследователями единодушно признано, что ценность, представляет собой социальный феномен в развитии человека и общества. Физическая культура, безусловно, должна рассматри­ваться в этом же понятийном ряду.

Вместе с тем, мотивационно-ценностное отношение школь­ников к физической культуре - является наименее изученным вопросом в современной психолого-педагогической литературе. Лишь косвенно оно получило отражение в работах М.Я. Виленского, К. Бальсевича, Ю.Д. Железняка и др.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно.

Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников.

В процессе работы были выделены следующие педагогические условия:

- создание ситуации успеха (условия, исключающие снижение самооценки учащихся, ситуаций не успеха, отрицательную оценку действий учащихся педагогом, возможную отрицательную оценку со стороны одноклассников, формирование мотивации избегания неудач);

- использование разнообразия средств физического воспитания школьников;

- добровольное включение школьников во внеклассные занятия физической культурой.

Мотивацишно-ценностное отношение школьников к физической культуре - результат длительной спортивно-оздоровительной ра­боты, которая не наступает автоматически, а должна стать пред­метом особых забот школьных учителей физической культуры по ее целенаправленной активизации.

Одной из задач программы физического воспитания является формирование сознательного отношения учащихся к своему здоровью, развитие физического потенциала каждого ученика.

Так как слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и основные способы осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности именно на уроке физической культуры осуществлялась работа по формированию мотивационно-ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой. Работа велась не только над развитием физических качеств, но и над укреплением здоровья. Особое внимание уделялось предотвращению появления многих заболеваний. Например, такие, как нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов зрения, желудочно-кишечного тракта.

Была организована специальная деятельность относительно теоретической части программы, которая включает в себя изучение основ физической культуры:

- особенность зарождения физической культуры, история первых Олимпийских игр;

- здоровье и физическое развитие человека;

- работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, роль зрения и слуха в жизни человека;

- влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья;

- физические качества и их связь с физическим развитием;

- формирование правильной осанки;

- терминология разучиваемых упражнений;

- причина травматизма на занятиях физической культуры и правила его предупреждения.

Внеклассная работа по формированию здорового образа жизни заключалась в проведении спартакиад, соревнований («Веселые старты», «Мама, папа, я – мы спортивная семья», тематических викторин).

При проведении досуга и праздника дети приобщались к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом дети вели себя более непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяла им двигаться без особого напряжения и легче осваивать азы здорового образа жизни.

Продумывалось музыкальное сопровождение, использовались записи любимых песен ребят из детских мультфильмов, популярных эстрадных групп, солистов и классическую музыку. При проведении досугов использовались детские развлекательные шоу-программы “Двигайся, играй, радуйся”.

Мероприятия проводились в двух направлениях

1. Непосредственно соревнования в классе и школе

Провели: Весёлые старты

Взятие снежной крепости

День снеговика

Соревнование по футболу

Соревнования по волейболу

Соревнование по плаванию

Праздник-соревнования «Залог здоровья»

Древние греки

Удальцы

А ну-ка мальчишки

А ну-ка девчонки

2 направление работа с семьёй. Проводились 1 раз в полугодие соревнования «Мама, папа и я - спортивная семья»

Соревнования организованы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями физического развития школьников.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента относительно деятельностного критерия показывает, что обучающиеся экспериментальной группы демонстрируют положительную динамику освоения основ здорового образа жизни в практической деятельности. В контрольной группе наблюдается значительно меньшая динамика по данному критерию. Процент детей с высоким уровнем возрос на 27% (с 5% до 32%) в экспериментальной группе и 0% (5%) в контрольной.

Рис. 1 Сравнительный анализ результатов двух этапов эксперимента (по эмоционально-волевому критерию)

Анализируя результаты по эмоционально-волевому критерию стоит отметить, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения. Процент детей с высоким уровнем мотивации возрос на 23% (с 9% до 32%), в контрольной же группе изменения отсутствуют (14%). Необходимо отметить, в экспериментальной группе процент обучающихся с низким уровнем составляет всего 23% (уменьшение на 36%), а в контрольной группе 48% (уменьшение на 5%). Результаты исследования доказывают эффективность работы в ходе формирующего этапа эксперимента относительно формирования эмоционально положительного отношения относительно оздоровительных действий и мероприятий.

Таким образом, педагогическая деятельность специально организованная для формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к занятиям физической культуры при организации и проведении спортивных соревнований в экспериментальном классе способствовала формированию интереса школьника к своему здоровью, усвоению знаний относительно сохранения здоровья, создала определенный положительный эмоциональный фон вокруг этого процесса, создала благоприятные возможности для оздоровления в процессе занятий физической культурой.

Таким образом, проанализировав проделанную экспериментальную работу по формированию мотивационно-ценностного отношения школьников к занятиям физической культуры при организации и проведении спортивных соревнований, можем утверждать, что работа педагога по данной проблеме в рамках учебного процесса должна носить системный характер, опираясь как на реализацию учебной программы в процессе учебных занятий, так и на организацию внеклассных мероприятий оздоровительной направленности. Кроме того необходимы разнообразные формы такой работы. Важным условием организации работы по формированию мотивационно-ценностного отношения школьников к занятиям физической культуры при организации и проведении спортивных соревнований является создание положительного эмоционального настроя, который во многом определяет уровень эффективности работы в данном направлении. Эксперимент показал необходимость привлечение в данный процесс родителей и педагогов.

 

6

 

Просмотров работы: 418