Стратегия современного образования направлена на раскрытие профессионально-личностного потенциала студентов.
Важными личностно-профессиональными качествами являются способность к саморазвитию, к самообучению и шире к самоуправлению.
Согласно результатам исследований И.В. Мешковой, способность к самоуправлению может рассматриваться как диагностический показатель личностно-профессионального развития студентов.
Объект исследования – процесс развития профессионально-личностных качеств студентов.
Предмет исследования –способность к самоуправлению у студентов института физической культуры.
Цель исследования – изучить уровень развития способности к самоуправлению у студентов института физической культуры бакалавриата.
Исследование самоуправления отражены в работах Пейсахова Н.М., Ямалетдиновой Г.А., Мешковой И.В. , Колобанова И.А. Андреева В.И. и др.
Под самоуправлением понимается осознанное, целенаправленное изменение себя, когда человек ставит перед собой цель, сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями.
Опираясь на работы И. В. Мешковой мы ориентируемся на следующие характеристики студентов с разными уровнями самоуправления (высоким и низким).
Студенты с низким уровнем общей способности самоуправления испытывают прежде всего трудности при проведении рационального анализа сложившегося положения или ситуации. Столкнувшись со сложными обстоятельствами, они, как правило, не готовы приложить усилия, чтобы как-то повлиять на ситуацию, при этом они не уверены в своих возможностях, им сложно сформировать модель-прогноз, основанную на анализе противоречий между прошлым и будущим, у них нет представления о жизненных перспективах, поэтому им трудно создать собственную целевую систему, которая включает стратегические, тактические и оперативные цели. Эти студенты могут активно браться за решение каких-либо задач, но потом так же быстро бросать их, не доводя дело до конца. Они не предпочитают не выстраивать детальный план, а надеются на удачу, живут исходя из своего настроения, поэтому они не могут осуществлять контроль выполнения собственного плана, контроль своих эмоций, речи, поведения [ 2].
Очевидно, считает автор, что выявленные качества студентов с низким уровнем способности самоуправления требуют проведения психолого-педагогической работы и коррекции их личностно-профессионального развития.
Автор в своей статье приводит и психологический портрет студентов, чей уровень общей способности самоуправления диагностирован как высокий.
Самое главной особенностью данных студентов, является то что они могут анализировать различные проблемные ситуации, поэтому имеют адекватную модель ситуации, которая помогает им понимать причины возможных неудач и противоречий между прошлым и настоящим. Они имеют осознанные цели и стремятся к их достижению, они контролируют свое поведение, эмоции, речь, рефлексируют реакцию окружающих на их поведение и готовы к его изменению, они могут соотнести желаемые цели со своими возможностями и способностями, у них есть последовательность в достижении целей, в реализации которых они умеют отказываться от того, что их отвлекает от запланированного. Студенты с высоким уровнем способности самоуправления имеют точные ориентиры, позволяющие оценить качество проделанной работы. Их отличает умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, и даже непредвиденные препятствия не могут помешать им довести дело до конца. При необходимости они способны скорректировать свое поведение, наладить отношения с людьми и изменить свои привычки. Для этих молодых людей важно быть в ситуации конкуренции, иметь доказать, но для них важно и социальное признание, и уважение [2].
Автор делает вывод, что в период профессионального обучения в вузе на ранней стадии профессионализации личностно-профессиональное студентов с высоким уровнем способности самоуправления определяется личностными качествами, свидетельствующими об их социальной зрелости.
Методы и организация исследования
В исследовании принимали участие студенты института физической культуры. 30 студентов направления «ФК» и 30 студентов направления «сервис» в качестве методов диагностического исследования были выбран опросник В.И. Андреева.
Результаты уровня развития способности к самоуправлению представлены в таб. 1.
Таблица 1 - уровни развития способности к самоуправлению у студентов физическая культура
№ п/п |
Уровень способности к самоуправлению |
Студенты ИФК |
1 |
Очень высокий |
3,3 % |
2 |
Высокий |
6,6 % |
3 |
Выше среднего |
33,3 % |
4 |
Чуть выше среднего |
33,3 % |
5 |
Средний |
20 % |
6 |
Чуть ниже среднего |
3,3 % |
7 |
Ниже среднего |
0 % |
8 |
Низкий |
0 % |
9 |
Очень низкий |
0 % |
У студентов группы «Физическая культура» преобладают два уровня «выше среднего» и «чуть выше среднего». Это свидетельствует о том, что способность к самоуправлению развивается под влиянием специфики деятельности, студенты ИФК включены в разные виды деятельности, поэтому их самоуправление достаточно развито.
Исходя из исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Возрастающая с годами ответственность, самостоятельность личности делает актуальной проблему развития у человека способности к самоуправлению, которая становится особо значимой применительно к студенческому возрасту.
2. Проведенное нами исследование выявило особенности уровня самоуправлению у студентов института физической культуры.
Список литературы
Андреев В. И. Саморазвитие менеджера / В. И. Андреев // Народное образование. - Москва : Народное образование, 1995. - 160 с.
Мешкова И. В. Способность самоуправления как диагностический критерий личностно-профессионального развития студентов педагогического вуза / И. В. Мешкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1. – С. 16–21.
Пейсахов Н. М. Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов / Н. М. Пейсахов. – Казань : Изд-во Казанского университета, 1983. - 192 с.
Ямалетдинова Г. А. Условия, обеспечивающие эффективность самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов по физической культуре в вузе / Г. А. Ямалетдинова // Педагогическое образование и наука. - 2013. № 4. С. 51-56.